Особенности репрезентации власти в Древнем Египте (на примере палетки (плиты) Нармера.




Введение

Актуальность темы моего эссе состоит в том, что культура древних всегда была и остается популярной у самых широких слоев населения разных стран. И прежде всего вызывают интерес памятники, связанные с культами богов и фараонов.

Цель данного эссе - выявление и описание особенностей репрезентации власти в культуре данного периода на примере палетки Нармера и стелы Ур-Намму.

Предмет эссе - особенности репрезентации власти в культуре Древнего Египта и Месопотамии

Особенности репрезентации власти в Месопотамии (на примере стелы Ур-Намму

Под репрезентацией понимается представление одного явления, понятия, процесса посредством другого. Власть – понятие абстрактное, и репрезентация его производится через использование различных символов.

Понятие «власть» связано с множеством символических и религиозных коннотаций. Символы власти влияют не только на человеческое сознание, но и на подсознание, поэтому чтобы власть сохранялась долгое времени необходима символика, которая апеллирует к ценностной и эмоциональной составляющим сознания.

В Древних цивилизациях это символы, связывающие политическую, царскую власть с образами и атрибутами божеств. И это не случайно, ведь именно с этого времени религия формируется как стройная система воззрений и становится важнейшим, структурообразующим элементом практически во всех ранних цивилизациях.

Естественно, что именно через связь с религией и происходит легитимизация политической власти, проще говоря, глава государства имеет право на власть, так как-либо является потомком Бога, либо получил ее от Бога за какие-то заслуги.

Эту связь политической и божественной власти демонстрирует нам создатель стелы Ур-Намму. Ур-Намму — царь Ура, царь Шумера и Аккадa, правивший приблизительно в 21122094 годах до н. э. в Месопотамии. Ур-Намму был первым представителем III династии Ура.

Стела Ур-Намму состоит из пяти горизонтальных рядов. Изображение разворачивается снизу вверх, вверху располагаются наиболее важные сцены. На верхних рядах царь показан стоящим перед верховным богом и богиней, он совершает жертвоприношение, божества в свою очередь передают ему символы власти — жезл и кольцо. Таким образом воплощена идеи власти, получаемой от богов, и незыблемости этой власти.

В ранних цивилизациях особенно важной составляющей религиозной системы становится «жилищем бога» - храм. В течение всего своего правления Ур-Намму занимался ремонтом старых и строительством новых храмов, что и нашло свое отражение на стеле - в одном из рядов специалисты различают фигуру царя, который несет корзину со строительными инструментами. Создатель храма– это еще одна важная сторона репрезентации власти, ведь это сближает его с богами - созидателями.

Ну и наконец в самом верху стелы – изображения солнца и лунного полумесяца, символов высших божеств пантеона, под этими изображениями молится Ур-Намму – еще один символ близости политической и божественной власти.

 

Особенности репрезентации власти в Древнем Египте (на примере палетки (плиты) Нармера.

Особенности египетской цивилизации были обусловлены ирригационной экономикой в долине реки - единственного источника орошения. Необходимость строительства ирригационных сооружений – плотин, дамб, каналов – приводит к созданию аппарата принуждения –государства. Уже к концу IV тыс. в долине Нила создается единое государство, объединившее Верхний и Нижний Египет.

Палетка (плита) повествует как раз о победе властителя Верхнего Египта Нармера над Нижним Египтом. Изображение фараона на оборотной стороне находится в самом центре композиции, и он значительно больше остальных персонажей. То же самое мы видим и на лицевой стороне палетки. Таким образом, особенностью репрезентации главы государства в ранних изображениях является масштабирование фигур, т.е. выделение правителя превосходящими остальных персонажей размерами.

Важнейшие атрибуты власти – корона и скипетр. Первоначально это были атрибуты богов, символы их власти. Потом эти атрибуты присвоены царями и фараонами. В Египте только боги и фараоны изображались с коронами на головах – в белой митре фараоны Верхнего Египта, в красной - Нижнего. Короны царей, как и короны богов, были объектами поклонения. Считалось, что они обладают магической силой. На палетке фараон на оборотной стороне – в короне Верхнего Египта, на лицевой – в короне Нижнего.

Символами божественной власти считались также животные, которые ассоциировались с некоторыми божествами. И на оборотной стороне палетки мы видим, как Бог Гор - сокол протягивает царю веревку, привязанную к голове северянина, ниже – изображение шести лотосов, а лотос в Египте означал тысячу, т.е. шесть тысяч северян взял в плен Нармер благодаря Гору. Огромный по размеру Нармер замахивается булавой над стоящим на коленях пленным – то ли хочет убить его, то ли принимает под свою власть. В любом случае это изображение – демонстрация силы, силы, которую дал Гор -покровитель фараонов. И снова мы видим репрезентацию власти через близость с Богом.

На лицевой стороне – круглое углубление обрамляют переплетенные шеи фантастических пантер, которых удерживают два человека, а внизу мощный бык разносит стену. Быки были символами многих городов и многих божеств раннего Египта, в том числе и Мемфиса, города на границе Верхнего и Нижнего Египта, где Нармер устроил столицу объединенного Египта. Не стену ли между двумя Египтами разносит бык-Нармер? Бык как символ силы, мощи и плодородия – репрезентация того, чего ждет от фараона его народ. Вдобавок к этому верх палетки с обеих сторон одинаков: две стилизованные головы богини неба Хатор с лицом женщины и рогами, и ушами коровы как бы охраняют имя фараона — Нармер.

 

Заключение

Таким образом, мы видим, что репрезентация политической власти в ранних цивилизациях происходит, прежде всего, через близость главы государства к Богам, которые дают ему победу над противником, силу, власть. Государь же строит во славу богов храмы и создает новые государства. Атрибуты божественной власти, такие как корона или булава, переходят к земным властителям. Священные животные Богов становятся и символами власти государей.

 

Литература

1. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I. Месопотамия / Под ред. И. М. Дьяконова. – М.: Наука, 1983. – 534 с.

2. Ладынин А.И. Сакрализация царской власти в древнем Египте в конце IV – начале II тыс. до н.э. / Бондаренко Д.М., Андреева Л.А., Коратаев А.В. и др. Сакрализация власти в истории цивилизаций. – М., 2005. – 448 с.

3. Шоу Я. Палетка Нармера / https://ru-egypt.com/library/narmer



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: