По общественному статусу.




Группа как социально-психологический феномен

Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения, непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. В ситуации общения у человека меняется очень многое: от выражения лица до взглядов на окружающее. Собственно говоря, само человеческое «Я», внутреннее содержа­ние личности возникают и формируются только в процессе обще­ния с окружающими людьми. Это общение происходит в группах и коллективах. Эти общности неоднородны. Общество состоит из большого количества групп, внутри кото­рых формируется и развивается психика людей, их составляющих. Социальная психология не может не уделять внимания психоло­гии людей, живущих и работающих в различных общностях (группах). Психология тщательно изучает и анализирует закономерности возникновения, функционирования и развития социально-психоло­гических явлений, обусловленных принадлежностью людей (и их групп) к различным общностям.

Социальная психология изучает -

во-первых, те изменения, кото­рые происходят с психикой человека под влиянием общения с другими людьми,

во-вторых, те общности, внутри которых осуще­ствляется это прямое и косвенное общение: группы, коллективы и другие общности.

Уже на самых ранних стадиях жизни формирование личности тесно связано с положением, в котором оказывается ребенок сре­ди окружающих, от его места в той группе, которая является мик­росредой его развития. На каждом новом этапе жизни личность оказывается в новой социальной ситуации, в новой микросреде, новой группе. Сначала это семья, дальше идет группа детского сада, потом школьный класс, студенческая группа, производственная бригада и, наконец, кружок пенсионеров. Это, так сказать, продольный срез жизненного пути личности. А теперь рассмотрим поперечный срез, проследим, в каких объединениях находится личность, ну хотя бы каждый из вас, на определенном отрезке жизни. Начнем, опять-таки с семьи, членом которой вы являетесь, далее вы ученик такого-то класса, такой-то школы, участник кружка по интересам, а то и нескольких, многие входят в спортивные коман­ды и секции, и наверняка почти все активные члены дружной ком­пании «ребят с нашего двора». Недаром говорят, что жизнь чело­века — сплошное хождение по группам.

Люди вступают в группы по ряду причин:

• группа выступает как средство биологического выживания;

• как средство социализации и формирования психики человека;

• как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку (инструментальная функция группы);

• как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия (экспрессивная функция группы);

• как средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги;

• как средство информационного, материального и прочего обмена.

 

Что же такое группа?

Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлены деятельностью и существованием других членов.Под социальными группамиобычно понимаются устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в ти­пичные для них виды деятельности и связанных системой отноше­ний, регулируемых общими интересами, ценностными ориентациями, настроениями и переживаниями, нормами жизни и отношений, традициями. Группа — реальная социальная общность людей (от 2 до 30— 40 человек): нация, класс, партия, бригада, экипаж, выделяемая на основе определенного признака, например классовой принадлеж­ности, особой организации и так далее, и в которой возможно непосредственное общение между людьми. Группы могут находиться на разных уровнях развития, разли­чаться по степени сплоченности, организованности, стилю руковод­ства (лидерства), социально-психологическому климату.

Классификация групп

I. По размеру(большие, средние, малые, микрогруппы).

II. По организованности (организованные и неорганизованные).

III. По общественному статусу(формальные и неформальные).

IV. По уровню развития(слаборазвитые, высокоразвитые).

V. По значимости(референтные, нереферентные).

VI. По непосредственности отношений(реальные, первич­ные, условные, вторичные).

Классификация групп очень важна для психологии, поскольку она отражает специфику отношений между людьми.

 

По размеру.

Социальные группы подразделяют их на: боль­шие, средние, малые, микрогруппы.

Большие группы — это общности людей, существующие в мас­штабах общества (страны) и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. К большим группам могут относиться: этносы (нации), классы, политические и общественные организации, возрастные группы и тому подобные. В большой группе регулятором ее поведения выступают общие цели, интересы, мнения, традиции, обычаи, единые формы понима­ния и реагирования на общественные события. Например, на жизнь нации влияют национальное самосознание, общность языка, обычаев, традиции культуры. Группа становится субъектом деятельности, если ее единство основывается на общ­ности целей и интересов, а нормы общения и взаимоотношений признаются и выполняются всеми членами. Средними группами можно назвать предприятия, местные орга­низации, территориальные общности (жители одного района, го­рода).

 

Малые группы — это всегда небольшие контактные общности, члены которых имеют непосредственные контакты, связанные ре­альным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаи­моотношениями между ними.

 

Микрогруппы — это группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся особой близостью отношений между их членами.

 

По организованности.

Организационные группы — это группы, имеющие четкую орга­низационную структуру и существующие устойчиво длительное время. В отличие от них неорганизационные группы такой струк­туры и налаженных отношений не имеют и являются только что созданными, существующими непродолжительное время.

По общественному статусу.

Различают также формальные (официальные) имеют заданную извне струк­туру и неформаль­ные (неофициальные) группы создают структуру сами. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно официально фик­сируемыми целями. Создается на основе штатного расписания, устава, положения, инструкции или другого официального доку­мента для выполнения определенной деятельности: учебной, про­изводственной, исследовательской и так далее. Примеры офици­альных групп — студенческая группа, штат преподавателей, штат ме­дицинских работников отделения в лечебном учреждении. Между членами группы устанавливаются деловые контакты, деловые отно­шения, также предусмотренные официальными документами. Поло­жение человека здесь связано, прежде всего, с тем вкладом, кото­рый он вносит в общее дело.

Деловые контакты предполагают соподчинение или равенство, большую или меньшую ответственность за выполнение задачи. Офи­циальная группа может перестраиваться, но это совершается опять-таки на основе приказа, решения, постановления (например, прика­зом директора назначается староста или снимается, происходит пе­ревод из одной группы в другую и т.д.). Деловые отношения дополняются личными, не предусмотренными инструкцией.

Психологическая близость (симпатия, уважение, дружба) цемен­тирует официальную группу, помогает решать поставленные зада­чи. В пределах официальной группы и деловых контактов не ис­ключены и отрицательные эмоциональные отношения — антипатия, неуважение, пренебрежение, вражда и т.д. Они также влияют на деловые контакты, вредят успеху дела.

Неформальные (неофициальные) группы складываются на ос­нове личных симпатий и антипатий. Они возникают как бы сами по себе. Во всяком случае, никто специально их не создает, ни­кто не фиксирует их состав. Здесь нет кем-то утвержденных пра­вил внутреннего распорядка, официальные документы в этом слу­чае не имеют силы. В такую группу люди объединяются добро­вольно на основе общих интересов, склонностей, дружеских симпатий. Так складывается группа товарищей по совместным иг­рам, увлечениям, компании охотников, рыбаков и т.д. Симпатии и привязанности цементируют группу. Если же они исчезают, то группа непременно распадается.

 

4. По уровню развития:

 

а) слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на началь­ном этапе своего существования. Их часто называют диффуз­ными. Это ассоциации, корпорации;

б) высокоразвитые группы — это группы давно созданные, от­личающиеся наличием единства целей и общих интересов, ус­тойчивой системы отношений, сплоченностью и т.д. Обычно их называют коллективами.

 

5. По значимости:

а) референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях. Это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом для личности. Личность может входить в группу, нормы, ценности которой она признает, поддер­живает или считает самыми лучшими. Тогда личность не только придерживается этих норм, но и отстаивает, защищает, а если надо и пропагандирует их. Но может быть и так, что личность является членом одной группы, а считает идеалом ценности, взгляды, нормы другой группы. Иначе говоря, для личности эта­лоном служит другой образец. Например, подросток стремится быть членом группы старших школьников или взрослых. Если же это ему не удается, то он подражает нормам поведения, бытующим у старших. Лучше всего, когда та группа, к которой человек реально принадлежит, в которой осуществляется его основная деятельность, является для него референтной;

б) нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально состоят и трудятся.

 

6. По непосредственности взаимоотношений:

а) реальные группы (контактные) — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Это фактически существующее значительное объединение людей с ре­альными связями и взаимоотношениями его членов, с целями и задачами. Реальная группа может существовать кратковременно или длительно, быть численно большой или малой. Она суще­ствует и функционирует как общность. Контактная группа — это не арифметическая сумма отдельных личностей, где каждый сам по себе. Такая группа — сложное целостное образование, кото­рое имеет свою внутреннюю структуру. Зависит она, прежде все­го, от деятельности, для осуществления которой объединились люди, от ее целей, задач, способа организаций и т.д.;

б) условные группы — общность людей, составленная номиналь­но. Условные группы выделяют и объединяют на основе како­го-то общего признака (например, по возрасту, профессии, полу, национальности и т.д.). Люди, которые оказываются включен­ными в большую условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики. Например, спортивные журна­листы желают образовать команду из лучших футболистов мира. Они отбирают звезд первой величины и объединяют их в спис­ке. Игроки никогда не соберутся вместе, и команда никогда не будет выступать на соревновании. Но она составлена и условно существует. По такому же принципу выделяют возрастные кате­гории детей — дошкольников, младших школьников, подростков, юношей для изучения анатомо-физиологических, психических и других закономерностей и особенностей;

в) первичные группы — группы, в которых осуществляются посто­янные личные непосредственные контакты между всеми людьми;

г) вторичные группы — это группы, состоящие из ряда первич­ных. В последних обычно нет постоянных личных контактов между всеми людьми.

 

Психология малой группы

Малая группа — немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствиелюдей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людейв группе; и только в этом случае можно говорить о малой группе.

I— Взаимодействие — активность каждого, это одновременно стимул и реакция на всех остальных.

II— Наличие постоянной целисовместной деятельности. Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяет динамику функционирования малой группы.

Можно выделить три рода целей:

1) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;

2) вторичные цели — более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);

3) дальние перспективы объединяют первичную группу спроблемами функционирования социального целого. Общественно ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т. е. то, как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности цементируют группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.

 

III. Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).

IV. Разделение и дифференциация персональных ролей(разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).

V. Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

VI. Выработка специфической групповой культуры— нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу иобусловливающие групповую динамику. Эти нормы — важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы — несмотря на все различия членов группы. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

 

Группа имеет следующие психологические характеристики:

групповые интересы,

групповые потребности,

групповые мнения,

групповые ценности,

групповые нормы,

групповые цели.

 

Группе присущи следующие общие закономерности:

 

1) группа неизбежно будет структурироваться;

2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят);

3) флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: