Студент 2 курса
Группа 13.2-405
Новикова В. А.
Работа завершена
«26 » апреля 2016 г.
Работу проверил:
канд. соц. наук, доцент
Нурутдинова А. Н.
«__» ___________ 2016 г.
Казань – 2016
Содержание:
Введение. 3
Раздел 1. Поддержание взаимоотношений с родственниками во время заключения 5
Раздел 2. Возвращение в семью после заключения. 12
Заключение. 15
Список использованных источников и литературы.. 16
Введение
Детей заключенных родителей часто называют «забытыми жертвами» тюремного
заключения. Когда отец или мать отправляется в места лишения свободы, это оказывает на ребенка неблагоприятное воздействие. Однако это на это воздействие редко обращают внимание в уголовном процессе, главной целью которого является определить индивидуальную вину или невиновность и наказать преступника. Вследствие заключения родителя дети зачастую вынуждены принять на себя новую роль, чтобы оказывать остальным членам семьи хозяйственную, эмоциональную или финансовую поддержку. Часто бывает так, что отношения детей с заключенными родителями и окружающими людьми меняются в худшую сторону. Это воздействие в значительной мере остается не признанным в системах уголовного правосудия стран мира, многие из которых вообще не фиксируют информацию о детях заключенных или хотя бы об их наличии. Попытки компенсировать это упущение имеют скорее частный характер в виде местных инициатив, чем изменения официальных процедур с целью удовлетворения интересов ребенка, который оказался под воздействием проблем, связанных с заключением родителя.
Объектом исследования в данной работе являются дети заключенных.
Предмет исследования – отношения между детьми и заключенными родителями и эффекты влияния их заключения на детей.
|
Цель: провести анализ влияния заключения в тюрьму родителей на детей.
Исходя из указанной цели, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные способы поддержания контакта заключенных со своими детьми
- описать трудности, с которыми сталкиваются дети при желании посетить родителя в тюрьме
- выявить проблемы воспитания ребенка матерью в тюрьме
- выявить положительные последствия заключения родителя
- выделить трудности с социальной адаптацией в семье освободившегося из тюрьмы родителя
- рассмотреть фактор криминализации детей заключенных или бывших заключенных родителей
Раздел 1. Поддержание взаимоотношений с родственниками во время заключения
Тюремное заключение всегда имело негативное влияние на формирование личности преступного типа. Помимо того, что в местах лишения свободы происходит деформация личности, освободившийся испытывает серьезные трудности с ресоциализацией и социальной адаптацией. Однако, тюремное заключение оказывает влияние не только на самого преступника, но и на его семейные отношения, в частности на отношение с детьми, поскольку в условиях заключения преступника изолируют от внешнего мира.
Нужно сразу отметить, что в случае заключения одного из родителей может возникнуть две ситуации. В первой ребенку не сообщается, что его родитель находится в тюрьме, а во второй – ребенок в курсе. Нет единого мнения о том, какая ситуация может оказаться наиболее благоприятной для ребенка, потому что в первом случае ребенок, конечно, может не испытывать дискриминацию со стороны сверстников, снижение самооценки, как во второй ситуации, однако, в случае неведения «неуверенность и отсутствие информации лишают детей способности адаптироваться, [и]… дети, не имеющие информации о заключении своих родителей, чаще испытывают беспокойство и страх»[1].
|
Любые отношения стоят под угрозой, когда люди разлучены друг от друга и не могут поддерживать постоянные контакты. Для детей, родители которых находятся в тюрьме, ограниченные контакты с ними, зачастую неудовлетворительное качество этих контактов, стыд и клеймо, связанные с тем, что они – дети преступников, делают сохранение связей с родителями затруднительным. Свидания, когда семья навещает заключенного в тюрьме, или заключенный приезжает домой к семье в рамках программы временных отпусков являются наиболее прямым способом поддержания связей, но не всегда возможным. Строгие тюремные правила, дальние расстояния, требования к членам семьи или нежелание одной из сторон встречаться чаще всего ограничивают прямые контакты между детьми и их заключенными родителями или вовсе препятствуют им. Поэтому чаще всего приходится полагаться на непрямые способы коммуникации, такие как
письма и телефонные звонки (если они доступны)[2].
Многие задаются вопросом, следует ли ребенку поддерживать отношения с заключенным родителем, как до, так и после его освобождения из тюрьмы. Эта проблема, так же, как и проблема влияния заключения родителей на детей в более широком контексте, исследованы недостаточно, но результаты уже имеющихся исследований утверждают, что «велика вероятность того, что заключение родителей наносит большой вред ребенку, даже если он происходит из дисфункциональной семьи. Заключение родителей скорее усложнит, чем смягчит проблемы, которые существовали до того, как они были лишены свободы»[3]. Однако есть мнение о том, что родители, которые находятся в местах лишения свободы, могут оказывать положительное влияние на жизнь своих детей и их воспитание: «Заключенные, потерпевшие неудачу как граждане, могут преуспеть в роли родителей. Тюрьма может предоставить возможность стать более хорошим родителем – более заботливым, более внимательным, более знающим. Но семьи могут извлечь пользу из взаимодействия со своими заключенными родственниками только при условии постоянного общения»[4].
|
В странах, где нет проблем с телефонной связью, общение по телефону заключенных с членами их семьи более популярно, чем почтовые письма: ирландское исследование обнаружило, что примерно половина заключенных, с которыми беседовали исследователи (из небольшой группы в 26 человек) разговаривала со своими детьми каждый либо почти каждый день, в то время, как только 15% пользовались открытками и письмами еженедельно или чаще[5]. Подобные тенденции обнаруживают исследования и в других странах[6]. Такое общение оказывает позитивное влияние на обе стороны: родители, которые разговаривают со своими детьми, кажется, лучше приспосабливаются к тюремной среде, а дети лучше справляются с разлукой, если у них есть возможность частых контактов с заключенными родителями[7].
Несмотря на это, поддержание контакта по телефону часто ограничивается определенными длительностью и количеством телефонных разговоров, разрешенных заключенным: это может быть всего 15 минут в неделю или 2 звонка в месяц[8]. Иногда заключенные тратят время разговоров на звонки адвокатам, что сокращает то время, которое заключенные могут потратить на разговоры со своими близкими и детьми, особенно если детей несколько. Причем стоимость телефонных звонков из тюрьмы часто оказывается выше, чем стоимость обычной телефонной связи. В некоторых тюрьмах запрещены международные телефонные переговоры; в некоторых разрешены только звонки за счет вызываемого абонента с более высокой, чем обычно стоимостью звонка. Стоимость звонков – один из основных факторов, определяющих телефонные контакты между заключенным и его семьей, который может повлиять на их использование, а следовательно, и на возможность детей поддерживать отношения со своими заключенными родителями.
Тюрьма может изменить обычную структуру родительско-детских отношений, так как дети понимают, что у заключенных родителей нет возможности из-за лишения свободы и временного нахождения вдали от дома использовать родительскую власть для того, чтобы контролировать их или давать им указания. «Когда Ямейра рассказала, что мальчик заигрывал с ней, ей было 13 лет, и ее отец попытался прочитать ей по телефону лекцию о мальчиках. «Он повысил на меня голос. Он сказал: «Почему ты это сделала?» Но он не здесь, чтобы говорить мне, что мне делать. Я перестала приходить к нему. Он в тюрьме. И он ничего не мог сделать. Он увидел, что я перестала приходить к нему, и поэтому он перестал сердиться. «Он позвонил и сказал: «Я не сержусь на тебя. Приходи навестить меня». Он больше никогда не говорил со мной о мальчиках, после того раза, когда он рассердился. … Он знает, что он там, и, если мы рассердимся, мы перестанем с ним разговаривать»[9].
Многие исследования говорят о том, что посещение детьми заключенных родителей может положительно влиять и на тех, и на других. Дети были заметно спокойнее после свидания со своими отцами в тюрьме, а исследование, проведенное в Дании, обнаружило, что дети младшего возраста считают первое свидание наиболее важным, потому что оно позволяет им убедиться, что родители живы[10]. Будучи одной из главной главных частей системы поддержания связи между детьми и их заключенными родителями, свидания укрепляют семейные связи и помогают снизить вероятность рецидивов со стороны родителей. Все же многие дети никогда не посещали своих родителей в тюрьме (одно из исследований показало, что в США половина детей женщин-заключенных никогда не посещали своих матерей, а другое, во Франции, «обнаружило, что, если преступник не имеет контактов со своим ребенком в течение первых шести месяцев заключения, общения с ребенком может вообще не быть никогда»;
часто это зависит от времени, усилий и финансовых средств, необходимых для
свиданий[11].
Дети, которые хотят навещать своих заключенных родителей, могут столкнуться
с многочисленными препятствиями. Во-первых, это место нахождения. Многие места лишения свободы построены в отдаленных местностях, вдали от больших городов или других населенных пунктов. Это приводит к тому, что родственникам приходится покрывать большие расстояния, чтобы увидеться с заключенными.[12]
Во-вторых, одним из препятствий к свиданиям является транспорт. Не во все тюрьмы удобно добираться общественным транспортом (особенно в наиболее отдаленные). В некоторые места лишения свободы вообще нет рейсов. Но даже когда такие проезд доступен, расписание может быть неудобным, рейсы могут быть один-два раза в день, что значительно ограничивает время, в которое семьи могут ездить на свидания[13].
Третьим фактором препятствия является сопровождение. Многих детей, их опекунов и представителей тюремной администрации не устраивают посещения детьми заключенных родителей без сопровождения. Однако, ехать с ребенком на свидание означает, что сопровождающий взрослый будет лишен возможности заняться чем-то другим в это время или должен будет отсутствовать на работе, что не всегда возможно.[14] К тому же некоторые из опекунов настроены против посещения тюрьмы, ввиду недоброжелательного отношения к заключенному родственнику или нежелания травмировать психику ребенка тюремной атмосферой.
Это позволяет нам говорить и об отрицательных моментах посещения тюрем.
В первую очередь визуальный образ тюрьмы не несет никакой позитивной энергии для ребенка. Архитектура и дизайн, как правило не учитывают интересов детей: многие тюрьмы спроектированы без учета влияния, которое они будут оказывать на детей, посещающих своих родителей на свиданиях. Неудобные места для ожидания, пугающие проверки тюремной администрации (например, с использованием собак, прохождение через множество запираемых дверей на пути к заключенному), нехватка мест для еды и игр – все это может негативно сказаться на впечатлении ребенка от свидания. Отсюда вытекают и неудовлетворительные условия для свиданий: зачастую они проходят в суровой и недоброжелательной обстановке, или с ограничениями, (например, запрет на физический контакт), что не приносит удовлетворения детям и расстраивает их.
Плохое отношение персонала тоже может сказаться на эмоциональной реакции ребенка. Дети, приходящие на свидания, отличаются от взрослых посетителей, но тюремный персонал, который контролирует свидания, часто не принимает это во внимание. Неулыбающиеся или безразличные сотрудники, которые не объясняют содержание и причину своих действий, могут расстроить пришедших на свидание детей.
Службы безопасности при проведении свиданий в тюрьме часто обеспечивают невозможность уединиться. Родители и дети обычно хотят провести время вместе, подальше от остальных заключенных, персонала и даже других членов семьи. Однако часто это невозможно из-за правил, которые запрещают конфиденциальные свидания. Поочередные свидания, когда разные члены семьи по отдельности общаются с заключенным, могут быть также запрещены, что отражается на и качестве проведенного вместе времени. [15]
Негативный и расстраивающий опыт свидания оказывает на ребенка воздействие, гораздо большее, чем просто неприятное посещение тюрьмы. Создавая атмосферу, в которую дети не хотят или не могут возвратиться, администрация тюрьмы наносит вред ребенку и его отношениям с заключенным родителем, включая отрицательное воздействие на их благополучие и на уровень рецидива. Кроме того, ребенок, зная, в каких плохих условиях находится его мать или отец, может страдать от этого и даже получить психологическую травму.
Вторым важным моментом является роль матери как самая главная роль женщины. По данным ФСИН, в учреждениях содержится 52 891 женщина (+ 188 чел.), в том числе 42 155 осужденных, содержащихся в исправительных колониях, лечебно-исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях и 10 736 чел., содержащихся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях. При женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 551 ребенок.[16] Детей, рожденных в местах лишения свободы, мать имеет право воспитывать до трех лет. Однако, общение с ребенком происходит часто с затруднениями. Так, в одном из интервью в исследовании женских тюрем Л. Альперн женщина рассказала, что медицинский персонал запрещал ей заниматься кормлением ребенка, грозя отобрать его. Еще одна заключенная сказала, что видела, как ее ребенка бьет медсестра. Матерям разрешено только грудное вскармливание своих детей и выход с ними на прогулку. Остальные процедуры по ухаживанию за детьми выполняет по большей части неквалифицированный медперсонал. Это не позволяет матерям чувствовать себя полноценно в своей роли, зачастую не вызывает формирование материнского инстинкта, что приводит к большому количеству отказов от ребенка после освобождения, и что хуже всего – к жестокому обращению с ребенком. Это все потому, что матери не дают почувствовать себя мамой и она просто не знает, как себя вести, боится ответственности и не чувствует материнской близости со своим ребенком.
Таким образом, при заключении одного из родителей нарушается его связь с ребенком, общение становится затруднительным процессом, а в некоторых случаях невозможным. Изоляция от семьи вызывает отдаление членов семьи друг от друга, что приводит к потере идентификации себя с ролью родителя. В случае с женщинами заключенными это может привести к отказу от детей, рожденных в тюрьме.
Таким образом, многие дети испытывают отвержение, неодобрение и презрение со стороны общества из-за того, что они ассоциируются с заключенным родителем, а, следовательно, и с преступником. В отличие от других причин утраты, таких как болезнь или смерть, потеря члена семьи из-за тюремного заключения редко вызывает поддержку и сочувствие со стороны окружающих, ярлык и чувство изолированности, связанные с принадлежностью к семье заключенного и причастностью в какой-то мере к деяниям преступника – главная причина многих трудностей, с которыми сталкиваются дети в семьях заключенных.
Негативная реакция общества может оказывать долговременное воздействие на самооценку и благополучие детей, с клеймом и чувством стыда, которые сохраняются надолго даже после возвращения родителей.