ВВЕДЕНИЕ
Основной формой человеческого познания является наука. Наука в наши дни становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, а что ей недоступно. У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, полезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки. Им, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного и даже драматического воздействия научно технических достижений на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня.
Целью данной работы является раскрытие понятия науки, определение целей и задач учебной дисциплины и её взаимосвязи с другими дисциплинами.
В современном мире наука является:
– сферой человеческой деятельности, основная функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об окружающей действительности;
– одной из форм общественного сознания;
– комплексной деятельностью, включающей процессы исследования, получения нового звания, суммы знаний, лежащих в основе научной картины мира;
– обозначением отдельных специальных отраслей научных знаний.
Всякое научное исследование является относительно сложным процессом во времени и пространстве от творческого замысла до окончательного оформления научного труда.
Изучать в научном смысле означает:
– вести поисковые исследования, как бы составляя вариантный прогноз будущего, используя свои способности, возможности, современные ресурсы, опирающиеся на реальные достижения науки, техники, технологий;
|
– задействовать не только процессы нахождения, выявления проблем, их описания, классификации, но и процедуры определения путей и методов их решения, оценки эффективности принимаемых направлений развития отраслей для общества;
– быть научно объективным.
Поэтому будущим специалистам, как начинающим исследователям, необходимо ознакомиться с основами научных исследований, научиться стандартным методам и приемам ведения научной работы с целью использования полученных знаний для успешного проведения курсового, дипломного проектирования, участия в студенческих научных работах, подготовки научных публикаций по итогам самостоятельного исследования за период обучения в университете.
Предметом изучения дисциплины «Основы научных исследований» является проблема представления методологии научного творчества начинающим исследователям, организация научной работы, использование методов научного познания и применение логических законов и правил на практике.
Данная учебная дисциплина в некоторой степени является и частью научной дисциплины, которая в определенной мере освоена и внедрена в учебный процесс высшей школы. Она учит понимать сложный механизм научного творчества, принципы его функционирования, вырабатывает научный, как экономический, так и коммерческий, тип мышления.
Актуальность изучения дисциплины «Основы научных исследований» обусловлена необходимостью подготовки студентов к планированию, организации и осуществлению самостоятельной научной работы, а также при проведении курсового и дипломного проектирования.
|
Курс учебной дисциплины специальности «Основы научных исследований» предназначен для ознакомления, изучения, освоения и использования на практике научной деятельности студентами экономических, организационных и управленческих специальностей (экономистов, менеджеров, специалистов коммерции, торговли, маркетологов, финансистов, банкиров, бухгалтеров, логистиков, транспортников и т.д.).
Курс изучается с целью овладения общими принципами и методами проведения научных исследований в области экономики, производственного менеджмента и организации машиностроительного производства, привития навыков экономиста-исследователя.
Важнейшие задачи курса состоят в обучении студентов методам научных исследований экономики, включающими понятия науковедения и методологии научных исследований, организацию труда в научном коллективе, выбор направлений исследований и разработку методики их выполнения, в том числе с применением ЭВМ, экономико-математических и других методов.
Кроме того, изучение курса предусматривает формирование у будущего экономиста-менеджера осознанной необходимости применения научных методов исследований в хозяйствовании.
В результате изучения дисциплины студент должен:
– знать сущность и принципы организации экономических исследований, методику проведения исследований, с исследовательской направленностью уметь работать с научной литературой;
|
– изучать, обобщать и анализировать экономическую информацию и давать научно-обоснованные рекомендации;
– закрепить имеющееся представление о моделировании производственных систем и экономических процессов;
– оформлять результаты исследований.
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить цели и задачи дисциплины «Основы научных исследований».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие науки;
- определить цели и задачи учебной дисциплины
- выявить взаимосвязь курса с другими дисциплинами.
НАУКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Наука – это исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся система знаний о природе, обществе и мышлении, об объективных законах их развития.
Предмет науки – формы движущейся материи, и их отражения в сознании человека. Исходя из фактов действительности, наука дает правильное объяснение их происхождению и развитию, раскрывает существенные связи между явлениями, вооружает человека знанием объективных законов реального мира в целях практического применения. В условиях научно технической революции сложилась единая система: “наука – техника – производство” [5].
Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины.
Основными задачами науки является:
1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;
2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;
3) систематизация полученных знаний;
4) объяснение сущности явлений и процессов;
5) прогнозирование событий, явлений и процессов;
6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.
Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.
Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы:
1) объект (предмет) – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации;
2) субъект – конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация;
3) научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции, методы для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности [5].
В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают следующие науки:
1) о природе – естественные;
2) об обществе – гуманитарные и социальные;
3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.
В Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования выделены следующие науки:
1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);
2) гуманитарные и социально экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, юриспруденция и др.);
3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.);
4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехния, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.) [5].
Обратим внимание на то, что в этом Классификаторе технические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам.
Некоторые ученые не считают философию наукой либо ставят ее в один ряд с естественными, техническими и общественными науками. Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия, по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действительности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами исследований всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного материального мира.
В Номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Министерством образования и науки РФ 25 февраля 2009 г., указаны следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологические, геолого- минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, культурология и науки о Земле [4].
Есть и другая классификация наук. Например, в зависимости от связи с практикой науки подразделяют на фундаментальные (теоретические), которые объясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику, и прикладные, которые направлены на решение технических, производственных, социально технических проблем.
Входе общественного разделения труда выделилось пять взаимосвязанных научных сфер: академическая, вузовая, отраслевая, производственная и вневедомственная.
В академических и вузовых структурах, прежде всего про водящих фундаментальные исследования по важнейшим направлениям естественных, технических и общественных наук, создают теоретические основы для разработки принципиально новых видов техники и технологии, а также выполняют с участием отраслевой и заводской науки поисковые и высоко эффективные прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы отраслевого и межотраслевого характера [3].
К отраслевым научным учреждениям относят головные научно-исследовательские институты, конструкторские организации, а также опытные производства и станции, подчиняющиеся непосредственно министерствам и ведомствам, научно-технические центры, межотраслевые научно-технические комплексы, научно-производственные объединения, селекционные центры, зональные сельскохозяйственные станции и др. Эти учреждения определяют научно-технический уровень производства в отрасли, создают высокоэффективные комплексы машин, оборудования, приборов и материалов, разрабатывают технологические процессы, получают новые сорта растений, породы животных и т. д. Отраслевые научные учреждения подчиняются соответствующим органам управления, отвечающим за проведение единой научно технической политики.
Производственная наука развивается в центральных заводских лабораториях, специальных и опытно-конструкторских бюро, отделах главного конструктора, экспериментальных и опытных цехах и пр. Цели производственной науки – повышать технический уровень и улучшать организацию производства, совершенствовать технологию, получать продукцию высокого качества, обеспечивать ее конкурентоспособность и своевременно обновлять.
В последние годы получает развитие вневедомственная наука. Она реализуется преимущественно в малых формах: консультативных структурах, научно-технических организациях, научных и инженерных обществах, научных кооперативах, центрах экспертизы, научно-технического творчества молодежи [5].