1 вопрос. Деятельность педагога-психолога инклюзивного образования.
В деятельности педагога-психолога инклюзивного образования выделено четыре основных направления работы:
- работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
- работа с воспитателями;
- работа с администрацией образовательного учреждения;
- работа с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ.
Но помимо этих направлений есть ещё одно, не менее важное направление: работа с родителями обычных детей. Важно донести до них информацию о том, что включение «особенных» детей в образовательную среду наравне с обычными (условно здоровыми) детьми является не менее полезным для них, чем для «особенных» детей, и главным положительным фактором совместного обучения является развитие толерантности. А если говорить о дошкольном учреждении, то дети довольно легко приспосабливаются друг к другу, быстро привыкают. Комплексное формирование толерантности (со стороны педагогов и родителей) создаёт более успешное взаимоотношение между детьми.
Ключевые направления работы с детьми, имеющими проблемы в развитии:
- психодиагностика;
- развивающая и психокоррекционная работа;
- профилактическая деятельность.
Принципы (основные правила) работы с детьми с ОВЗ:
- Соблюдение интересов ребёнка. Решение проблемы с максимальной пользой в интересах ребёнка;
- Системный подход. Согласованность действий различных специалистов, обеспечивающий единство диагностики, коррекции и развития;
- Непрерывность. Гарантия непрерывной помощи всем участникам инклюзивного образования;
- Гуманность. Субъективно-позитивный подход.
- Вариативность. Создание определённых условий вариации для получения детьми образования;
|
- Интегрированность. Включение детей с ОВЗ в общую образовательную среду, в совместные проекты, мероприятия и т. п.;
- Создание ситуации успеха. Создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей;
- Адекватность. Учёт реальных способностей и возможностей ребёнка, право на выбор;
- Индивидуальный подход.
Психологическое направление - включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.
В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:
- своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
- определить оптимальный педагогический маршрут;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с ПМПК);
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- консультировать родителей ребенка.
Суть работы психолога с детьми ОВЗ:
- снятие нервно-психического напряжения;
- коррекция самооценки;
- развитие психических функций (внимание, память, мышление и т. д.);
|
- преодоление пассивности;
- преодоление агрессивности;
- формирование ответственности, самостоятельности;
- формирование позитивных эмоций;
- формирование активной жизненной позиции;
- преодоление отчуждённости;
- формирование коммуникативных навыков, и др.
2 вопрос. Специфика и направления деятельности педагога- психолога в работе с детьми с ограниченными возможностями
Цель работы психолога, то есть цель реабилитации детей инвалидов – содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.
Задачи:
• Развитие творческих возможностей;
• Пробуждение социальной активности, деятельности ребенка, который традиционно воспринимался обществом, как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей;
• Воспитание чувства собственного достоинства;
• Стремление к самоопределению;
• Формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий, стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми-инвалидами ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей. Коррекционно-развивающая работа проводится как в индивидуальной, так и групповой форме.
|
Учитывая сложную структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей, необходимость комплексного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями побудила к поиску путей повышения эффективности психокоррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей.
Создание благоприятных условий способствует включению ребенка с ограниченными возможностями в активный познавательный процесс, позволяет привлечь и удерживать его внимание, создавать положительный эмоциональный настрой, вызывает живой интерес к себе и происходящему.
В коррекционную работу с детьми, имеющими сложную структуру дефекта, педагогом-психологом включаются элементы сказкотерапии, арт-терапии, так как успешность познавательного развития зависит от эмоционального благополучия ребенка в процессе обучения.
В настоящее время вниманию психолога-педагога представлено большое количество форм и методов работы с детьми с ОВЗ.
Ниже приведены некоторые из них.
Сказкотерапия - где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть группа детей.
Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения психолога- педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный» и др.
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.
Фольклор. Современные исследователи фольклора подчеркивают глубокий социально-педагогический потенциал. С помощью него можно:
- регулировать индивидуальное поведение, соотносить его с групповым и коллективным поведением;
- успешно адаптировать ребёнка-инвалида в социокультурном пространстве через принятие нравственно-ценностных норм;
- снимать социальную напряжённость и противоречия путём моделирования и изживания конфликта в игровых формах;
- активизировать эмоциональную сферу посредством возбуждения, подражания и заражения;
- достать психологического равновесия с помощью ощущения раскрепощённости, способности смеяться над собой, подъёма и внутреннего преображения на общем празднике.
Иппотерапия – это комплексный многофункциональный метод реабилитации, представляет собой занятия инвалидов верховой ездой на лошадях по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания клиента и задач, для решения которых она используется.