Лекция №1. Введение в социальную психологию. Социальная обусловленность взаимоотношений людей.




Цель: Дать общее представление о предмете и объекте социальной психологии, познакомить со структурой. Показать социальную обусловленность развития и становления личности. Ввести понятия «социализация» и пути ее осуществления. Показать роль социальных норм и социального контроля в регуляции поведения человека.

Обратить внимание студентов на необходимость знания основ социальной психологии в профессиональной деятельности медработника.

План:

1. Предмет и объект социальной психологии. Структура социальной психологии.

2. Социальная обусловленность психологии личности.

3. Социализация личности.

 

1. Потребности практики обусловили необходимость поиска наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях деятельности, в том числе в медицине.

Социальная психология – это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний.

Основными категориями социальной психологии являются:

- личность,

- коллектив,

- малая группа,

- межличностные отношения.

Предметом исследования в социальной психологии являются различного рода контакты между людьми. Они могут быть непосредственными («лицом к лицу») и опосредованными. Например, путем использования средств массовой коммуникации: радио, телевидения, кино, Интернета. Такими различными путями осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп, а также общества в целом. Иногда контакты случайны и сравнительно непродолжительны, в других же случаях, напротив, носят систематический характер, например, на работе.

Объектом социальной психологии выступают как небольшие по численности группы, так и крупные общности людей: нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий. Они могут различаться по степени организованности. Например, огромная толпа на площади, собравшаяся по поводу массового праздника и крупное воинское подразделение. Контакты возникают не только между отдельными индивидами, но и целыми группами. Межгрупповые отношения могут варьироваться от взаимопонимания и сотрудничества до острой конфронтации.

Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить ее следующие разделы:

- социальная психология личности.

- социальная психология общения и межличностного взаимодействия,

- социальная психология групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой человека: вопросы социализации, социально-психологических качеств личности, мотивации поведения, влияния на него социальных норм.

Социальная психология общения рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), их механизмы, типы взаимодействия людей – от кооперации до конфликта. Тесно связаны с этими проблемами и вопросы социального познания, такие как понимание и оценка людьми друг друга.

Социальная психология групп изучает групповые явления и процессы, структуру и динамику малых групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

2. Если рассматривать личность как явление социально-экономическое, это те функции, которые выполняет человек, будучи членом общества, те роли, которые он играет в жизни.

Личность в социальной психологии – это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека и конкретных социальных условиях.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации, природе человека заложены возможности его будущего психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности. Благодаря освоению социального опыта, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

- Может ли человеческий детеныш автоматически стать человеком, как это происходит с любым детенышем животного?

Для развития собственно человеческих качеств и черт недостаточно только родиться представителем человеческого рода. Необходимы особые условия формирования человеческой личности – воспитание, обучение, труд и другие формы взаимоотношений и взаимодействий с внешним миром.

- Влияние среды как решающего фактора в становлении психики человека можно проиллюстрировать следующим примером. В 1799 году на юге Франции в лесах нашли 12-летнегомальчика. Он передвигался на четвереньках, ел как животное, кусал тех, кто к нему приближался. Известный психиатр Пинель обследовал мальчика и пришел к выводу, что он страдает неизлечимым слабоумием. Однако, по мнению молодого врача Итара, лечившего глухих детей, поведение этого ребенка (его назвали Виктором) является следствием очень ранней и длительной изоляции от людей. Его так и не удалось приучить к общению с людьми. Вплоть до самой смерти никаких заметных улучшений в его поведении не произошло. - О чем свидетельствует этот случай?

Индивид в процессе своего развития (онтогенеза) формирует свой внутренний мир путем усвоения исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности человека. Происходит усвоение опыта многих поколений людей. Именно в процессе такого развития и происходит становление его личности, его образа «Я». Становление это происходит в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют модели поведения людей, критерии оценки их поведения (что хорошо, что плохо).

Регуляция поведения людей и социальных групп осуществляется на основе социальных норм и посредством социального контроля.

Социальная норма – это общепринятая форма или способ поведения в социально-значимых ситуациях.

Различают нормы моральные, политические, культурные, этические, правовые и др. Взаимоотношения между людьми, стиль их поведения регулируются, прежде всего, нормами морали, культуры, этики.

Подчинение своих непосредственных потребностей и побуждений социальным нормам характеризует начало формирования личности.

В зависимости от соблюдения или несоблюдения индивидом интересов общества, его поведение оценивается как социально-положительное, асоциальное, антисоциальное.

Поведение человека приобретает асоциальный характер (отклоняющийся, девиантный) в том случае, когда социальная норма не включается в ценностную систему личности. При этом нарушаются, как правило, моральные культурные нормы.

Антисоциальным или противоправным называется такое поведение, при котором нарушаются принятые в обществе нормы права, регулирующие социально-экономические отношения и закрепленные в законах.

На отклоняющееся и асоциальное поведение общество реагирует соответствующей системой воздействия. Меры социального воздействия называются социальный контроль.

Социальный контроль осуществляется системой санкций. Санкция – это реакция группы на социально-значимый поступок или поведение, стимулирующая желательное поведение, приемлемое для данной группы. Однако, социализированный человек, обычно сам добровольно руководствуется общесоциальными нормами и нормами социальной группы. Каждая общественно-историческая эпоха формирует свои типы личности. Каждый индивид несет в себе комплекс национальных и социальных особенностей своей эпохи. Однако, социальные условия в настоящее время чрезвычайно изменчивы. На протяжении жизни одного поколения они могут существенно видоизменяться. В связи с этим в последнее время важнейшим качеством личности становится социальная компетентность. Это способность личности формировать оптимальные сценарии своей жизнедеятельности в текущих социальных условиях. Способность гибко менять свое поведение в зависимости от изменяющихся условий при сохранении базовых личностных ценностей.

- Именно наличие такого качества позволило нашим соотечественникам, в условиях перехода к рыночной экономике, устоять, перестроиться и найти свое место в новом обществе. Но всем ли удалось найти себя в новых условиях?

3. Социализация – сложный и многогранный процесс. Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. В соответствии с обобщенной трактовкой процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Социализация личности – это процесс формирования у нее такой структуры потребностей, которая соответствует интересам данного общества; овладение личностью эталонными образцами и нормами поведения данной социальной среды.

В широком смысле слова – это овладение личностью культурой общества на основе присвоения общесоциального и группового опыта, формирование у нее социально-адаптированного поведения, способности быть субъектом социальных отношений и социального действия. Иными словами, социализация – это умение жить среди людей и выполнять определенные роли.

Формирование личности – социализация – заключается в усвоении и активном воспроизведении социального опыта, а также принятых в обществе норм и ценностей.

В отечественной социальной психологии внимание акцентируется на том, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности, в связи с чем, основанием для классификации стадий процесса социализации служит отношение к трудовой деятельности. Выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

1) Дотрудовая стадия социализации охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности. Выделяют:

– ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу (раннее детство);

– стадия обучения, включающая в себя весь период обучения в школе;

– стадия обучения в вузе, техникуме – является промежуточной.

2) Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека. Эта стадия включает в себя весь период трудовой деятельности человека. Особое внимание здесь уделяется второй стороне социализации – воспроизведению усвоенного социального опыта.

3) Послетрудовая стадия социализации. По поводу данной стадии существуют противоположные точки зрения. В соответствии с одной системой взглядов, само понятие социализации бессмысленно в применении к этому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. Другая позиция очень настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности, пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу. Общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

По своему социальному статусу эти институты могут быть формальными и неформальными. Первые являются официальными учреждениями общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение. Это – дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.

Вторые – неформальные институты – это разные социальные группы, от малых до больших, в которые включена личность. Это - семья, класс, профессиональная трудовая группа, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. д.

Значимость тех или иных институтов социализации в течение жизни индивида различна.

В период раннего детства основными институтами социализации являются семья и дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Несмотря на то что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах, ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой. Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил права гражданства в социальной психологии.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое является элементом социализации, но кроме этого школа расширяет возможности ребенка в плане его общения. Здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.

На трудовой стадии важнейшим из институтов социализации является трудовой коллектив или его современные разновидности – команда, организация.

Таким образом, в процессе социализации человек вооружается знаниями основ наук, соответствующими умениями и навыками, получает умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Однако социализация не исчерпывается обучением и воспитанием. Она базируется на психической активности самой личности, включении ее в активное исполнение социальных ролей и функций, в практическую социальную деятельность.

Если в процессе обучения человек получает знания основ наук, то в процессе воспитания необходимо сформировать ряд качеств, которые помогут найти себя и свое место в жизни. Среди базовых качеств, которые должны быть сформированы у человека в процессе социализации можно выделить следующие. Это:

- устойчивая потребность в самоуважении;

- чувство собственного достоинства;

- чувство совести и чести;

- способность постоянного социального самоконтроля личности;

- чувство глубокого удовлетворения от социального одобрения поведения личности.

Блокирование потребности личности в самоуважении может порождать протестное, девиантное поведение, дискомфортное состояние личности. Индивид при этом начинает искать признания в низкостатусных социальных группах. В результате происходит ценностная деформация личности, что является предпосылкой противоправного поведения.

В процессе социализации необходимо также формировать такое качество личности как интернальность. Это способность личности брать на себя ответственность за свое социально-значимое поведение и не списывать дефекты своего поведения за счет внешних условий. Если интерналы считают свои промахи проявлением собственных ошибок, то экстерналы свои неудачи и ошибки объясняют проявлением жизненных обстоятельств, проявлением судьбы. Социальная ответственность – основной компонент социальной зрелости личности. Личность всегда идет своим путем, но этот путь должен пролегать в русле общепринятого человеческого поведения. Жесткий социальный контроль призван обеспечить правильность пути, выбранного человеком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: