Вид транспорта | Достоинства | Недостатки |
Железнодорожный | Высокая провозная и пропускная способность. Независимость от климатических условий, времени года и суток. Высокая регулярность перевозок Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок. Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния | Ограниченное количество перевозчиков. Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. Низкая доступность к конечным точкам потребления. Недостаточно высокая сохранность груза. |
Морской | Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. Высокая провозная и пропускная способность. Низкая капиталоемкость перевозок. | Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки. Зависимость от географических, навигационных и погодных условий. Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры. |
Внутренний водный (речной) | Высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах. Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоемкость. | Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки грузов. Зависимость от неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий. Сезонность. Недостаточная надежность перевозок и сохранность груза. |
Автомобильный | Высокая доступность. Возможность доставки груза «от двери до двери». Высокая маневренность, гибкость, динамичность. Высокая скорость доставки. Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. Высокая сохранность груза. Возможность отправки груза маленькими партиями. Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика. | Низкая производительность. Зависимость от погодных и дорожных условий. Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Недостаточная экологическая чистота. |
Воздушный | Наивысшая скорость доставки груза. Высокая надежность. Наивысшая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок. | Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта. Высокая капиталоемкость, материало- и энергоемкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Недостаточная географическая доступность. |
Трубопроводный | Низкая себестоимость. Высокая производительность (пропускная способность). Высокая сохранность груза. Низкая капиталоемкость. | Ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов). Недостаточная доступность малых объемов транспортируемых грузов. |
|
Особая роль в логистических системах принадлежит автомобильному транспорту, который является наиболее гибким и мобильным компонентом транспортного комплекса. Без автомобильного транспорта практически невозможна реализация современных логистических технологий в системах снабжения и сбыта товаропроизводителей.
Ранжирование критериев при выборе вида транспорта
Критерий (показатель) | Вид транспорта | ||||
ж/д | водный | автомобильный | воздушный | Трубопров. | |
Затраты, связанные с транспортировкой | 2-3 | 1-2 | |||
Время доставки | |||||
Надежность соблюдения графика доставки | 1-2 | ||||
Мощность | 2-3 | ||||
Доступность | |||||
Безопасность | 1-2 | ||||
Способность перевозить разные грузы |
Единице соответствуют лучшие значения. В первую очередь принимают во внимание надежность соблюдения графика доставки, время доставки, стоимость перевозки.
|
Ранжирование критериев выбора перевозчика
Наименование критерия | Ранг |
Надежность времени доставки (транзита) | |
Тарифы (затраты) транспортировки «от двери до двери» | |
Общее время транзита «от двери до двери» | |
Готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа | |
Финансовая стабильность перевозчика | |
Наличие дополнительного оборудования (по грузопереработке) | |
Частота сервиса | |
Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза | |
Потери и хищения груза (сохранность груза) | |
Экспедирование отправок | |
Квалификация персонала | |
Отслеживание отправок | |
Готовность перевозчика к переговорам об изменении сервиса | |
Гибкость схем маршрутизации перевозок | |
Сервис на линии | |
Процедура заявки (заказа транспортировки) | |
Качество организации продаж транспортных услуг | |
Специальное оборудование |
Составление маршрутов движения транспорта
Составление кольцевых маршрутов в первом приближении может осуществляться методом Свира (или дворника-стеклоочистителя).
Пусть А – распределительный центр (склад), цифрами обозначены потребители материального потока.
|
Суть метода Свира заключается в том, что полярная ось(начало которой размещено распределительном складе), подобно щетке дворника-стеклоочистителя, начинает постепенно вращаться против (или по) часовой стрелке, «стирая» при этом с координатного поля изображенных на нем потребителей материального потока. Как только сумма заказов «стертых» магазинов достигнет вместимости транспортного средства, фиксируется сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом, и намечается путь объезда потребителей.
Данный метод дает хорошие результаты на евклидовой транспортной сети, т.е. в том случае, когда расстояние между узлами транспортной сети по существующим дорогам прямо пропорционально расстоянию по прямой.
Терминальные перевозки
Грузовым терминалом называется специальный комплекс сооружений, персонала, технических и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой груза и др операциями.
Виды терминалов
1 Универсальные. Представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Их функциями являются сбор, завоз, развоз, грузопереработка в основном мелких отправок.
2 Специализированные терминалы. Осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например, скоропортящихся, продовольственных, медикаментов, бумаги и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов. (Много специализированных терминалов во Франции и Японии (2000)).
3 Терминальные комплексы.
Транспортные коридоры
Согласно определению КВТ ЕЭК ООН (Комитет по Внешнему транспорту Европейской; Экономической комиссии Организации Объединенных Наций: «Транспортный коридор - это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность технологических, организационно-правовых условий осуществления этих перевозок».
Маршруты коридоров отрабатывались после исследования направлений и величины грузо- и пассажиропотоков.
Переход к системам транспортных коридоров осуществлялся постепенно. Это долгий процесс, имеющий тенденции к расширению участников, внедрению национальных транспортных сетей в общемировые с выработкой определенных принципов по финансированию, развитию технологий работы в системе коридоров, введению в эту систему новых проектов и т.д.
Финансирование формирования транспортных коридоров осуществляется международными финансовыми организациями в соответствии со специальными программами ЕС Фаре и Тасис, а также заинтересованными странами и частными инвесторами. Причем, обустройство коридоров может включать в себя строительство новых путей сообщения, реконструкцию и ремонт уже имеющихся основных технических сооружений на тех видах транспорта, которые создают конкретный коридор. В связи со строительством новых сооружений и реконструкцией старых особое значение придается экологическим аспектам.
На Критской (1994) конференции министров транспорта были обнародованы девять коридоров в европейском регионе (Транссиб (Москва-Дальний Восток, Северный морской путь, БАМ, железнодорожная трасса Восточный Китай – Казахстан коридор Север –Юг (Скандинавия – Азия) и др), однако существуетует острая необходимость присоединения к ним транспортных путей Востока, где создаются также свои международные транспортные связи.