Тема: Деятельность специального психолога в условиях инклюзивного обучения




1 вопрос. Деятельность педагога-психолога инклюзивного образования.

В деятельности педагога-психолога инклюзивного образования выделено четыре основных направления работы:

- работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

- работа с воспитателями;

- работа с администрацией образовательного учреждения;

- работа с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ.

Но помимо этих направлений есть ещё одно, не менее важное направление: работа с родителями обычных детей. Важно донести до них информацию о том, что включение «особенных» детей в образовательную среду наравне с обычными (условно здоровыми) детьми является не менее полезным для них, чем для «особенных» детей, и главным положительным фактором совместного обучения является развитие толерантности. А если говорить о дошкольном учреждении, то дети довольно легко приспосабливаются друг к другу, быстро привыкают. Комплексное формирование толерантности (со стороны педагогов и родителей) создаёт более успешное взаимоотношение между детьми.

 

Ключевые направления работы с детьми, имеющими проблемы в развитии:

 

- психодиагностика;

 

- развивающая и психокоррекционная работа;

- профилактическая деятельность.

Принципы (основные правила) работы с детьми с ОВЗ:

- Соблюдение интересов ребёнка. Решение проблемы с максимальной пользой в интересах ребёнка;

- Системный подход. Согласованность действий различных специалистов, обеспечивающий единство диагностики, коррекции и развития;

 

- Непрерывность. Гарантия непрерывной помощи всем участникам инклюзивного образования;

- Гуманность. Субъективно-позитивный подход.

- Вариативность. Создание определённых условий вариации для получения детьми образования;

 

- Интегрированность. Включение детей с ОВЗ в общую образовательную среду, в совместные проекты, мероприятия и т. п.;

- Создание ситуации успеха. Создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей;

- Адекватность. Учёт реальных способностей и возможностей ребёнка, право на выбор;

- Индивидуальный подход.

Психологическое направление - включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.

В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:

 

- своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;

- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;

- определить оптимальный педагогический маршрут;

- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с ПМПК);

- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

- консультировать родителей ребенка.

 

Суть работы психолога с детьми ОВЗ:

 

- снятие нервно-психического напряжения;

- коррекция самооценки;

- развитие психических функций (внимание, память, мышление и т. д.);

- преодоление пассивности;

- преодоление агрессивности;

- формирование ответственности, самостоятельности;

- формирование позитивных эмоций;

- формирование активной жизненной позиции;

- преодоление отчуждённости;

- формирование коммуникативных навыков, и др.

 

2 вопрос. Специфика и направления деятельности педагога- психолога в работе с детьми с ограниченными возможностями

Цель работы психолога, то есть цель реабилитации детей инвалидов – содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

Задачи:

• Развитие творческих возможностей;

• Пробуждение социальной активности, деятельности ребенка, который традиционно воспринимался обществом, как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей;

• Воспитание чувства собственного достоинства;

• Стремление к самоопределению;

• Формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий, стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми-инвалидами ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей. Коррекционно-развивающая работа проводится как в индивидуальной, так и групповой форме.

Учитывая сложную структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей, необходимость комплексного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями побудила к поиску путей повышения эффективности психокоррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей.

Создание благоприятных условий способствует включению ребенка с ограниченными возможностями в активный познавательный процесс, позволяет привлечь и удерживать его внимание, создавать положительный эмоциональный настрой, вызывает живой интерес к себе и происходящему.

В коррекционную работу с детьми, имеющими сложную структуру дефекта, педагогом-психологом включаются элементы сказкотерапии, арт-терапии, так как успешность познавательного развития зависит от эмоционального благополучия ребенка в процессе обучения.

В настоящее время вниманию психолога-педагога представлено большое количество форм и методов работы с детьми с ОВЗ.

Ниже приведены некоторые из них.

Сказкотерапия - где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть группа детей.

Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения психолога- педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.

Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный» и др.

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.

Фольклор. Современные исследователи фольклора подчеркивают глубокий социально-педагогический потенциал. С помощью него можно:

- регулировать индивидуальное поведение, соотносить его с групповым и коллективным поведением;

- успешно адаптировать ребёнка-инвалида в социокультурном пространстве через принятие нравственно-ценностных норм;

- снимать социальную напряжённость и противоречия путём моделирования и изживания конфликта в игровых формах;

- активизировать эмоциональную сферу посредством возбуждения, подражания и заражения;

- достать психологического равновесия с помощью ощущения раскрепощённости, способности смеяться над собой, подъёма и внутреннего преображения на общем празднике.

Иппотерапия – это комплексный многофункциональный метод реабилитации, представляет собой занятия инвалидов верховой ездой на лошадях по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания клиента и задач, для решения которых она используется.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: