История
Населённый в палеолите, Спировский район на протяжении тысячелетий был малонаселённым краем. До прихода славян его заселяли финно-угорские племена, в основном меря. В 9 веке эти земли вошли в состав Руси, но, лежащие в стороне от торговых путей, оставались дикими и неисследованными. В разное время они принадлежали Тверскому княжеству, Новгородской республике, а в 15 веке перешли в состав Московской державы.
Впервые Спирово упоминается на карте Менде (Межевой атлас Тверской губернии) в 1847 году. Своим рождением поселок обязан строительству железной дороги между Москвой и Петербургом. Для снабжения паровозов водой была сооружена дамба на реке Малая Тигма, в результате чего образовалось искусственное Тигменское озеро. При строительстве железной дороги был построен вокзал с пассажирскими залами 1, 2, 3 классов с крытыми платформами. До появления в поселке летнего сада вокзал оставался любимым и единственным местом прогулок жителей поселка.
Первая школа в поселке была образована в 1879 году. Железнодорожное училище, построенное в 1908 году, стало центром светской жизни поселка. Здесь ставили спектакли, играл духовой оркестр и пел хор, действовал теннисный корт. Спирово превратилось в региональный промышленный центр (особенно был известен стекольный завод, работавший до начала 21 века), и в 1929 году посёлок назначили административным центром нового района – Спировского.
Спирово развивалось благодаря предприимчивости купцов, которые начали торговлю дровами, лесом, булыжным камнем. Большой наплыв крестьян, приезжающих сюда на заработки, способствовал открытию лавок и чайных, превративших поселок в местный торговый центр.
Яркая страница в историю Спировского района вписана в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов. Линия фронта проходила в 20 километрах от поселка Спирово. Спировчане достойно сражались на фронтах Великой Отечественной войны.
Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. уроженец Спирова Н. И. Зориков мужественно бился с фашистами в осажденной Брестской крепости. В. А. Осипов из деревни Пеньково возглавлял партизанский отряд в Чешско-Моравской области и внес немалую лепту в освобождение дружественной страны от гитлеровских захватчиков. Он удостоен звания почетного гражданина ЧССР и трех ее городов — Свитавы, Литомышля, Полички.
Общие данные
География
Площадь 1497 км².
Район расположен в центральной части области и граничит:
§ на северо-востоке — с Максатихинским районом
§ на востоке — с Лихославльским районом,
§ на юге — с Торжокским районом,
§ на западе — с Вышневолоцким районом.
Основные реки — Тверца, Медведица, Осуга, Большая и Малая Тигма, Судомля, Тифина.
Состав района
С 2006 года в состав района входят 5 муниципальных образований, из них 1 — городское поселение и 4 — сельских поселения:
§ Городское поселение — посёлок Спирово
§ Выдропужское сельское поселение
§ Козловское сельское поселение
§ Краснознаменское сельское поселение
§ Пеньковское сельское поселение
Всего в районе на 2010 год насчитывается 140 сельских населённых пунктов и 1 посёлок городского типа.
Культура
В поселке находится краеведческий музей. Издаётся газета «Спировские известия».
Транспорт
Через район проходят: автотрасса М10 (E 105 «Москва—Санкт-Петербург»), скоростная магистраль М-11 и главный ход Октябрьской железной дороги.
Достопримечательности
§ Церковь Николая Чудотворца (1823 год) в селе Бабье.
§ Церковь Смоленской иконы Божией Матери (1760 год) в селе Выдропужск.
§ Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Козлово.
Сергей Георгиевич Бровцев(1920-1964 гг.)
Сергей Бровцев родился 18 сентября 1920 года в деревне Пестово (ныне — Тверская область). С 1923 года проживал в посёлке Спирово. Окончил 7 классов школы, школу фабрично-заводского ученичества, работал слесарем-ремонтником на текстильной фабрике. В 1937 году окончил аэроклуб в Вышнем Волочке, впоследствии был в нём лётчиком-инструктором. В апреле 1938 года был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1939 году окончил военную авиационную школу лётчиков в Одессе. Проходил службу в строевых частях Военно-воздушных сил Дальневосточного военного округа. В 1943 году вступил в ВКП(б). Принимал участие в советско-японской войне, командовал эскадрильей 534-го (переименованного из 3-го истребительного авиаполка 2-го Дальневосточного фронта.
В 1946 году окончил Военно-воздушную академию в Монино. С января 1947 года находился на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях самолётов «Як-24», «Як-100», «Як-100У», «Ми-6», «Ми-1», «Ми-1У», «Ка-15», «L-60», «Ил-10», «Ла-7», «Ла-9», «МиГ-9», «Як-15», «Як-17», вертолётов «Г-3» и «Г-4», проводил испытания противоштопорных ракет на «Як-9», «Ла-11», «МиГ-15», испытания по сбросу фонаря на «Ла-15», испытания «Ми-4» на авторотации, испытании противообледенительной системы на «Ан-8» в сложных погодных условиях.
Указом Президиума ВС СССР от 25 июня 1958 года полковнику Бровцеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1959 году Бровцев установил мировой авиационный рекорд высоту и грузоподъёмности на вертолёте «Ми-6».
Гибель. 16 июля 1964 года погиб в авиационной катастрофе во время испытательного полёта на винтокрыле «Ка-22».
В поселке Спирово его именем названа улица и школа. На доме, в котором он жил и на школе, в которой он учился, установлены мемориальные доски.