Министерство науки и высшего образования




Министерство науки и высшего образования

Российской Федерации

 

 

федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Воронежский филиал

 

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы

Для обучающихся

По направлению подготовки 38.04.01 «Экономика»

Уровень высшего образования: Магистратура

Программа подготовки: академическая магистратура

 

 

Воронеж

 

 

Рецензент:

Дорохова Наталья Валерьевна – к.э.н., доцент кафедры товароведения и торговли Воронежского государственного университета инженерных технологий

 

Методология и методы исследования в экономике. Методические указания по написанию и оформлению контрольных работ для обучающихся по направлению подготовки 38.04.01. «Экономика» /Сост.: Серебрякова Н.А. – Воронеж. - 23 с.

В методических указаниях изложены правила оформления контрольной работы, требования, предъявляемые к ее структуре, содержанию и защите.

 

 

Сведения о составителе:

Серебрякова Надежда Александровна – д. э. н., профессор кафедры экономики и экономической безопасности Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

 

 

©Серебрякова Н.А.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение...........................................................................3

1. Методические указания по выполнению контрольной работы.................................................................................................4

2. Задания для контрольной работы...................................7

2.1. Теоретические вопросы.................................................7

2.2. Практические задания..................................................9

Список литературы..............................................................16

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью дисциплины «Методология и методы исследований в экономике» является формирование у обучающихся комплексного представления о методологии и методах исследований, используемых в рыночной практике и в академической среде, а также о возможных инструментальных средствах и технологиях для реализации научных исследований в экономике.

Задачи дисциплины:

- изучение основных методологий и методов исследований в экономике;

- формирование навыков использования информационных технологий и специальных инструментальных средств на всех этапах исследовательского проекта: от постановки задачи и определения проблемы, до сбора, очистки, анализа и интерпретации полученных данных, а также формирования отчетов о проведенных исследований и умения представить эту отчетность;

- формирование у обучающихся логического мышления, необходимого для использования методологических основ проведения исследований, а также проведения комплексного исследовательского проекта;

- развитие аналитических способностей, и формирование системного видения процессов, происходящих во внешней бизнес-среде и внутри компании;

- формирование умения компетентно анализировать возможности социально-экономической политики государства в обеспечении макроэкономической стабильности и экономического роста.

Дисциплина «Методология и методы исследований в экономике» относится к вариативной части учебного плана.

 

В процессе выполнения контрольной работы студенты приобретают знания будущей профессиональной деятельности, навыки самостоятельной работы с учебной литературой и анализа практических ситуаций.

 

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

По содержанию контрольная работа состоит из трех теоретических вопросов и заданий, которые охватывают основные разделы и темы курса «Методология и методы исследований в экономике». Ответы на теоретические вопросы должны быть четкими, конкретными, полностью освещающими суть изучаемого материала. Задания содержат 100 вариантов. Вариант контрольной работы определяется по прилагаемой таблице в зависимости от двух последних цифр зачетной книжки студента. В таблице по горизонтали расположены цифры от 0 до 9 – последняя цифра шифра студента, по вертикали цифры от 0 до 9 – предпоследняя цифра шифра. Пересечение горизонтальных и вертикальных линий определяет клетку варианта задания. Например, шифру 76 соответствуют вопросы - 2, 21, 32 и задание 54.

Качество работы оценивается по тому, насколько правильно, полно и самостоятельно даны ответы на поставленные вопросы, в какой степени использована рекомендуемая литература, в какой мере студент умеет анализировать и обобщать изучаемый материал.

 

Последняя цифра номера зачетной книжки студента (шифра)
Предпоследняя цифра номера зачетной книжки студента                      
  22 42 51 31 30 56 21 35 57 32 41 58 26 38 61 11 35 49 52 12 27 24 60 16 36 50 53 17 28 45 59 18 40 27 62
  23 43 67 33 44 54 24 23 55 34 48 63 10 25 46 64 13 37 27 52 14 29 31 65 15 30 47 51 19 38 28 66 20 39 32 67
  21 41 62 22 34 61 24 38 55 33 40 54 26 20 53 34 28 60 17 30 24 58 18 37 27 63 12 40 39 56 11 38 44 64
  10 25 44 65 15 12 20 66 14 29 21 67 16 13 45 51 35 24 52 42 46 59 36 27 57 13 41 22 53 19 39 47 55 20 43 33 64
  11 28 66 14 29 56 23 48 57 15 34 60 10 25 50 61 19 30 62 18 49 64 9 31 63 17 16 35 58 26 32 59
  11 22 51 14 21 56 18 23 57 12 32 60 17 34 52 10 13 26 62 20 30 64 15 38 67 19 36 53 16 29 58
  10 31 44 65 39 41 54 12 24 48 61 11 33 26 55 25 46 66 40 27 59 37 28 63 27 29 51 35 42 52 28 45 53
  11 13 23 57 20 43 56 17 30 63 22 47 55 16 31 61 19 25 62 21 32 54 15 49 59 18 24 60 10 14 50 58
  22 33 52 11 23 37 53 19 26 41 65 28 34 64 15 30 40 51 12 33 38 56 39 35 67 16 40 42 57 20 29 39 66 34 36 54
    21 43 58 10 25 50 60 18 24 49 59 31 46 61 35 48 65 14 27 41 55 13 36 44 64 32 42 62 17 37 45 66 38 47 63

 

2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Диалектические методы познания и роль эволюционного подхода в экономических исследованиях. Их соотношение.

2. Проблема метода экономической науки. Соотношение позитивной и нормативной науки. Классификация методов экономических исследований.

3. Методология экономического прогнозирования.

4. Цели и задачи научного исследования. Объекты и предметы исследования.

5. Методология науки. Основные методологические концепции.

6. Парадигмы в экономической науке. Эволюция экономической методологии.

7. Теоретические и эмпирические методы их использование в экономических исследованиях.

8. Традиционные и инновационные методы научных исследований в экономике.

9. Актуальность исторического метода и эволюционного метода экономических исследований.

10. Математический метод. Статистический метод. Современный подход в их использовании при анализе экономических процессов.

11. Развитие диалектики как метода научного познания.

12. Роль системного подхода в научных экономических исследованиях. Критерии типологизации экономических систем.

13. Метод экономического анализа в экономических исследованиях.

14. Анализ и синтез как методы исследования.

15. Программно-целевой метод в экономических исследованиях.

16. Метод моделирования и его разновидности.

17. Методы экспертных оценок в экономических исследованиях.

18. Математические методы в исследовательской деятельности.

19. Индукция и дедукция в исследовании.

20. Объект экономического исследования и его структурные элементы.

21. Определите цели, задачи, предмет дисциплины.

22. Познание: его сущность, объект и способы.

23. Сущность и характерные черты экономического познания.

24. Понятие методологии познания и ее основные подходы.

25. Объект экономического исследования и его структурные элементы.

26. Характеристика предмета экономического исследования.

27. Характеристика основных структурных элементов методологии.

28. Основные функции, выполняемые методологией экономической науки.

29. Что содержит понимание подхода к изучению тех или иных проблем в методологии социально-экономического исследования.

30. Основные характеристики историко-генетического подхода к исследованию экономических систем.

31. Преимущества и характерные черты воспроизводственного подхода к познанию экономических процессов и явлений.

32. Предмет исследования при позитивном подходе к изучению явлений.

33. Какова целевая функция нормативного подхода к познанию экономической жизни общества.

34. Общенаучные методы в экономическом исследовании.

35. Классификация экономических методов: различные подходы.

36. Диалектический метод и его применение в экономическом исследовании.

37. Формально-логические методы исследования экономических категорий.

38. Методы неоклассической теории.

39. Системный метод и его применение в экономическом исследовании.

40. Структурно-функциональный метод и его применение в экономическом исследовании..

41. Качественный метод экономических исследований и проблема интерпретации.

42. Методологические основы и атрибуты магистерского исследования.

43. Критерии определения актуальности экономической проблемы при ее выборе для научного исследования.

44. Требования к магистерской работе как к самостоятельному научному исследованию.

45. Обоснование темы и плана научного исследования.

46. Содержание научного исследования. Раскройте замысел, структуру и логику проведения научного исследования.

47. Укажите вариативность построения научного исследования.

48. Дайте характеристику основных этапов исследования.

49. Раскройте основные способы обработки исследовательских данных.

50. Охарактеризуйте особенности обработки исследовательских данных, полученных различными методами.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 51

 

Сформулируйте основные положения Вашего мировоззренческого подхода к жизни (цель Вашей жизнедеятельности, принципы и критерии Ваших действий и поступков, критерии оценки Вами действий других людей и пр.) Какой методологический подход, по Вашему мнению, наиболее соответствует поставленной Вами цели и почему. Какие научные методы познания и как могут помочь Вам в реализации своей жизненной программы

 

Задание 52

 

Перед исследователем стоит задача выявить проблемы занятости населения в городе. Определите характеристики исследования в соответствии со следующим планом:

a. Постановка проблемы.

b. Формулировка проблемы.

c. Цель исследования.

d. Задачи исследования.

e. Объект исследования и предмет исследования.

f. Гипотеза исследования.

g. Методология и методы исследования.

 

 

Задание 53

 

Автор в процессе работы над магистерской диссертацией сформулировал тему исследования следующим образом: «Институциональные факторы и риски инновационной деятельности предприятий». Является ли заявленная тема исследования актуальной? Обоснуйте ответ.

Задание 54

Автор в процессе работы над магистерской диссертацией сформулировал тему и цели исследования следующим образом:

Тема исследования: «Система согласования внутрикорпоративного стратегического и операционного управления на основе бюджетирования и контроля».

Цель исследования ─ обосновать с научно-методической точки зрения и разработать модель комплексного управления для корпораций и государственных ведомств, интегрирующую стратегическое целеполагание с бюджетированием и финансовым контролем при помощи алгоритма группировки и распределения затрат. Сформулируйте задачи исследования, опираясь на имеющуюся информацию и определения терминов «Тема исследования», «Цель исследования».

 

 

Задание 55

 

Сравните два качественных исследования вашей области профессиональных интересов (которые вы знаете), кратко опишите цели, использованные методы и результаты каждого исследования. Каковы сильные и слабые стороны каждого исследования?

Задание 56

 

Если исследователь хочет выявить характеристики предпринимателей (особенности личности, воспитания, образования и т.п.), которые способствуют его успешной деятельности, какие виды данных ему следует собрать – количественные или качественные, Следует ли ему ориентироваться на этические (культурно специфические) или эмические (культурно универсальные) характеристики?

Задание 57

 

B каких сферах экономической науки, с вашей точки зрения, будет наиболее эффективным применение математического эксперимента? Способен ли последний в этих областях заместить собой натурный (предметный) экономический эксперимент?

Задание 58

 

Дайте определения таким понятиям как «индукция» и «дедукция». Приведите примеры использования этих методик в экономических исследованиях.

 

 

Задание 59

 

Определите объект и предмет для следующих исследований:

a) Оптимизация стратегии ценообразования для нового продукта.

b) Оптимизация затрат на печатную рекламу.

c) Оценка эффективности использования складских помещений в торгово-дистрибьюторской компании.

d) Оптимизация схемы формирования бонусов торговому персоналу.

e) Расширение спектра банковских услуг по электронным платежам.

Задание 60

 

Определите основной источник проблем, проблему, требующую разрешения, вытекающую из основной проблемы, а также проблему, требующую исследования, проанализировав следующую ситуацию:

a) Компания Apex ChemicalSupply является производителем средств ухода за бассейнами. Недавно неполадки в работе оборудования, которое перемешивает химический состав, препятствующий образованию водорослей, привели к тому, что была выпущена партия товара, которая не только останавливает рост водорослей, но и придает цвету воды красивый светло-голубой оттенок (без нежелательных побочных эффектов).

b) Компания РМС достигла успеха на небольшом региональном рынке. Руководство в значительной степени объясняло этот успех действием уникальной системы распределения, которая гарантировала поставку свежих товаров в розничные магазины не реже, чем два раза в неделю. Директора компании задумали расширить географический рынок Montgomery при условии, что не будет изменен режим двухразовой поставки товара.

Задание 61

В чем, по-Вашему, может заключаться роль интуиции в экономическом исследовании? На каком уровне лучше всего работает экономическая интуиция?

 

 

Задание 62

 

B каких сферах экономической науки, с вашей точки зрения, будет наиболее эффективным применение математического эксперимента? Способен ли последний в этих областях заместить собой натурный (предметный) экономический эксперимент?

Задание 63

 

Аргументируйте свое мнение, почему в экономике изучают различные аспекты и характеристики. Чем это обусловлено? Приведите примеры, по вашему мнению, объясняющие необходимость разносторонних взглядов на экономику

 

Задание 64

 

Используя информацию, полученную при изучении других дисциплин, проанализируйте различные определения экономики. Выделите общее и особенное, что характерно для рассмотренных определений. Результаты представьте в виде таблицы, которая способствовала бы наглядному восприятию общих моментов в определениях и разграничивала особенности в подходах авторов. Выскажите мнение, почему выделяются те или иные характеристики в определении экономики.

 

Задание 65

 

Выскажите свое мнение, почему экономику рассматривают во взаимосвязи с другими науками и сферами деятельности – политическими, психологическими, инженерными, здравоохранением и т.д.

 

Задание 66

Выстройте логику научного аппарата исследования. Раскройте содержание компонентов научного аппарата. На основании выбранной темы разработайте компоненты научного аппарата исследования: проблему, противоречие, актуальность, объект и предмет исследования.

 

Задание 67

 

Сформулируйте основные положения Вашего мировоззренческого подхода к жизни (цель Вашей жизнедеятельности, принципы и критерии Ваших действий и поступков, критерии оценки Вами действий других людей и пр.) Какой методологический подход, по Вашему мнению, наиболее соответствует поставленной Вами цели и почему. Какие научные методы познания и как могут помочь Вам в реализации своей жизненной программы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1.Афонин, И.Д. Методологические основы научных исследований [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ И.Д. Афонин, А.И. Мумладзе, Е.Г. Козлова, И.В. Кузнецова. - Москва: Русайнс, 2020. — 133 с.. — ISBN 978-5-4365-5063-3. — URL: https://book.ru/book/936215 — Текст: электронный. (ЭБС Znanium).

2. Лебедев, С. А. Методы научного познания: учеб. пособие / С.А. Лебедев. - Москва: Альфа-М: ИНФРА-М, 2019. - 272 с. - (Магистратура). - ISBN 978-5-98281-389-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1000577

3. Мокий, М. С. Методология научных исследований: учебник для магистратуры / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий; под редакцией М. С. Мокия. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-1036-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432110

Дополнительная литература:

1. Киреева И.А. Научные исследования в профессиональной деятельности социально-гуманитарных направлений подготовки магистров [Электронный ресурс]: Учебное пособие/И.А. Киреева. - Москва: Русайнс, 2019. — 113 с. ISBN 978-5-4365-2967-7. — URL: https://book.ru/book/932588 — Текст: электронный. (ЭБС Znanium).

2. Погостинская Н.Н. Научные исследования в экономике. Методология, методы, особенности [Электронный ресурс]:монография/ Н.Н. Погостинская - Москва: Русайнс, 2019. — 186 с.— ISBN 978-5-4365-3370-4. — URL: https://book.ru/book/934434 — Текст: электронный. (ЭБС Znanium).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: