ТЕМА 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Вопросы:
Важнейшие категории менеджмента
Понятие организации, её признаки.
Организация как система
Внутренняя и внешняя среда организации
Важнейшие категории менеджмента.
В управлении и менеджменте используются одни и те же категории: «объект и субъект управления»; «прямые и обратные связи между объектом и субъектом управления»; «система управления»; «окружающая среда».
При рассмотрении основных категорий менеджмента и управления на уровне предприятий (организаций) необходимо учитывать специфику их деятельности и общие задачи функционирования.
Объект управления — это управляемая подсистема, т.е. то, чем управляют, т.е. отрасль, предприятие, подразделение и т.п.
Субъект управления — это управляющаяя подсистема, т.е. то, что управляет, т.е. аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением.
Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь — это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь — информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.
Характерной особенностью предприятия (организации) является то, что здесь в качестве субъекта и объекта управления выступают люди. Следовательно, предприятие (организацию) можно рассматривать как социальную систему управления, а отношения управления, складывающиеся в этой системе, как часть производственных отношений.
Субъект управления воздействует на объект в соответствии с определенной целью. Для этого управляющая подсистема должна предвидеть состояние объекта управления после соответствующего воздействия. Для ориентации на определенную цель субъекту управления должна поступать информация о состоянии объекта после воздействия, т.е. в системе управления должны быть четко организованы прямые и обратные связи. И, наконец, любая экономическая система управления должна располагать определенными материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами.
|
Понятие организации, её признаки
Под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения стоящих перед ними целей с помощью материальных, правовых, экономических и иных условий.
Признаками организации являются:
1) наличие цели. Официально провозглашенная цель придает смысл ее существованию, конкретную направленность действиям участников, объединяет и сплачивает их (люди не согласятся просто так терять свою свободу). В то же время есть организации, где цель выступает лишь как общий смысл их существования (населенный пункт, где совместное проживание облегчает условия жизни людей, но не ставит перед ними никаких конкретных задач);
2) обособленность, предполагающая замкнутость внутренних процессов и наличие границ, отделяющих организацию от внешне го окружения. Эти границы могут быть материальными (стены, заборы) и нематериальными (запреты, ограничения, правила и пр.).
3) разделение труда (то есть выполняемой работы) на составляющие компоненты, выполняемые разными лицами;
4) наличие связей между ее отдельными элементами, обеспечивающих их взаимную поддержку, дополнение. Эти связи бывают экономическими, технологическими, управленческими, информационными, социальными и пр.;
|
5) саморегулирование, предполагающее возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы внутренней жизни и с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды;
6) организационная культура, представляющая собой совокупность установившихся ценностей, традиций, верований, норм поведения, символов, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей.
Любая организация обладает определенной структурой, то есть особой упорядоченностью составляющих ее взаимосвязанных элементов. Структура может быть:
1) технической (совокупность материальных элементов организации - помещения, оборудование, условия труда, технологии и т. п.);
2) социальной (совокупность участников, формальных и неформальных групп, связей между ними, норм поведения, сфер влияния и пр.);
3) социотехнической, представленной совокупностью рабочих мест.
Структура придает организации устойчивость, способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних возмущающих воздействий. Устойчивость во многом достигается за счет простоты и стабильности структуры, избыточности ресурсов, самостоятельности участников, их постоянной готовности к изменениям.
Период существования любой организации, образующий ее жизненный цикл, принято делить на пять основных фаз:
1) зарождение (принятие решения о создании, разработка и утверждение необходимых документов, формирование условий для деятельности);
|
2) рост и занятие определенного места в соответствующей сфере;
3) поиск новых направлений и форм деятельности одновременно с развитием и совершенствованием существующих;
4) зрелость, когда организация прочно стоит на ногах и часто не стремится ни к расширению, ни к совершенствованию;
5) завершение деятельности.
Концепция жизненного цикла утверждает, что при сохранении одних и тех же методов руководства срок существования организации ограничен 30-40 годами и под воздействием НТР имеет тенденцию к сокращению.
Особенностью современных организаций является их сложность. Она обусловлена их масштабами, автономностью элементов; разнообразием их функций и свойств, связей между ними.
Организация как система
Понятие «система» относится к фундаментальным научным категориям. В различных определениях системы общим является выделение свойства целостности систем, т.е. система — это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих или суммативное образование, или целостное образование с введенным новым свойством, которым не обладает в отдельности ни один из ее элементов. Это свойство иногда называют эмерджентностью (от англ. emergence — появление нового). В последнее время в теории управления для характеристики свойств целостности используют термин синергизм (от греч. synergeia сотрудничество, содружество), означающий, что свойства целого не являются простой суммой свойств составляющих его частей. Примеров синергизма можно привести множество: комбинированное воздействие двух или нескольких лекарств превышает действие, оказываемое каждым в отдельности; мозг человека из-за большого увеличения количества связей между нейронами качественно отличается от мозга животного, хотя строение составляющих нейронов почти одинаково; коллективный разум отличается от индивидуальных в результате возникновения и действия многочисленных информационных связей; производительность коллектива не равна сумме производительностей входящих в него работников и т.д.
Система управления — это совокупность элементов (подсистем), объединенных информационными связями и процессами, направленными на достижение некоторых целей. А это позволяет считать, что система создается для достижения целей, которые направлены на решение проблем.
Любая система характеризуется по крайней мере четырьмя элементами:
• входом в систему (поступающие ресурсы);
• процессом преобразования ресурсов в продукт (услугу);
• выходом из системы (продукт);
• границами системы.
Очевидно, что соединение этих элементов определенными материально-вещественными и информационными связями, порядком их взаимодействия образует структуру и целостность системы. Последняя характеризуется определенными для данной системы ресурсами и продуктом, свойства которого, как уже сказано выше, не сводятся к сумме свойств составляющих элементов. Удаление любого из элементов или изменение их свойств разрушает данную систему или преобразует ее в другую.
В системе управления обязательно присутствует субъект (орган) управления, соединенный с элементами объекта управления информационными (прямыми и обратными) связями (рис. 1).
Объект управления
Рис. 1. Информационная модель системы управления предприятием
Практически любые системы управления являются сложными, их характеризуют следующие свойства:
• большое число элементов;
• между элементами циркулируют не только вещество и энергия, но и сигналы (информация);
• наличие нескольких, в том числе противоречивых, целей;
• несколько уровней и способов достижения;
• несовпадение интересов групп субъектов;
• наличие элементов, функционирующих в условиях неопределенности;
• невозможность одному наблюдателю одновременно охватить и описать количественно взаимосвязи между элементами.
Сложность объектов управления и среды, воздействующей на них, обусловливает вероятностный характер систем управления.
Для исследования сложных систем применяют декомпозицию — разделение системы на части (подсистемы), которые могут рассматриваться как самостоятельные объекты. Декомпозиция — это анализ систем по различным целям, функциям, способам достижения целей и др. В производственной организации можно выделить подсистемы маркетинга, собственно производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансов, менеджмента, управление персоналом и др.
Каждую из этих подсистем можно рассматривать как систему управления. Например, маркетинг, являясь частью системы управления на основе учета внешних факторов, может рассматриваться как объект управления.