Философия Древнего Китая




Характерные черты китайской философии:

1. понимание окружающей действительности:

 восприятие своей страны - как центра существующего мира

 восприятие человека, природы и космоса как единого целого

 консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен, стремление к постоянству

 невыделение отдельной человеческой личности из коллектива

 осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной структуры; приоритет, отдаваемый коллективным формам труда; отсюда – уважение и трепет перед организующей силой – государством

 восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого, распространение в обществе вертикальных связей, субординации, послушания

 понимание жизни, прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (секреты долголетия)

 

2. понимание человека:

 согласно китайской философии человек является сгустком трех видов космической энергии:

 

Цзинэнергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма.

Выделяются два вида данной психофизической энергии:

• "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;

• "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни.

 

Ци — материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего.

Энергия ци подразделяется на:

вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму;

 

духовную ци — душу человека и других живых существ. Шэнь — неистребимая духовная энергия, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

 китайская философия не дает четкого понятия человека

 начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия

 выделяет в качестве духовного центра человека сердце

 воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой

 призывает ценить отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность

 

3. понимание мира

 помимо трех видов космической энергии (цзин, ци, шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии:

 

Ян – мужская сексуальная энергия

Инь – женская сексуальная энергия

 

Отсюда все существующее делится на два противоположных начала – мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных); так и неживой природы (Ян (активное начало) - солнце, небо, день, сухость, легкость, Инь (пассивное начало) – луна, земля, равнины, ночь, влага)

 в основе существования живой и неживой природы лежит принцип «Тай-цзи» - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

 

Религиозно-философские учения Древнего Китая:

1. Даосизм – философское учение, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира.

Основателем даосизма считается Лао Цзы (конец 6-начало 5 веков до н.э.)

Основные понятия даосизма:

Дао – первоначало от которого произошел весь мир

Дэ – энергия благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир

2. Конфуцианство – философское учение, которое рассматривает человека как участника социальной жизни.

Основоположником данного учения является Конфуций (551-479 гг. до н.э.)

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

1. Как необходимо управлять людьми?

2. Как вести себя в обществе?

 

Представители этого учения выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

 жить в обществе и для общества

 уступать друг другу

 слушаться старших по возрасту и по званию

 подчиняться императору

 сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей

 быть гуманным

 верно служить стране, быть патриотом

 быть благородным

 обладать большими амбициями, ставить высокие цели

 проявлять старание в работе

 постоянно учиться и самосовершенствоваться

 

3. Легизм – социальное учение, как и конфуцианство, решающее вопрос - «как управлять обществом?». Легисты выступают за управление обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм – философия сильной государственной власти.

Особенности легизма:

 движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы

 как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны

 чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения

 государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся

 законы должны быть одинаковы для всех групп населения

 государство – главный регулирующий механизм общества и имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое реинкарнация и закон кармы?

2. Что такое Веды и Упанишады? Какова роль Упанишад в формировании индийской философии?

3. Что означает понятие «нирвана» в индийской философии? В чем заключается трудность достижения нирваны по представлениям древних индийцев?

4. Почему земная жизнь является по буддистским воззрениям, несомненным страданием? Согласны ли вы с таким утверждением?

5. В чем главная причина земных страданий, с точки зрения буддизма?

6. Какова роль этики в индийской культуре?

7. В чем специфика отношения индийской культуры к проблемам жизни и смерти?

8. В чем заключается главная идея буддизма?

9. Каково значение понятий «ян» и «инь» в китайской культуре?

10. Каковы натурфилософские представления Древнего Китая?

11. Что такое «дао»?

12. В чем видел Конфуций причины общественных несчастий?

13. Каким образом, по конфуцианским представлениям, можно гармонизировать общественную жизнь и сделать ее благополучной?

14. Почему конфуцианство на длительное время стало государственной идеологией Китая?

15. Какое значение имеет китайская культура для становления философии?

16. В чем заключается главная идея конфуцианства?

17. Почему мировоззренческие учения Древнего Востока называют религиозно-философскими?

 

Задание: используя материалы учебника и дополнительные источники, заполните сравнительную таблицу:

Линии сравнения Философия Древней Индии Философия Древнего Китая
Восприятие человека    
Восприятие природы и окружающего мира    
Отношение к государству    
Отношение к религии    

Норма времени: 2 часа

Критерии оценивания: правильность, точность, полнота ответов и заполнения таблицы, своевременность и самостоятельность выполнения работы.

Рекомендуемые источники информации:

1. Волкогонова О. Д. Основы философии: учебник / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. — 480 с.

2. Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 288 с.

3. Канке В. А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М: Логос; Высшая школа. 2015. – 288 с.

4. Кохановский В.П., Матяш Т.П. и др. Основы философии: учебник для СПО. – М.: Кнорус, 2018. – 240 с.

5. Спиркин А. Г. Основы философии: Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2016. – 392 с.

6. Образовательные ресурсы Интернета.

 

Работа предоставляется на проверку 14.01.2021 до 16.00 на эл. почту Irinapavlovna751@yandex.ru

 

Составить биографию философа на выбор:

Лао-Цзы, Конфуций,Будда

Заполнить сравнительную таблицу:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: