Сопоставление позиций автора и героя.




Сопоставьте позиции Лермонтова и Мцыри:

Мцыри: свобода – это страсть, это борьба, без свободы человек умрёт.

Лермонтов: свобода – это абсолютная ценность, борьба и самопожертвование во имя достижения идеала.

На единство позиций указывал современник Лермонтова критик В.Г.Белинский: «что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью. Это произведение субъективное! »

Дайте определение понятия свобода в романтизме:

Свобода – это борьба, без которой человек не может жить.

Сопоставление финалов.

Кто из вас хотел бы и каким образом изменить финал поэмы о Мцыри, предлагая своё понимание свободы? Возможен ли был иной финал в эпоху романтизма?

6. Знание о знании.

На уроке мы не только осмысливали одно из таких важнейших понятий человеческой жизни как СВОБОДА, но и учились вырабатывать собственную позицию. Что мы для этого делали? Сопоставляли точки зрения героя, автора, литературоведов, сравнивали их с собственной позицией. Иными словами, мы осваивали пути получения новых знаний, учились их добывать. И оказалось, что ваше личное знание о свободе в начале урока после сравнения с мнением героя и автора к концу урока изменилось.

 

Говоря о путях приращения, то есть обогащения знаний, интересно будет обратиться к статье профессора К.Э.Штайн «Поэтическое мышление М.Ю.Лермонтова», в которой она указывала, что Лермонтову удалось объединить противоположные методы романтизма и реализма. Это привело к рождению особой гармонии, основанной на противоречии.

«Для классического познания характерен закон исключённого третьего, когда из двух противоречащих высказываний в одно и то же время верно только одно. Знание ХХI века основывается на идее множественности логик, а именнологики N-измерений, в которой, наряду с утвердительным и отрицательным суждениями, существует третье, утвердительное и отрицательное одновременно. Эта «воображаемая логика» создана на основе «воображаемой геометрии» Лобачевского. Следовательно, поэзия М.Ю.Лермонтова даёт образцы нового способа мышления, принципы которого были сформулированы лишь в начале ХХ века и позволяли науке и искусству объяснять одно через другое».

Создание учебного продукта.

Ясно, что понятие свободы в течение развития цивилизации изменялось, и, допустим, взгляды античных философов и религиозная трактовка отличаются от ваших. Прежде свободу связывали с нравственностью, долгом: некоторым из вас присуще такое понимание свободы. Именно на взаимосвязи неограниченной свободы и ограничивающего её долга основано учение древних греков, которые понимали свободу как способность к добру (Сократ)и высшему благу (Платон).

В религии свобода необходима человеку для того, чтобы слушать свою совесть и принимать решение о своей судьбе: «Великая свобода быть в состоянии не грешить, но величайшая свобода не быть в состоянии грешить »(Блаженный Августин). Для мусульманина свобода – необходимое средство достижения счастья в вечной жизни. Поэтому ислам позволяет человеку реализовывать свободу без ущерба для себя и для других.

ХХ век в диалоге с древними веками солидарен. Вот точка зрения известного пушкиниста В.Непомнящего: «Свобода – великая положительная ценность только тогда, когда она занимает своё место в системе других ценностей: правды, любви, целомудрия, ответственности, совестливости. А если свобода подменяет собою все ценности, если остаётся одна, она истребляет всё вокруг – и себя тоже. Как террорист-камикадзе… »

Рефлексия.

Подведём итоги диалога между ХIХ и ХХ столетиями. Чему вы на уроке учились? Изменилось ли что-то в вашем умении мыслить, в понимании свободы? Чем вы обогатились? Важно ли человеку иметь свою позицию? Зачем нужна мировоззренческая позиция человеку? Может ли она изменяться на протяжении жизни?

Домашнее задание.

· Подготовить презентацию «Что такое свобода?»

· Написать эссе «Это сладкое слово свобода …»

· Взять интервью у родителей «Что такое свобода в вашем понимании?»

Литература

1. Даль В. Толковый словарь в четырёх томах. – М., 1995.

2. Баевский В.С. История русской поэзии. – Смоленск, 1994.

3. Золотцев С. Сын русской вечности//Литература в школе, 1991, № 5.

4. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. – М., 1973.

5. Коровин В.И. Мотивы поэзии Лермонтова: свобода и воля//Лермонтовская энциклопедия. – М., 1999.

6. Непомнящий В. Интервью «Литературной газете», 2001.

7. Ульяшов П.С. Загадка гения. – М., 1989.

8. Фохт У.Р. Поэмы М.Ю.Лермонтова. – М., 1960.

9. Штайн К.Э. Поэтическое мышление М.Ю.Лермонтова // Лермонтовский текст. Ставропольские исследователи о жизни и творчестве Лермонтова. – Ставрополь, 2004.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: