Типы стратегии предприятия.




Анализ и оценка внеш. среды.

Он предпол. исслед. макросреды и непосредст-ого окруж-я.

Анализ и оценка внутр. структ. пр-я.

Внутр. среда исслед. по след. напр.: исслед. и разраб., произв-во, маркетинг, ресурсы, продвиж товара. Методы анализа внеш. среды: метод SWOT, матриц. Томпсона и Стикланда, матр. Бостонской консальтативной гр.

Разраб и анализ стратегич. альтернатив.

Направл. формир. страт-ии: * достижение лидерства в обл. мин. затрат произ-ва; * спициализ-я в пр-ве опред. вида прод-ии; * фиксация опред. сегмента рынка и концентрация на этом сегменте.

Выбор стратегии

Типы стратегии предприятия.

Базовым, опред. уровнем явл. уровень организ-ии в целом. На этом ур-не разраб. и реализ. кооператвная стратегия пр-я. Ее разраб. и внедрение осущ. под непосредственным контролем руководителя. Ее основные задачи:*выбор направл. работы,*кадровая политика, *распред. ресурсов и др.

С кооперативной стратегией должны увяз-ся стратегии разв-я отдельных бизнес единиц (СБЕ). Основной вклад в их разраб-ку и реализ-ю вносит руководство соотв. подразделений. В рамках СБЕ решаются важнейшие вопр, связанные с формир-ем ассортим-та, кач-ва, цены, выбора каналов и способов сбыта. Но такая страт-я носит подчиненный хар-р и не должна противоречить решениям, принимаемым в рамках кооперативной стратегии.

На функциональные подразделения могут формироваться функциональные стратегии. Это -рекламная, инновационная, инвестиционная, финансовая и др.

Т.о., построение стратегии компании должно осущ-ся по иерархическому признаку.

Управленческие обязанности на различн. иерархических уровнях:

*кооперативная стратегия – создает единый и интегрированный план, опред-ий каким образом компания собирается достичь цели сложившихся условиях и с имеющимися ресурсами.

*СБЕ – направлена на реализацию конкурент. преимуществ на отдельн. рынках или сегментах.

3.Показатели и методы оценки риска в планировании.

Источником риска явл. неопределенность, т.е.отсутствие полной и достоверн. инф-ии, используемой при составлении и реализ-и плана.

По этому признаку все план.-ые реш-я подразделяются: * принимаемые в усл. определенности; * приним. в усл. вероятной опред-ти(основанные на риске); * приним. в усл. полной неопред-ти(ненадежные).

Планир-е в усл. определенности производится при наличии полной и достоверной инф-ии о состоянии внутр. и внеш. среды, проблемных ситуациях, целях, ограничениях и последствиях реализации планир. решений.

Планир-е решений в усл. вероятн. определен-ти базируется на теории статистических решений. Неполноста и недостоверн. инф-ии дополняются путем рассмотрения случайных событий, которые могут произойти во внеш. и внутр. среде пр-я. Общим критерием нахождения оптимального решения явл. средний риск.

Под хоз. риском следует понимать угрозу, опасн. возн-я ущерба в любых видах дет-ти, связан. с произв-ом прод-ии, ее реализацией, товарно-ден. и финанс. операциями, коммерцией, осуществлением соц.-эконом. и научно-техн. программ.

С точки зрения причин хоз. риск обусловлен:

* возможность отклонен., в процессе реализ-ии решений, от цели; * постановка ошиб-ой цели; * ожиданием опасности, неудач; * противодействием партнеров по бизнесу; * отсутств. уверенности в дости-е цели у исполнителя плана и др.

При планир-ии риска необход. различать: затраты рес-ов, убытки и потери (матер-ые (затраты сырья, матер-ов), трудовые (внутр. простои, незапл. затраты времени), фин-ые (штрафы, пени, неустойки, обесцен. фин. ресурсов вследствии инфляциии т.д.), времени, ущерб престижу и окруж. среде и т.п.

Непредсказуем. внешн. риски: * меры гос. воздействия в сферах налогообл-я, ценообр-я и т.п.; * природные катастрофы; * уголовн. и эконом. преступл-я; * внешн. эффекты:экологич.(аварии), социальн.(забастовки),эконом.(срыв поставок), полит-е(запрет на деятельность).

Выделяют зоны: * допустимого (обл., в пределах кот-ой данный вид. предпр-ой деят-ти сохран. свою эконом. целесообр-сть); * критического (опасность потерь, кот-ый заведомо превыш. ожид. прибыль и могут привести к невозмещаемой потере всех средств, вложенных в проект); * катастрофического риска (потери превосходят кретич-ий уровень, способен привести к банкротству, а также риск, связ-ый с прямой опасностью жизни людей или влекущий экологич. Катастрофы). Обл., в кот-ой потери не ожид-ся – безрисковая зона.

 

4. Методы снижения риска при обосновании план-ых решений.

Группы методов применияемые на уменьш-е риска до мин. возм-го уровня: * технические; * правовые;

* организационно-экономические.

Технические – основаны на внедрении различных технич. средств(банковские электронн. расчеты, охранная сигнализ-я).

Правовые – страхование, залог, неустойка, поручительство, задаток.

Организационно-экономич-е – комплекс распорядительных мер, направл-х на предотвращение потерь от риска в случае наступления неблагоприятн. обстоятельств, а также на их компенс-ю в случае возникн-я потерь(запрет на курение в огнеопасных местах и др.).

Наиболее распростран. методы сниж-я риска:

1) страхование -система возмещения убытков страховщиками при наступл-и страховых случаев из спец. страховых фондов, формир-ых за счет страх. взносов.

2) поручительство -при недостаточности средств у должника поручитель насет ответственность по его обязат-ам перед кредитором.

3) залог -способ обеспечения исполнения обязательств, при кот-ом кредитор имеет право в случает невып. должником обеспеченного залогом обяз-ва получить удовлетв-е своего треб-я из стоимости заложенного имещ-ва.

4) распределение риска -чаще всего этот способ снижения риска принимается в случае разработки и реализации проекта несколькими исполнителями.

5) резервирование средств -создание резервов ресурсов на покрытие непредвид-ых расходов позволяет компенсировать риск, возникающий в процессе реализации планов пр-я, и тем самым ликвидировать различные «сбои» в работе.

При формировании стратегии важно анализировать риск. Анализ позволяет не только выявить зоны риска для данной стратегии, но и оценить его количественные и качественные параметры, т.е. определить вероятность его наступления и последствия для успеха стратегии.

Этапы алгоритма анализа:

* выявл-е возможн. рисков на всех этапах реализ-и страт. Плана и во всех обл. произв-хоз-ой деят-ти;

* опред-е вероятности наступления данного риска;

* опред-е тяжести неблагопр. события в баллах;

* расчет опасности данного риска для плана; * ранжирование рисков по степени; * расчет потерь от наступления неблагопр-ых событий и опред. мер сниж-я риска.

Способы прогноз-я проблем и неблагопр. ситуаций:

1)с использ-ем формальной модели, адекватно описывающей соб-я в хоз. деят-ти пр-я.

2)применяется в случае, если формальная модель объекта отсутствует, но есть стат. данные за период, предшеств. плановому, что позволяет экстраполировать на будущее развитие процессов в хоз. деят-ти и внеш. среде.

3)основан на применении экспертных оценок специалистов разраатывающих. стратегич. план.

 

5.Содержание и структура тактического планирования.

Тактический план(ТП) – программа производ-ой, хоз-ой и социальной дет-ти коллектива предпр-я, напрвл. на выполнение заданий страгеч. плана при более полном и рациональном использ-и мат., труд., фин. и природных ресурсов. Особое внимание уделяется показателям эффективности и кач-ва работы.

Три основные функции ТП: * прогнозирования; * координации; * контроля.

1) прогнозирование – хороший план должен содержать цели, которые необходимо достигнуть в плановый период.

2) координация действий – устанавливает опред-е пропорции между ресурсами и видами деят-ти и согласованность.

3) контроль – важнейшая функция.

Критерии контроля:

* гибкость плана: а)дополнение ТП системой различных бюджетов(бюджеты устанавливающие лимит на расходы различных ресурсов); б)разработка нескольких вариантов плана(на различные усл-я его реализации); в)гибкий подход к оценке рез-ов(результативность деят-ти подразделений пр-я оценивается высшим руководством не столько по исходным планам, сколько по показателям скоректированным с учетом фактич-их событий); г)метод переменных расходов плана (переменные расходы плана составляются в целях надлежащей координации действий по мере изменения условий, заложенных в план(объем продаж)).

* полнота планирования-учет при принятии плановых решений всех факторов, влияющих на эффективность и реализуемость заданий ТП.

* поддержка со стороны высшего руководства

* комплексность планирования-ТП должны составлять часть эффективной сис-мы внутрифирменного план-я.

* ответственность за разработку и выполнение плана;

* приоритет текущих решений над планом;

* точность,ясность, лаконичность формулировки плана.

Сокращенный вариант ТП:

* произв-во и реализ-я продукции; * мат-техническое обеспечение производства; * персонал и оплата труда; * затраты производства; * финансовый план.

 

6.Планирование продаж: сущность плана, технология обоснования плановых решений по объему продаж, оценка конкурентоспособности продукции.

Цель планирования продаж своевременно предложить покупателям такую наменклат. товаров и услуг, которая бы соответствовала в целом профилю производственной деят-ти предпр-я и возможно полнее удовлет-ла их потребности.

Этапы процесса обоснования объема продаж:

1)исследование коньюктуры рынка; 2)планирование ассортименты; 3)оценка конкурентоспособности; 4)планирование цены; 5) прогнозирование величины продаж.

С определения объема продаж начинается процесс тактического планирования. Предприятие должно тщательно прогнозировать потребности рынка и планировать перспективу продаж как минимум на 2-3 года. Заканчивается работа по планированию составлением портфеля заказов.

Разделы портфеля заказов:

1)текущих заказов, обеспеч. ритмичную работу предприятия в данный период;2)среднесрочных заказов со сроком исп-я 1-2 г.; 3)перспективных заказов, охватывающих период более 2 лет.

Исслед-е коньюктуры рынка при планир-е продаж начинается с анализа продаж в предшествующем периоде с целью изыскания резервов эффективности хоз. деят-ти.

В практич-ой деят-ти анализ продаж продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе анализа определ-ся выполнение плана поставок прод-ии в целом по предпр-ю, в разрезе отдельных покупателей и видов прод-ии, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка выполнения договорных обязательств.

Емкость рынка-объем реализуемого на нем товара в теч-е опред. времени в натуральном и(или) стоимостном выраж-и. Неперспективный рынок-его емкость незначительна по сравнению с производственной мощностью предприятия.

При планировании номенклатура или товарный ассортим. могут характеризоваться: * шириной(кол-во предлагаемых ассорти-ых групп); * глубиной(кол-во позиций в каждой ассортим. группе); * сопоставимостью (соотношение между ассортим-и группами с точки зрения общности конечного потребления каналов распределения, групп потребит-й и диапазона цен).

При планир-е номенклатуру и ассортимент принято измерять кол-вом наименований типоразмеров прод-ии и соотношением удельных весов отдельных видов изделий (работ0 в производственной программе пр-я.

Расчет кол-ва продаж того или иного изделия является заключительным этапом планирования продаж.

 

 

7.Методика планирования производственной программы предприятия.

1)Анализирует портфель заказов. Выбираются представители продукции занимающие наибольший уд. Вес в портфеле заказов (ассортим. прод-ии классифицируется по типоразмерам и в каждом параметрическом ряду выбирается модель, имеющая наибольший объем продаж (изделие представитель).

2) Производится перерасчет ассортимента портфеля заказов на один вид продукции, принятый в кач-ве представителя. Коэфф. пересчета опред. путем деления трудоемкости каждого типоразмера прод-ии на трудоемкость выбранного представителя. Далее кол-во изделий, предусмотренное планом продаж, умножается на коэфф. пересчета. Результаты суммируются, и полученная сумма представляет собой проект производственной программы предприятия.

3)Анализируется использование среднегодовой производственной мощности в отч. периоде. В процессе анализа опред. достигнутый уровень использования производственной мощности, степень прогрессивности применяемой техники и технологии; степень использ-я оборудования и производственных площадей; достигнутый уровень организации произв-ва и труда предпр-я.

4)На данном этапе планируется увеличение коэфф. использования производственной мощности в планируемом периоде. Которое может быть достигнуто за счет реализации выявленных в п.3 внутрипроизводственных резервов без дополнительного ввода постоянн. факторов произв-ва.

Внутрипроизв-ые резервы улучшения использования действующ. Производственных мощностей подразделяются на экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные -резервы увеличения полезного времениработы оборудования в пределах режимного фонда.

Интенсивные -включают мероприятия по более полной загрузке оборудования в еденицу времени, увеличение выпуска годной прод-ии.

Коэфф. использ-я производств. мощностей в плановом периоде (КМП): КМПМО*J, где КМО-коэфф. исп. произв. мощностей в отчетном периоде; J-индекс роста КМП.

5)Определяется возможный выпуск продукции с действующих производственных можностей. На предварит. стадиях формир-я производст-ой программы возможный выпуск прод-ии с действ. произв. мощностей опред. путем умножения их величины на плановый коэфф. использ-я среднегодовой мощности. Но при обновлении ассорт-та прод-ии необходим более тщательный расчет производственной мощности всех структурных подразделений и предприятия в целом.

 

Планирование потребности в материально-технических ресурсах предприятия.

Цель разработки плана МТО-оптимизация потребности предпр-я в мат. ресурсах.

Основные задачи:

1)своевременное удовлетворение потребностей в ресурсах; 2)кач-во ресурсов; 3)минимизация затрат на приобретение и хранение; 4)оптимизация сроков поставки, размера партий и уровня запасов; 5)использование ресурсосберегающих технологий.

Служба МТО изучает заказы произдоств-ых подразделений. План МТО составляется в натур-ом и стоимостном выраж-и на год и с разбивкой по кварталам. План МТО состоит из расчетов потребности в мат-тех ресурсах и плана закупок.

Потребности в мат-тех ресурсах опред-ся в виде расчетных таблиц по сырью и материалам, по топливу и энергии, по оборудованию.

Потребность предприятия в мат. ресурсах должна быть обоснована расчетами по видам потребления:

* основное произв-во; * капитальное строительство; * внедрение новой техники и проведение эксперимент-х работ; * ремонтно-эксплуатационные нужды; * изготовление технологической оснастки и инструмента; * прирост незавершенного произв-ва; * создание необходимых мат. запасов.

Потребность основного произв-ва в материалах =∑(нормы расходов данного вида мат-ов на еденицу прод-ии × планируемый объем ее выпуска в даннном периоде).

Потребность в машинно-технич. ресурсах -в зависимости от норм расчета различают методы ее расчета: подетальный; поиздельный; по аналогии и по типовым представителям.

При поздельном и подетальном методах применяются нормы расхода на произв-во 1-цы изделия, деталей.

Метод по аналогии заключается в том, что изделия, на которые в период расчета потребности нет норм расхода, приравниваются к аналогичным изделиям, на которые имеются нормы расхода мат-ов. При этом необходимо учитывать характерные особенности нового изделия, для этого вводятся поправочные коэфф-ты: Mi=∑HP аналога×Впл×Кпопр, где i -материал, необход. Для вып-я произв-ой программы; НР аналог –норма расхода мат-ла на аналог-е изделие; Кпопр –коэфф.. учитывающий особенности потребления мат-ов для произ-ва данного изделия по сравнению с аналогичным.

При большом разнообразии выпускаемой прод-ии, а также при отсутсвии уточненной программы выпуска по каждой позиции производится расчет потребности в мат-ах на типовые изделия или детали, норма расхода мат-ла на произв-во которых явл. средневзвешенной для планир-ой группы изделий или деталей.

Расчет по фактическому расходу мат-ов. Если по отдельным видам прод-ии отсутствуют разраб. нормы расхода в план-ом периоде, потребность в мат. ресурсах расчит-ся исходя из данных о факт. расходе мат-ов в предшествующем плановому периоде и удельном снижении его в планир-ом году. Mi=Мфакт×Iпп×Iнормы, где Mi -потребность в мат-ле на плановый период; Мфакт -фактический расход этого мат-ла в предшествем аналогичном периоде; Iпп -индекс увел-я или уменьш-я произв-ой программы в плановом периоде по сравн-ю с предыдущ.; Iнормы -индекс среднего снижения норм расхода мат-ов в план-ом периоде.

Потребн. в мат. ресурсах для проведения мероприятий по плану технического и организационного развития предприятия опред-ся на основе объемов работ по совершенствованию технологий, механиз-и и автоматиз-и произв-ва, внедрению новых технологий и др.

Потребность в мат. ресурсах на ремонт основных фондов(ОФ) опред. исходя из объема ОФ по состоянию на 1 января года, предшеств. планируемому, утвержденных норм расхода мат-ов на 1млн р. стоимости ОФ и поправочного коэфф., опред-го потребность данного мат-ла на ремонт вновь внедренных орудий труда, зданий и сооружений.

Потребность в мат. ресурсах на изготовление технологич-ой оснастки и инструмента опред-ся:

Минстр=Нрасх ×К норм расх ×ВП план×К тех оснащ, где Минстр– потребность в данном виде мат-ла на изготовление оснастки и инструмента в планир. году; Нрасх -норма расхода того же вида мат-ла на изгот-е оснастки и инстр-та в базисном году в расчете на 1тыс.р.валовой прод-ии; К норм расх -коэфф. изменения норм расхода мат-ов на изгот-е оснастки и инст-та; ВПплан -проектируемый объем валовой прод-ии в план-ом году, тыс.р.; К тех оснащ -коэфф. повышения технологич-ой оснащенности в планируемом году по сравнению с базисным.

 

 

9.План по труду и персоналу: содержание, разделы, значение.

План по труду -это емкий и структурированный по разделам директивный документ, разраб. не менее чем на один год и формирующий условия целенаправленного подбора кадров, их влючение в производственный и торговый процесс, организ-ю трудовых отношений и взаимовегодные усл-я.

Основные задачи плана по труду:

1)выявление потребности в работниках, в том числе по профессиям, специальностям, квалификации;

2)выбор эффективных систем мотивации труда;

3)обеспечение оптимального соотношения результатов труда и расходов на оплату труда.

К показателям плана по труду относятся:

1)объем выработки на одного раб-ка, исходя из норм-часов, интенсивности загрузки, трудоемкости пр-ва и реализ-и прод-ии; 2)кол-во раб-ов и их квалификац. состав с учетом организац. структуры предприятия, Функционального назнач-я, производительности труда и т.п.; 3)коэфф. полезного использования раб. времени.

Эти показатели обосновываются во взаимоувязке в след. разделах плана по труду:

* численность и проф-ый состав работников, их квалификации; * развитие персонала, включая переподготовку кадров и повышение их квалификации с рачетом затрат на эти мероприятия; * соц-ое развитие коллектива.

При обосновании плана учитываются следующие регламентирующие использование трудовые документы: ТК – нормы которого обеспечивают мин. гарантии в сфере труд. отношений независимо от вида деят-ти и формы собственности предприятия.

10.Планирование оплаты труда (состав ФОТ и СОТ)

Средства направленные на оплату труда, образуют ФЗП фирмы, в который входят фонд оплаты труда(ФОТ) и средства. Выплачиваемые из прибыли. ФОТ входит в себестоимость прод-ии. Величина средств, направленных на оплату труда из прибыли зависит от эффективности хоз. деят-ти.

Методы для опред-я планового ФОТ:

* по достигнутому уровню базового ФОТ; * на основе средней з/п; * нормативный; * поэлементный(прям. счета).

На основе прибыли, отающейся в распоряжении пр-я создается фонд потребления, он используется на коллективные нужды(финансир-е культуры, здравоохранения), а так же на индивидуальное потребление(вознаграждение).

Размер фонда потребления и направления его использования устанавливаются в финансовом плане фирмы.

Небольшие фирмы, имеющие незначительную массу прибыли, а соответственно небольшой фонд потребления, направляют его на добавки к з/п. Крупные предприятия, имеющие большой хоз-ый оборот и развитую социальную инфраструктуру, значительную часть фонда потребления направляют на оплату услуг, которые оказывают работникам фирмы предприятия инфраструктуры.

Оптимальным считается соотношение спец. фондов, создаваемых из чистой прибыли – 60% фонд накопления и резервный фонд; 40% фонд потребления. На оплату труда расходуется 8-80% ЧП.

С целью упрощения расчетов плановый ФЗП по кварталам(месяцам) можно распределить пропорционально кол-ву рабочих дней или планируемого фонда раб. времени в часах.

При планировании ФЗП необходимо рассчитать среднюю з/п по различным категориям работающих. Расчет ведется на основе планового часового, дневного и месячного(годового) ФЗП.

Среднечасовая з/п рабочих: ФОТ часов/плановый фонд времени рабочих, чел-часы;

Среднедневная з/п рабочих: ФОТ дневной/ плановый фонд времени рабочих, чел-дни;

Среднемесячная(среднегодовая) з/п рабочих: ФОТ мес(год)/план. среднеспис. кол-ва рабочих, чел.

Заканчивается планирование оплаты труда проверочным расчетом на соотношение темпов роста з/п и производительности труда: Кс=iзп/iпр-сти, где iзп –индекс роста з/п в плановом периоде по отношению к базисному, iпр-сти –индекс роста производительности труда.

Это соотношение должно быть меньше 1 и достигается макс. Использованием всех резервов роста производительности труда.

 

 

Планирование затрат на произ-во продукции.

В процессе произв.-хоз-ой деятельности затрачивает единовременные и текущие ресурсы.

Единовременные – осущ. в форме инвестиций на различные мероприятия, связанные с расширением и обновлением производства. Они делятся: предпроизводственные затраты, капитальные вложения.

Текущие затраты -связаны с произв-ом и реализ-ей продукции(работ, услуг). Их составной частью является себестоимость.

Цель планирования затрат -оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли.

Задачи: 1)анализ произв-ой деят-ти с выявлением возможных ресурсов; 2)разработка мер по ликвидации нерациональных затрат; 3)формирование калькуляции себестоимости отдельных видов прод-ии; 4)определена рентабельность видов прод-ии и пр-ва; 5)базовые расчеты для оптовой и розничной цены.

В процессе планир-я выполняются расчет: 1)опред-ся состав затрат, включаемых в себестоимость прод-ии; 2)формируются плановые калькуляции себест-ти отдельных видов прод-ии; 3)составляются плановые сметы затрат на произв-во и реализ-ю прод-ии; 4)расчитывается плановая себест-ть товарной и реализуемой продукции.

Методы использ. при планир-ии себестоимости: 1)пофакторный – влияние технико-экономич-х факторов на себест-ть; 2)сметный – составл. смета затрат по каждой статье себестоимости; 3)метод калькуляции; 4)нормативный – используются нормы и нормативы при составлении плановых калькуляций и смет затрат.

Разделы плана затрат: 1)расчет снижения себест-ти прод-ии(факторный анализ); 2)калькулированние себест-ти видов прод-ии; 3)смета затрат на произв-во – плановая смета затрат на произв-во прод-ии составляется с целью опред-ия общей суммы всех плановых затрат предприятия.

Структура плановой сметы затрат: 1)мат. затраты; 2)расходы на оплату труда; 3)амортизация ОФ; 4)отчисления на соц. нужды; 5)прочие затраты.

Важнейшая цель плановой сметы затрат на произв-во – опред-ие плановой производственной себест-ии прод-ии. Для валовой прод-ии -из общей суммы плановых затрат исключают затраты на работы(услуги), не включаемые в состав валовой прод-ии. Учитывается изменение остатков расходов буд. периодов: при его увеличении сумма прироста вычитается из общей суммы затрат на произв-во, при уменьшении – прибавляется. Учит-ся изменение остатков предстоящих расходов: их прирос прибавляет итогу затрат на произв-во, уменьшение – вычитает.

Для исчисления полной себест-ии товарной прод-ии к ее произв-ой себест-ти «+» внепроизводственные расходы.

Себестоимость реализуемой прод-ии рассчитывается путем «+»(«-») и себест-ти товарной прод-ии изменения расходов в остатках нереализованной прод-ии.

Плановая калькуляция единицы продукции (статьи затрат).

Плановая калькуляция себест-ти отдельных видов прод-ии – расчет затрат по калькуляционным статьям расходов на произв-во единицы соотв-го вида прод-ии или услуг в план-ом периоде.

В годовом плане калькуляции составляются на все виды готовой прод-ии, предусмотренные к выпуску.

Выделяют следующие виды калькуляции себест-ти: * фактическая и плановая; * сметная-рассчитывается на новые виды прод-ии; * прямая и обратная; * полным и сокращенным затратам.

При прямом методе расчета себест-ти прод-ии издержки включаются в себест-ть по статьям, объединяющим однородные по составу элементы расходов, так и комплексные статьи.

Основные статьи затрат, включаемые в калькуляцию: затраты на материалы, топливо, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты за вычетом величины возвратных расходов и сопутствующей прод-ии; транспортные расходы, расходы по основной з/п рабочих; дополнительная з/п, включающая дополнит-ые выплаты компенсац. хар-ры; отчисл-я в ФСЗН и Белгосстрах; топливо на произв-ые нужды; общепроизв-ые расходы; комм. или непроизводств-ые расходы. Затраты, включаемые в себест-ть прод-ии, рассчит-ся по нормам, утвержденным рук-ем пр-я, и нормативам, опред. в установленном порядке.

Транспортные расходы: *по постаке сырья и мат-ов включаются а себест-ть по статье транспортно-загот-е расходы, и опред-ся в % от мат. затрат;*по доставке товаров до станции назн-я включ-ся в комм. расходы; *по доставке тов-ов до станции назначения, в случае если цена сформирована на соотв-их усл-ях-отдельным элементом цены.

З/п включает ∑ выплат по основным окладам и расценкам за выполняемую на усл-ях повременной или сдельной оплаты труда работу основных производственных рабочих. Доп. з/п – расходы на доп. отпуска, надбавки, соц. выплаты, учитываемые в составе себестоимости прод-ии.

Налоги и отчисления, уплачиваемые от ФЗП: отчисления в ФСЗН – 34% от ФЗП основных рабочих.

Накладные расходы(общепроиз-ые, общехоз-ые) – единой комплексной статьей на малых и средних пр-ях; в разрезе общецеховых, общепроиз-ых и общехоз-ых на крупных пр-ях.

Полная себест-ть прозв-ва 1-цы прод-ии опред-ся как ∑ производственной себест-ти и непроизв-ых расходов, включаемых в себест-ть.

Калькуц-ые статьи расходов полной себестоимости прод-ии: 1)сырье и мат-лы; 2)возвратные отходы(«-»-ся); 3)топливо для технологич. целей; 4)энергия для технологич. целей; 5)основная з/п производственных рабочих; 6) доп. з/п производств-ых раб-их; 7)отчисления на соц. нужды; 8)расх. на освоение произв-ва; 9)-||- на эксплуатацию оборудования; 10) общепроиз-ые; 11)общехоз-ые; 12)потери от брака(нормы); 13)прочие произ-ые расходы; 14) внепроизводственные расходы.

 

 

13.Бизнес-план предприятия (разделы, назначение, роль в системе планирования).

При переходе к рыночным отношениям особая значимость стала придаваться бизнес-планам.

Руководству пр-я бизнес-план помогает разобраться в перспективе своего бизнеса, предвидеть возможность изменения и проблемы в будущем, контролировать текущие операции.

Б-план -документ, в котором анализируются возможности для начала или расширения бизнеса в какой-либо конкретной ситуации дает четкое представление о том, каким образом менеджмент компании намерен использовать эти возможности.

Объекты прогнозирования и планирования на микроуровне(уровень предприятия): * спрос; * произв-во прод-ии; * потребность в мат-ых и труд-ых ресурсах; * расходы произв-ва и реализ-ии прод-ии; * цены; * доходы предприятия; * его техническое развитие.

Субъекты прогнозирования и планирования – планово-финансовые органы предпр-я;маркетинговые и технические отделы.

План-прогноз разрабатывается как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделения.

Составлению бизнес-плана должен предшествовать анализ фин. деят-ти предприятия, рынка и технико-экономического исследования различных альтернатив развития предпр-я на основе общепринятых международных стандартов.

На основе проведенного анализа и исследований формируется стратегия и сбыт прод-ии. Для принятия решений необходимо иметь достоверную и достаточную информацию.

Прогнозирование будущего развития предпр-я-самый значительный и сложный этап подготовки бизнес-плана, т.к. на основе результатов прогнозных расчетов будущего изменения рынка, издержек, цен, прибыли опред-ся рамки проекта и требуемые ресурсы.

При прогнозировании бизнес-плана используют систему методов: экспертные оценки; методы экстраполяции; факторные модели; методы оптимизации; нормативный метод.

Необходимо проводить исследования внутреннего и мирового рынка, осуществлять анализ эластичности спроса.

Для разработки бизнес-планов рекомендуется применять пакет программ, которые позволяют выполнить полный рассчет эфф-ти проекта (PROJEKT EXPERT).

14.Структура бизнес-плана предприятия и его содержание.

Резюме. В нем четко и лаконично излагается суть проекта. Раскрывается аспект деятельности предприятия.Показывается, чем будущая продукция будет отличаться от прод-ии конкурентов и почему покупатели захотят приобрести именно ее. В конце резюме должны быть приведены основные финансовые результаты проекта: сведенья о прогнозных объемах продаж, прибыль, рентабельность, затраты, срок окупаемости и т.д.

Раздел «Описание предприятия» указывается отраслевая принадлежность, цель бизнес-плана, вид и номенклатура продукции, мощность предприятия и место его размещения, ориентация проекта, график его осуществления, основные мераприятия по разработке проекта.

Раздел «Продукция и услуги» содержит инф-ию о продукции(особенности, какие потребности удовлетворяет), новизне решения технических, технологических, потребительских и др. проблем. Дается сравнительный анализ продукции конкурентов. Показывается, какие преимущества получает производитель и потребитель данной продукции.

Раздел «План маркетинга» - представлен анализ рынка-ключевого звена для определения масштабов инвестиционной и производственной программы, производственной мащности, требуемой технологии и выбора места осущ-ия проекта. Отражаются степень изучения рынка и принципиальные схемы сбыта прод-ии. Следует выделить вариант наиболее эффективного произв-ва прод-ии и ее реализации, отразить принципиальные подходы к реализации стратегии сбыта.

Для обоснования выбранной стратегии необходимо дать оценку внешней среды предприятия: рынка труда, инфляции, технологии, продукции, конкуренции, общей оценки рынка, насыщенности рынка товарами-конкурентами, покупательной способности, ценовых ограничений, спроса и др.

Особая значимость должна придаваться стратегии маркетинга. Необходимо решить такие проблемы: *как будет реализовываться прод-ия-через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; *как будут опред-ся цены на прод-ию и какой предполагается уровень рентабельности; *реклама и ср-ва на нее; *как предусматривается добиваться постоянного роста объема продаж-за счет расширения района сбыта или за счет поиска форм привлечения покупателей; *как будет организована служба сервиса и сколько на это потребуется средств.

На основе маркетинговых исследований осущ. прогнозы спроса на прод-ию, цен, издержек, прибыли, ресурсов.

Раздел «Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы» на основе анализа и учета всех внешних и внутренних факторов описываются оптимальные рамки проекта, обосновывается его выбор, приводится перечень компонентов проекта, опред-ся соответствующие технологии, технологич. процессы, кот-ые предлагается использовать, виды и кач-во требуемого оборуд-я и машин, источники и пути преобрет-я.

Раздел «Производственный план» должен показать, что экономич. Потенциал предпр-ия способен обеспечить производственную программу. Необходимо объективно оценить уровень экономического потенциала и возможности его кач-ого изменения в процессе выполнения проекта. Особое внимание следует обратить на вопросы мат-тех обеспечения проекта. Целесообразно представить альтернативные варианты поставки мат. ресурсов, оборудования. Важное значение имеют также вопросы правовой защиты произв-ва, сертификации, патентоведения, лицензирования, защиты торговой марки и т.п.

Раздел «Организационный план управления предприятием» - проводится организационная схема предпр-я, квалификационные треб-я, обосновывается необходимость привлечения специалистов, т.е. в нем кратко освещается проблема производственного менеджмента. Нужно представить схему принятия решений по управлению. Сис-ма управления должна быть оптимальной как по затратам, так и по эффективности.

Раздел «Реализация проекта» отражает стадии осущ-ия проекта от принятия инвестиционного решения до начала производства, включая такие этапы как заключение контрактов, разраб. документации проекта, строительство объектов, пуск произв-ва. Осуществляется выбор вариантов финансирования.Обязат. условие – участие собственного капитала в осуществлении проекта.

Раздел «Финансовый план» - один из важнейших разделов. В нем отражаются инвестиционные и производственные расходы. Состоит из подразделов: план по прибыли; движение ден-х потоков; анализ безубыточности, рентабельности, финансовый анализ; риск и намечаемые мери по его снижению. Необходимо учитывать инфляционные процессы. Инфляция оказывает влияние на инвестиции, оборотный капитал, произв-ые издержки, объем продаж. Ос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: