ПКСП - профессиональные компетенции в области социально-педагогической
деятельности;
ПКСПП - профессиональные компетенции в области психолого-педагогического
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
в коррекционном и инклюзивном образовании;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования;
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья;
ГОУ - государственное образовательное учреждение;
СОШ - средняя общеобразовательная школа;
НПО - начальное профессиональное образование;
СПО - среднее профессиональное образование.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
--------------------------------
<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников
Наименование ООП | Квалификация (степень) | Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск | Трудоемкость (в зачетных единицах) | |
код в соответствии с принятой классификацией ООП | наименование | |||
ООП магистратуры | бакалавр | 4 года | 240 <*> |
--------------------------------
<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
образование (общее, коррекционное, инклюзивное);
социальную сферу;
здравоохранение;
культуру.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
обучение;
воспитание;
индивидуально-личностное развитие обучающихся;
здоровье обучающихся;
психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида;
социализация.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;
психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании;
социально-педагогическая деятельность;
педагогическая деятельность в дошкольном образовании;
педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
Общие для всех видов профессиональной деятельности:
реализация на практике прав ребенка;
создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;
участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;
повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;
участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;
использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;
систематическое повышение своего профессионального мастерства;
соблюдение норм профессиональной этики;
повышение собственного общекультурного уровня;
соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
В области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования:
проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;
работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;
помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;
участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков.
В области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальном и инклюзивном образовании:
проведение дифференциальной диагностики для определения типа отклонений;
проведение психологического обследования детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать психологическое заключение;
проведение занятий с обучающимися по утвержденным рекомендованным коррекционным программам;
работа с педагогами и родителями с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей с ОВЗ и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
создание благоприятной и психологически комфортной социальной среды с привлечением родителей и членов семьи здоровых детей и детей с ОВЗ.
В области социально-педагогической деятельности:
осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов;
организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства;
организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов;
выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов;
формирование у обучающихся профессионального самоопределения и навыков поведения на рынке труда;