Святой благоверный князь Александр Невский – солнце русской жизни, которое не закатилось




 

Н.С. Левшина, учитель информатики БОУ города Омска «СОШ №41»

 

Величие Александра Невского, святого благоверного великого князя, сравнимо разве только с солнцем, озарившим многострадальную Русь в XIII веке. Оплакивая кончину князя, тогдашний митрополит Киприан так и говорил: «Солнце русской жизни закатилось». [3, С.88]

Но история нашей страны за восемь столетий, отделяющих нас от времени, когда в тяжелейших испытаниях великий князь Александр Невский защищал Русь от полного уничтожения, показывает, что его имя было окружено народным почитанием, признанием святости не только его исторического жития, но и посмертного влияния на судьбы России.

Еще у всех в памяти грандиозный телевизионный проект 2008 года – «Имя России», привлекший к себе внимание миллионов телезрителей. Князь Александр Невский вышел «победителем», набрав наибольшее число голосов. Как выяснилось, в представлении большинства людей именно он в наибольшей степени олицетворяет нашу страну и ее героическую историю, причем не только будущее, но и настоящее. [2, C. 22]

Можно перечислить исторические факты, показывающие, как много значил благоверный князь для россиян в разные исторические эпохи.

При жизни князя: были выдающиеся победы на поле брани, на века прославившие его имя, – разгром шведов на реке Неве летом 1240 года и победа на льду Чудского озера над рыцарями немецкого Ливонского ордена в 1242 году.

Александр Невский во многом определил выбор Руси между Западом и Востоком. Приняв власть татар, Северо-Восточная Русь решительно откажется от союза с латинским Западом, который, разумеется, на определенных условиях – предложит русскому князю римский папа Иннокентий IV на рубеже 40-50-х годов XIII столетия. В своей западной политике Александр проявит себя решительным и бескомпромиссным властителем: он будет успешно противодействовать любым попыткам своих западных соседей (прежде всего, Ливонского ордена, Швеции и Литвы) воспользоваться слабостью Руси и подчинить своему влиянию её западные и северо-западные области. И эту политику Александра Невского продолжат его преемники на великом княжении Владимирском. А также прямые наследники князя – внук преподобный и благоверный князь Даниил, святой покровитель Москвы и его потомки. Натиск немцев, шведов и датчан на земли Великого Новгорода будет остановлен, и северо-западная граница Русского государства останется более или менее стабильной на протяжении нескольких последующих столетий. [2, С. 16-17]

Заметные изменения в княжение Александра Невского произойдут и в положении Церкви в русском обществе. Правители Орды предоставят ей значительные льготы, освободят епископские кафедры, церкви и монастыри от выплаты каких-либо даней и налогов в свою пользу. В своей политике смирения перед Ордой князь Александр найдет безусловную поддержку со стороны православных патриархов; союз Церкви и Государства упрочится, а в конечном счете Церковь станет главнейшим союзником московских князей, наследников власти Александра Невского, в их борьбе за объединение страны и свержение ордынского ига. [2, С. 13]

Александр Невский – один из самых почитаемых русских святых, «небесный заступник» земли Русской, как называли его на Руси. Его почитание как святого началось сразу же после его смерти. Официальная же канонизация князя Русской церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царём Иваном Грозным. Незримое присутствие князя отчётливо ощущается во многих событиях – и прежде всего в переломные, наиболее драматические моменты жизни страны.

Именно в 1380 году, в год Куликовской битвы, мощи святого Александра были открыты и обнаружены нетленными князем Дмитрием Донским. Надо ли говорить, как это вдохновило русичей перед битвой с ордынцами. В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы.

В 1724 году император Петр I перевез мощи святого Александра в северную столицу. Именно это послужило ее авторитетом для России. А лавра, где и поныне почивают святые мощи, так и называется – Александро-Невская.

Дочь императора Петра Великого Елизавета, русская императрица, в 1753 году повелела соорудить раку (гробницу) святому Александру из чистого серебра. И не просто из серебра, а из первого русского серебра, добытого промышленным способом. И это также означало независимость России, за которую всю жизнь боролся святой князь Александр Невский. [3, С. 96]

Вскоре после смерти Петра, исполняя его волю, императрица Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского – одну из высших наград Российской империи. [2, С. 7-17]

В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов на средства верующих была создана танковая колонна «Александр Невский». Водителями танков были монахи Троице-Сергиевой и Александро – Невской лавры.

Летом 1942 года был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры Красной армии, проявившие личную отвагу и мужество в бою. [2, С. 20]

Третье возвращение Александра Невского в историю России – в наши дни. Оказалось, что в эпоху новых потрясений, нового национального унижения и в то же время новых надежд на обновление и грядущее процветание России личность и политическое наследие великого князя по-прежнему актуальны. Но уже по-новому: историки пытаются разглядеть в политике Александра Невского те её составляющие, которые помогли стране выжить в годину величайшего национального бедствия. Эта актуальность сохраняется и сегодня. И доказательство этому – результаты телевизионного всероссийского проекта 2008 года – «Имя России».

Некоторые авторы сравнивают великого князя Невского с другим Александром, полководцем античности, Македонским. Но это сравнение надуманное. Македонский подчинял пространства и народы из тщеславия, расширяя границы своей империи, а Александр Невский хранил веру православную, оберегал Богом врученную ему Русь. И если сравнить, то увидим, как закончили свою жизнь два Александра: Македонский погиб от пьянства и излишеств (как рассказывают легенды, был отравлен); Невский умирал, свершив дела праведные, под святыми иконами. 27 ноября 1263 года после тяжелой болезни князь Александр скончался. До этого князь принял постриг с именем Алексий. [3, С. 97]

Митрополит Омский и Тарский Владимир: «Святой князь Александр был не языческим героем, чья слава лишь в силе мышц и размахе меча, – он был христианским правителем, печальником о народных судьбах, наделенным от Господа государственной мудростью. Он понимал, что раздробленная и разобщенная Русь не может устоять против Ордынской империи, – значит, на Востоке следовало искать мирных способов уберечь русскую душу – Русскую Церковь от насилия. Дым мирской славы не заразил гордыней душу святого Александра: он служил родине как купленный раб, не думая о суетной чести. За народ Невский герой готов был положить не только честь, но и голову свою.

Святого князя Александра можно назвать великим политиком и великим дипломатом. Эта политика и эта дипломатия основывались на христианском смирении, христианской мудрости и на любви христианской». [4, С.195]

Святость – категория, возникшая в далеком прошлом, по-разному складывались отношения религии и власти. Неизменным оставалось одно: христианское представление о высоком достоинстве человека, которого Бог, согласно библейской концепции, создал по Своему подобию, а, следовательно, – предназначил быть святым. Пожалуй, ни одна религия так высоко не ставит человека. Святость, согласно христианскому пониманию, это проявление в человеке его уникальности неповторимости в самом высоком нравственном и духовном смысле. Святой в высшей степени оригинален, тогда как грешник вполне стандартен, ведь набор человеческих грехов и пороков довольно ограничен, а мир божественной свободы, мир духа не имеет границ. Известный английский писатель К.С. Льюис писал: «Каждый святой – это новый вид человечества, представленный в единственном экземпляре». Поэтому святой и его жизнь – это явление иного мира, он – гражданин Небесного Царства, он носитель тайны будущего века. [1, С. 10-11]

Александр Невский – образец подвижничества, поднимающего человека на уровень святости, полное и бескорыстное служение своему народу, высочайший жертвенный патриотизм, принесение своей жизни на алтарь Отечества. Александр Невский не был церковной фигурой, однако его мирской подвиг во спасение своего народа от иноплеменного порабощения, тяжкие муки на этом пути и преждевременная смерть были оценены современниками и потомками как святое деяние. [7, С. 35 ]

Именно его героическая и неравная борьба с монголо-татарскими полчищами, вторгшимися на территории их родины, захватчиками стала нравственным ориентиром для всего русского народа. [5, С.210]

По словам архиепископа Херсонского Иннокентия: Не для себя текут великие реки, не для себя растут великие деревья, не для себя также должны жить и великие люди.

Русский писатель XVI века Вологодский епископ Иоасаф писал: «Святые появляются в мире тогда, когда мир в них особенно нуждаются» [6, Л. 363]

Вот и благоверный князь Александр Невский – тот, святой, в котором мы особенно нуждаемся последние 800 лет русской истории.

Для меня, для нашей школы Александр Невский стал таким народным героем и святым подвижником, с которого началась новая страница нашей жизни – введение православной культуры в воспитательную работу, в практику внеурочной, исследовательской, проектной деятельности. Начало нового 2004-2005 учебного года хотелось отметить мероприятием в этом новом для нас духе. Так возникла идея посвятить его святого благоверного князя Александра Невского и провести его 12 сентября, день памяти Святого Благоверного князя Александра Невского. Именно в этот день, 296 лет назад, по настоянию Петра I состоялось торжественное перенесение его мощей из Владимира в Санкт – Петербург. разработали и исполнили литературно-мультимедийную постановку. Пригласили гостей. Нам оказал честь своим присутствием глава Омской епархии митрополит Феодосий (Процюк). Наше представление ему очень понравилось, он хвалил всех участников.

Оформляя актовый зал к этому мероприятию, мы не смогли найти икону святого князя, в те годы еще не было такого изобилия икон и православной литературы. Нам помог епархиальный иконописец Геннадий Анатольевич Адаев. Он передал мне компьютерный диск «Святые лики», откуда я распечатала икону, школьники оформили самодельную рамку.

Именно в этот день Владыка должен был записать очередной теле выпуск Благовест. Слово пастыря» для 12 канала омского телевидения. Журналисты нашли его в нашей школе и здесь же записали выпуск. Владыка говорил о святом благоверном Александре Невском, а наша самодельная икона стояла рядом с ним на столе. Были и другие гости, учителя, родители. Именно в тот день мы впервые убедились в том, что личность Александра Невского интересует, восхищает, привлекает всех людей, независимо от степени воцерковления.

В то время на внеурочных занятиях по православной культуре, которые я проводила с использованием компьютерных технологий и проектно-исследовательской деятельности, мы начали печатное издание небольшого формата «Азбука». Сентябрьский номер 2004 года был посвящен Александру Невскому. Гости мероприятия проявили к нему большой интерес, все было разобрано. Многие впервые узнали, что великий полководец является почитаемым православным святым.

А для нас православное патриотическое краеведение стало одним из важнейших направлений нашей деятельности. Так до наших дней я руковожу школьным проектом «С благодарностью помним». В его рамках мы со школьниками по архивам школьного музея Боевой Славы 75-й гвардейской бригады создаем биографии ветеранов Великой Отечественной войны и размещаем на школьном Интернет-сайте. В 2020 году фотографии и истории подвигов ветеранов мы выложили на сайт проекта Министерства обороны России для галереи «Дорога памяти», которая демонстрируется в храмовом комплексе Главного храма вооруженных сил в России, построенном в Подмосковье к 75-летнему юбилею Победы.

Разумеется, такая православная святыня, посвященная воинскому подвигу защиты своего Отечества, не могла не быть связанной с образом благоверного князя, олицетворяющим в глазах наших предков, современников и потомков героическую историю Святой Руси. Как указано на официальном сайте Главного храма вооруженных сил в России, купол храма спроектирован в форме шлема 
св. благоверного князя Александра Невского. [8]

 

 

Список литературы:

1. Зайцев А.Н. Загадки святости //Жития святых. Путеводитель. – М.: Эксмо, 2008. – С. 10-11.

2. Карцев А.Ю. Великий князь Александр Невский. – М.: Молодая гвардия, 2010. – С. 7-17.

3. Крупин В.Н. «Александр Невский, великий князь». // Русские святые. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002. – С. 97

4. Митрополит (Архиепископ) Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Слово в день перенесения мощей благоверного князя Александра Невского и обретения мощей благоверного князя Даниила Московского (30 августа/12 сентября) //СЛОВА В ДНИ ПАМЯТИ ОСОБО ЧТИМЫХ СВЯТЫХ. Книга III. – Издательство Московской Патриархии, 2000. – С.195

5. Морозова Л.Е.. Святые – нравственный идеал народа на переломных этапах русской истории //Проблема святых и святости в истории России. – Материалы XX Международного семинара исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». – М.: Наука, 2006. – С.210

6. РГБ. Отдел рукописей. Ф. 304/11. № 673. Л. 363

7. Сахаров А.Н. Святость и святые в истории России //Проблема святых и святости в истории России. – Материалы XX Международного семинара исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». – М.: Наука, 2006. – С. 35

8. Центральный музей вооруженных сил Российской Федерации. – [Электронныйресурс]. – Режим доступа: https://doroga.mil.ru/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: