Попытка научного описания происхождения общества




ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ 11.01.2021 ГОДА

УЧИТЕЛЬ ВЛАХНО С.В.

КЛАСС. ФАКУЛЬТАТИВ ПО ГЕОГРАФИИ «СТРАНОВЕДЕНИЕ2

ТЕМА: ИТАЛИЯ.

ХОД ЗАНЯТИЯ: 1.Познакомиться с географическим положением, особенностями развития экономики, туризма, достопримечательностями Италии, используя ссылку:

https://www.tpg.ua/ru/country/tab-country/?ct=93fa60a44ccd569311e3131ad877e5fa&__cf_chl_jschl_tk__=551e130605dddbc3c7edebfcdcd5598dadef864a-1610375721-0-AVleRUR0cd40OKINjMUlNc_aVsMvICksXnghoeTRUns2e7yxde3yXnGUUvqnDvYDOXVTHq7HZ2Ue5S5I9qi47CSjJCJlPRCMVMUP_T6aVNTtKMHzlgbSZovdFbS0y1iittiRfIHej-FVfGtLPIfOdEfuBPwNpdjCU68ydY5x7s9Wm8dMCtp4tffetmL-1BGP74zbx0TrPc33xwz2hYq4EX2ffgZYYVrZ7m40j_4jp5aAoj3n5MKoIm-C3SQ71bIXgYHRqegNx4d61WejAvq_xf8JI-OecU0VS3bNOtyyKGqWw_vBGFM6xsJIwOYbOmsGPmuRg_8o9zXaAgZZri0i_L_FFOayafIgElNAP7goVwdxSKVVSmLBEonalgN-92eTNg

 

КЛАСС. ФАКУЛЬТАТИВ ПО БИОЛОГИИ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

ТЕМА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЩЕСТВА.

ХОД ЗАНЯТИЯ: 1.Познакомиться с теоретическим материалом.

2. Составить конспект прочитаного.

О возникновении общества можно судить по тем следам жизни далеких предков, которые находят археологи и которые свидетельствуют об их возникновении, развитии, сложном и драматическом историческом пути, пройденном многими поколениями людей. Тем не менее полной картины происхождения человека и общества до сегодняшнего времени в науке нет. Вызывают вполне обоснованные возражения религиозная концепция о сущности и происхождении общества (поскольку она требует признания своей мифологии за действительность), идеалистическая концепция (в силу своей спекулятивности) и материализм (по причине отсутствия достаточной научной аргументации).

В определенном смысле Кант прав, утверждая, что материализм никогда нельзя применить в качестве принципа, объясняющего природу нашей души. И тем не менее, несмотря на ограниченность фактических данных, мы считаем необходимым отнестись с доверием к тем из научных фактов, которые позволяют с достаточной степенью вероятности реконструировать картину возникновения общества.

Попытка научного описания происхождения общества

Такие попытки делались в рамках марксистекой орудийно-трудовой теории, согласно которой труд, а затем и членораздельная речь создали человека. Не отрицая значение орудий труда в жизни человека, мы тем не менее не находим в научных фактах сколько-нибудь внятного подтверждения этой гипотезы. 3. Фрейд усматривал источник происхождения человека в обладании им совестью. Этот взгляд совершенно не подтверждается этнографическими исследованиями. Й. Хейзинга видит в игре и игровой деятельности фундаментальный принцип культуры, которая формирует человека. Эрнст Кассирер (1875-1945) выдвинул символическую концепцию происхождения человека и его культуры.

Согласно Кассиреру, человек не обладал природными данными, которые обеспечивали бы ему выживание. Шанс на выживание был дан человеку в его способности видеть приспособительное поведение других животных и подражать им. Это позволило нашим далеким предкам выйти за пределы своей видовой программы и преодолеть свою видовую ограниченность. В свою очередь подражательное поведение стало источником возникновения знаковой символики, а затем и речи.

Возникновение общества совпадает с возникновением человека. Предполагается, в частности, что человек возник в результате длительной эволюции от обезьян австралопите-кового типа. Эволюция, насчитывающая миллионы лет, завершилась возникновением человекообразных существ (гоминид). Период их существования составляет примерно 2 млн. лет. Развитие гоминид осуществлялось одновременно по нескольким направлениям: неандертальцы, синантропы, питекантропы суть параллельные ветви. Вполне вероятно, что наиболее развитые представители гоминид (они получили наименование «пресапиенсы») в процессе своей эволюции вступали в брачные связи с менее развитыми человекообразными существами, что предположительно обусловило расовое многообразие человечества. Это означает, что в процессе возникновения человека участвовали представители различных ветвей, но главные генетические признаки — физический облик, эндокринную и нервную системы современный человек унаследовал от пресапиенсов.

Для добывания пищи, оборудования жилища, изготовления одежды в основном из шкур животных пресапиенсы пользовались грубо обработанными каменными орудиями, изделиями из дерева, кости, раковин. Использование огня и приготовление некоторой части пищи на костре или в горячих углях заметно отличало их от животных. Они умели рисовать, что свидетельствовало о развитой системе коммуникации, а также владели звуковой речью, хотя и не очень членораздельной. Эти существа не были в полном смысле людьми, но не были и животными. Группы первобытных гоминид представляли собой стадо, внутренняя жизнь которого регулировалась характерными для животного мира принципами: беспорядочные половые связи, агрессивные повадки, власть силы в распределении пищи и т. д. В процессе возникновения общества эти принципы трансформировались либо отошли на задний план, или на них был наложен строжайший запрет (табу).

Можно предположить, что важнейшим фактором превращения животного стада в человеческое сообщество было формирование способности фиксировать в знаковой системе и передавать из поколения в поколение накопленный опыт. Такой способностью не обладает ни один вид животных. Показ, пример, система запретов и ограничений получали свое выражение не только в невербальных, но и в постепенно формирующихся вербальных средствах коммуникации. Общение позволяло закреплять трудовые навыки, упорядочивать поиск и обработку пищи, согласовывать свои коллективные действия. Этнографические данные показывают огромное значение игры как формы передачи опыта и формирования навыков совместной деятельности.

Среди наиболее известных выделяются запреты, связанные с поведением в отношении пищи, а также сексуальные ограничения, и в первую очередь — запрет инцеста. Они имели далеко идущие последствия. Ведь беспорядочные половые связи несли угрозу вырождения потомства. По-видимому, полученный опыт и был зафиксирован в табу на брачные отношения между близкими родственниками. Это позволило упорядочить систему брачных связей, жестко их фиксировать, наладить обмен женщинами, дочерьми, сестрами, а затем по аналогии с ним — обмен пищей, изделиями, словами знаками. Названные процессы способствовали установлению норм общения, поведения и отношений между людьми и осознанию необходимости их соблюдения. Закреплению норм способствовали мифологические и первые религиозные представления и система табу, нарушение которых строго каралось. Не имея шансов выжить вне коллектива, каждый его член соблюдал установленные в нем нормы повседневного поведения. Таким образом, общество складывалось как система совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленных потребностями производства и воспроизводства их жизни и регулируемых обычаями, нормами и ценностями. Нормы распространяются на все области жизнедеятельности человека и создают предпосылки возникновения культуры и цивилизации. Какую бы трансформацию ни переживало общество, оно сохраняет эти важнейшие структурные элементы, возникшие вместе с человеческим родом.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: