Распределительная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т.е в процессе оптовой продажи товаров.
Отличительные черты распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи:
1 подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;
2 системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок;
3 системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.
Задачи распределительной логистики
На микроуровне
1 Планирование процесса реализации
2 Организация получения и обработки заказа
3 Выбор упаковки
4 Организация отгрузки, доставки и транспортирования
5 Организация послереализационного обслуживания Определение оптимального уровня сервиса
На макроуровне
1 Выбор канала распределения
2 Решение вопроса о сети складов
3 Определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории.
Выбор канала распределения
Структуры дистрибутивных каналов и сетей можно классифицировать по нескольким признакам:
1 По числу торговых точек
а интенсивное распределение относится к большому числу торговых точек, например для товаров повседневного спроса
б селективное распределение (небольшое число точек рассчитанных на обслуживание особых потребностей специального сегмента рынка
2 По признаку прямолинейности (т.е. количеству звеньев вертикального канала распределения)
а прямая дистрибьюция (производитель осуществляет продвижение и продажу готовой продукции в основном непосредственно потребителям через структуры сбыта и отделы продаж
|
б непрямая дистрибьюция (когда товары поступают потребителям через систему посредников – оптовых и розничных торговцев, агентов, дилеров и др.)
Обычно, чем более массовым является спрос (или характер производства), тем более разветвленными становятся дистрибутивные сети.
При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения – транзитной или складской.
При выборе логистической цепи – выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т. д. При этом могут использоваться различные методы экспертных оценок, методы исследования операций и др.
При построении схемы дистрибутивной сети в логистической системе, выборе каналов распределения готовой продукции и логистических посредников в дистрибьюции следует учитывать целый комплекс факторов: характер производства и спроса, имеющиеся ресурсы в дистрибьюции, территориальные особенности сбыта готовой продукции, характеристику привлекаемого дистрибьютора (покрываемая территория, знание товара и рынка, технические возможности, уровень контактов с покупателями и т.п.), наличие информационно-компьютерной поддержки и др.
В зависимости от объемов производства (спроса) и типа товаров различают три наиболее распространенные возможные схемы (модели) дистрибутивных сетей
|
Необходимым условием возможности выбора канала распределения является развитие инфраструктуры товарных рынков. Правительство Российской Федерации наметило программу развития инфраструктуры товарного рынка. При этом особое внимание уделяется формированию следующих подсистем:
|
- подсистемы торговых посредников и складского хозяйства;
- подсистемы информационного обеспечения;
- подсистемы транспортного обеспечения;
- финансово-кредитной подсистемы;
- подсистемы нормативно-правового обеспечения.
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
А сохранение надлежащего качества товаров в процессе их перемещения к потребителю
Б минимизация материальных, финансовых и трудовых затрат.
В повышение конкурентоспособности российских товаров за счет улучшения внешнего вида и качества упаковки.
Г значительное снижение потерь товарной продукции при продвижении ее на рынок.
Д предотвращение экологического ущерба за счет развития системы сбора и переработки тары и упаковки.
Е внедрение логистики, комплексного обслуживания поставок товаров.
Ж создание условий для цивилизованной торговли товарами в результате совершенствования нормативно- правовой базы, разработки методической документации.
Транспортная логистика
Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки грузов и пассажиров. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Затраты на транспортировку достигают 50% от суммарных логистических затрат.
Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем:
1. Транспорт общего пользования – это все виды транспорта предприятий любой формы собственности за исключением промышленного или технологического.
|
2. Транспорт необщего пользования – это промышленный транспорт и транспорт личного пользования.
Критерии при выборе альтернативы создания своего парка транспортных средств или использования наемного транспорта
1 затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных средств (аренду, лизинг подвижного состава);
2 затраты на оплату услуг транспортных, транспортно-экспедиционных фирм и других логистических посредников в транспортировке;
3 скорость (время) транспортировки;
4 качество транспортировки (надежность доставки, сохранность груза и т.п.).
В большинстве случаев фирмы-производители прибегают к услугам специализированных транспортных фирм, поэтому вдальнейшем мы будем рассматривать именно эту альтернативу.
Этапы управления транспортировкой на уровне логистического менеджмента фирмы
1 выбор способа транспортировки;
2 выбор вида транспорта;
3 выбор транспортного средства;
4 выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке;
5 оптимизация параметров транспортного процесса.
Способы транспортировки (виды транспортировки)
1 Унимодальная (одновидовая). Осуществляется одним видом транспорта (например, автомобильным).
2 Смешанная. Осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожно-автомобильная, речная-автомобильная и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Признаками смешанной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки фрахта, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса.
3 Комбинированная. Отличается от смешанной наличием более чем двух видов транспорта.
4 Интермодальная. Это система доставки груза несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с его перегрузкой в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца. При этом грузовладелец заключает договор на перевозку груза по всему маршруту следования с одним посредником (оператором).
5. Мультимодальная. Осуществляется оператором за пределы страны. Один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта – как клиенты, оплачивающие его услуги.
Признаки интермодальной и мультимодальной перевозок:
- присутствие оператора, осуществляющего перевозку от начального до конечного пункта пути следования;
- единый сквозной тариф за перевозку;
- единый транспортный документ;
- единая ответственность за груз и исполнение договора перевозки
Основные критерии при выборе способа транспортировки и вида транспорта:
1 минимальные затраты на транспортировку;
2 заданное время транзита (доставки груза);
3 максимальная надежность и безопасность;
4 минимальные затраты (ущерб), связанные с запасами в пути;
5 мощность и доступность вида транспорта;
6 продуктовая дифференциация.
Также необходимо руководствоваться требованиями стандартов качества груза, международных экологических требований.