УТВЕРЖДЕН
Постановлением Правительства
Свердловской области
От 17.01.2006 г. № 15- ПП
«О региональном
(национально-региональном компоненте дошкольного, начального
Общего, основного общего среднего
(полного) общего образования
Свердловской области»
О региональном (национально-региональном) компоненте дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
Образования Свердловской области
Часть I. Сущность, структура, функции стандарта
Раздел 1. Общие положения
Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (ст. 7, 9), Законом Свердловской области от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» («Областная газета», 22.07.98 г. № 124). Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования на 2004 год, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р, «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования». Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, Концепцией формирования национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта Свердловской области, мероприятиями по развитию образования Свердловской области на 2004 – 2007 годы, утвержденными постановлением Правительства Свердловской области от 25.05.2004 г. № 386-ПП (Собрание законодательных актов Свердловской области, 2004, № 6-1, ст. 780).
|
Реализация до настоящего времени действующего регионального (национально-регионального) компонента в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области обеспечила:
1) формирование ориентаций педагогов на реализацию компетентностного подхода в образовательном процессе;
2) создание условий для освоения учащимися основных представлений о конкретных особенностях социально-экономического и социокультурного развития Среднего Урала в прошлом и в настоящее время;
3) организацию повышения квалификации педагогических кадров Свердловской области;
4) возможность осуществления инновационной деятельности руководителей органов управления образованием, образовательных учреждений, педагогов и научно-педагогических кадров, направленной на творческий поиск эффективных способов реализации стандарта на местах;
5) создание основы для реализации федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, предложенного в 2004 году.
С введением регионального (национально-регионального) компонента в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области были созданы условия для:
1) обеспечения права выбора обучающимися содержания образования и организации образовательного процесса в соответствии с их интересами и запросами;
2) реализации в образовательном процессе общечеловеческих гуманистических ценностей с учетом требований конкретной жизненной ситуации, складывающейся в регионе;
|
3) обеспечения субъект – субъектных отношений между участниками образовательного процесса;
4) формирования критериев оценивания достижений обучающихся и выпускников в единстве предметной, деятельностной и ценностной составляющих образованности.
Однако в процессе его реализации выявлено следующее:
1) предложенное содержание регионального (национально-регионального) компонента в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области ограничивало освоение учащимися особенностей развития Свердловской области изучением набора специальных курсов. Отсутствовала ориентация педагогов на реализацию требований регионального (национально-регионального) компонента в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области через содержание всех предметов Базисного учебного плана и организацию комплексной воспитательной деятельности в учебном заведении;
2) не были четко определены различия в содержании предметно-ориентационной и ценностно-коммуникативной составляющей требований к учащимся;
3) не раскрывалась взаимосвязь содержания федерального и национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта. Сама форма подробного описания отдельных дисциплин, составляющих региональный (национально-региональный) компонент в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, не побуждала педагогов к творческому поиску таких вариантов его реализации, в которых бы максимально учитывались возможности конкретного образовательного учреждения, особенности социально-экономического развития отдельных территорий Свердловской области.
|
Корректировка и принятие новой редакции регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области вызваны требованиями современного этапа модернизации российского образования определенного Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, разработкой новых федеральных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования. Изменение образовательных потребностей, формирование нового социального заказа потребовали значительного обновления содержания регионального компонента образования для приведения его в соответствие с научно-техническим и социальным развитием региона, страны, мира в начале XXI века.
Новая редакция регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области определяет в дополнение к федеральному компоненту обязательный минимум содержания образовательных программ, современные требования к уровню подготовки обучающихся и отражает особенности и тенденции изменения социального заказа Свердловской области на современном этапе ее развития.
Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области строится на основе следующих принципов:
1) понимание образования как организованного на научной основе процесса развития и саморазвития личности ребенка. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области обеспечивает получение обучающимся знаний и навыков, которые позволяют им успешно адаптироваться к особенностям жизнедеятельности региона, страны, мирового сообщества в целом. Само образование рассматривается как единство обучения и воспитания, позволяющее обеспечить целостное соединение знаний, ценностных ориентаций и развитие практических навыков в повседневной деятельности учащихся соответствии с требованиями современного общества;
2) трактовка образованности учащихся как совокупностьпросвещенности через предметно-информационную составляющую регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, обученностичерез деятельностно-коммуникативную составляющую стандарта, воспитанностичерез его ценностно-ориентационную составляющую;
3) взаимосвязь с мировыми тенденциями в образовании и действующим федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области обеспечивает формирование у обучающихся понимания взаимосвязи событий и явлений, происходящих в мире, стране и регионе в сферах материальной и духовной культуры;
4) дополнительность. Региональный (национально-региональный) компонент) дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области позволяет создать возможности для самоопределения личности обучающегося в конкретных экономических и социокультурных условиях Свердловской области;
5) многоаспектность в раскрытии специфики региона в различных аспектах: культурно-историческом, социально-правовом, экономическом, информационном, экологическом и культуры здоровья;
6) сотрудничество на основе развития партнерских отношений между всеми субъектами образовательного процесса;
7) компетентностный подход, заключающийся в овладении обучающимися практическими навыками использования приобретенных знаний во всех видах повседневной деятельности;
8) преемственность в содержании и уровне образованности на различных ступенях образования;
9) реализация требований личностно-ориентированного подхода к организации образовательной деятельности;
10) раскрытие человекотворческой сущности (формирование себя) всего познавательного процесса, осуществляемого в учебной и внеучебной деятельности.
Оценивание качества освоения обучающимися требований регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области осуществляется путем определения:
1) степени владения информацией, раскрывающей особенности исторического развития и современного этапа жизнедеятельности региона во взаимосвязи с процессами, идущими в стране, мире;
2) уровня развития навыка эффективного применения приобретенных знаний и навыков в повседневной деятельности;
3) степени соответствия индивидуальных ориентаций и установок жизнедеятельности тем ценностям, нормам и правилам, которые определяют возможность успешного включения личности в экономическую, социальную, и культурную жизнь региона.
Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области создает нормативную основу для правовых и финансовых отношений между участниками образовательного процесса, органами управления, образовательными организациями, родителями (законными представителями) обучающихся и общественностью.
Аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений всех типов и видов, аттестации педагогических работников и государственной итоговой аттестации учащихся независимо от форм получения образования осуществляется в соответствии с требованиями регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области.
Раздел 2. Сущность и назначение регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области
1. Основной целью регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области является обеспечение условий для формирования у обучающихся целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе, конкретном муниципальном образовании, и готовности включиться в практическую деятельность по его развитию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) приобретение знаний об истории, современном состоянии и перспективах развития ведущих сфер общественного производства, духовной культуры Среднего Урала, его роли в решении актуальных проблем России, мирового сообщества;
2) формирование ориентаций и установок на активное участие в социально-экономической, духовной жизни региона на основе умелого сочетания личных потребностей с интересами территории;
3) выработка практических навыков решения текущих проблем, улучшения жизни в конкретном муниципальном образовании.
2. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области обеспечивает права личности на:
1) полноценное и качественное образование, соответствующее современным потребностям Свердловской области и страны;
2) продолжение образования на следующих ступенях, выбор образовательного учреждения, возможность получения образования на всем образовательном пространстве Свердловской области;
3) вариативность образовательных услуг для обучающихся в соответствии с их потребностями и интересами.
3. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области способствует:
1) развитию и реализации образовательных потребностей личности;
2) осуществлению единой государственной политики в области образования в условиях федеративного многонационального государства;
3) обеспечению преемственности образовательных программ, создающих основу для подготовки социально-адаптированной, конкурентоспособной, нравственно-зрелой личности;
4) непрерывному общему и профессиональному образованию в условиях современной рыночной экономики;
5) адаптации системы образования Свердловской области к особенностям региона.
4. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области способствует формированию и развитию:
1) ответственности за собственную и коллективную деятельность;
2) толерантности: умения взаимодействовать в поликультурном обществе, решать конфликты мирными способами;
3) навыков самоопределения при конструировании личной траектории получения общего образования, выборе профиля обучения в старших классах, с учетом личных интересов и потребностей региона;
4) умения выстраивать устные и письменные коммуникации в различных знаковых системах, владение одним или несколькими иностранными языками;
5) навыков владения техническими средствами, понимание возможности позитивного и негативного их использования;
6) критичного отношения к содержанию информации и источникам ее получения;
7) навыков управления собой;
8) потребности самообразования для обеспечения успешной самореализации с учетом интересов региона, страны, мира.
5. Содержание регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области строится на основе комплексного соотнесения общего в развитии страны, мира и того особенного, что характерно для условий, динамики развития Среднего Урала, его историко-культурных, общественно-политических, географических и экономических ресурсов. Стандарт является основой для формирования стратегии развития содержания образования на основе удовлетворения и развития образовательных потребностей жителей области, вовлечение интеллектуальных, культурных и экономических ресурсов региона в процесс развития образования.
Раздел 3. Структура регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области
1. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области имеет следующую структуру:
1) общие цели и задачи стандарта;
2) принципы построения;
3) содержание линий образования;
4) основные требования к уровню образованности обучающихся на каждой ступени образования, обеспечивающие целостность психофизического и социального развития ребенка в условиях регионального образовательного пространства.
2. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области структурирован по ступеням начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Структура стандарта каждой ступени включает в себя:
1) краткую характеристику особенностей психофизического и социального развития ребенка в определенном возрасте;
2) цели и задачи образования на данной ступени, принципы и основные требования к содержанию образовательных программ;
3) минимум содержания образования в соответствии с основными сферами взаимодействия ребенка с окружающим миром;
4) основные требования к уровню освоения образовательных программ.
3. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области является нормативным основанием для разработки:
1) базисного учебного плана начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области;
2) образовательных и учебных программ;
3) учебников, учебных пособий и других методических и дидактических материалов, обеспечивающих реализацию стандарта;
4) технологий оценки соответствия содержания и качества подготовки (образованности) обучающихся требованиям регионального (национально-регионального) компонента начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области;
5) программ аттестации педагогических работников и образовательных учреждений Свердловской области;
6) перечня учебно-материальной базы образовательного процесса;
7) нормативов финансирования организации образовательного процесса в части регионального (национально-регионального) компонента.
Раздел 4. Содержание и формы реализации регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области
1. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области раскрывается через содержательные линии образования, представляющие собой целостную совокупность знаний, ценностных ориентаций и практических навыков, которые обеспечивают овладение обучающимися конкретным видом культуры. Основными линиями образования являются те, которые позволяют наиболее полно раскрыть специфику развития региона в прошлом и в настоящее время: художественная культура, социально-экономическая и правовая культура, культура здоровья и охраны жизнедеятельности, экологическая и информационная культура. В своем единстве они раскрывают важнейшую особенность Урала, связанную с ведущей ролью промышленного производства во все периоды его развития, что превратило регион в «опорный край державы».
Содержание каждой из образовательных линий нацелено на выработку практических навыков гармоничного взаимодействия учащихся с природным и социальным миром региона, тем самым, обеспечивая реализацию требований компетентностного подхода в обучении.
В дошкольном возрасте выделяются особые содержательные линии, отражающие специфику психофизического и социального развития ребенка до 7 лет.
Для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения и образовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения предлагается дополнительная линия образования «Родной язык». Данная содержательная линия при необходимости может применяться в любом образовательном учреждении для формирования и развития у обучающихся навыков общения на родном языке (татарский, башкирский, марийский, украинский и другие языки).
Уровень образованности обучающихся определяется по следующим составляющим результата образования: предметно-информационной, ценностно-ориентационной и деятельностно-коммуникативной. Содержание предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной составляющих определяется в зависимости от возраста обучающихся и специфики содержательных линий образования.
Содержание ценностно-ориентационной составляющей определяется по результатам обучения и воспитания на каждой ступени образования.
2. Содержание регионального (национально-регионального) компонента определяет последовательность приобщения ребенка социальному опыту:
1) в дошкольный период приоритет отдается практической деятельности, в ходе которой дети, получая начальные представления об окружающем мире, постепенно овладевают ценностно-ориентационной составляющей образованности.
Выпускникам дошкольных учреждений предлагается овладеть следующими компетенциями, обеспечивающими их успешную адаптацию к требованиям специально организованного и систематически осуществляемого образовательного процесса в школе:
способность к действенной помощи и проявлению любви к близким людям;
открытость окружающему миру и проявлению начальных навыков исследования его природных и социальных аспектов;
активное участие в совместных играх с взрослыми и сверстниками, демонстрирующее стремление учитывать интересы окружающих людей;
умение проявлять заботу о растениях и животных при взаимодействии с окружающей природой;
владение основными навыками самообслуживания и умение соблюдать основные санитарно-гигиенические требования, определенные современной культурой;
владение элементарными навыками использования технических систем, применяемых для удовлетворения бытовых и досуговых потребностей;
способность оценивать свои достижения на основе формирующегося чувства собственного достоинства (гордости) и испытывать чувство стыда за нарушение уже усвоенных социальных норм;
2) в начальной школе ведущая роль принадлежит предметно-информационному и деятельностно-коммуникативному блокам, что позволяет учащемуся в полной мере освоить содержание ценностно-ориентационной составляющей приобретаемых знаний и навыков.
Выпускники начальной ступени должны владеть следующими компетенциями:
готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;
проявление интереса к познанию окружающего мира, природных, социокультурных особенностей региона;
проявление чувства долга при взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками;
умение концентрировать волю и терпение при преодолении трудностей, возникающих в учебной деятельности и во взаимоотношениях с разными людьми;
сознательное и безопасное использование основных технических средств в быту;
проявление навыков заботы о природной среде на базе полученных на уроках и внеучебной деятельности знаний;
ответственное отношение к ближайшей среде жизнедеятельности, умение сотрудничать с малыми общностями (класс, двор, улица);
3) в освоении программ основного общего образования ведущая роль принадлежит ценностно-ориентационному блоку, обеспечивающему полноту овладения предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной составляющими.
Выпускник основного общего образования должен обладать следующими компетенциями:
знать собственные индивидуальные особенности, природные задатки к приобретению различных знаний и умений и эффективно их использовать для достижения позитивных результатов в учебной и внеучебной деятельности;
уметь планировать свое ближайшее будущее, ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять волю и терпение в преодолении собственных недостатков во всех видах деятельности;
уметь соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями социального окружения;
уметь проявлять ответственное отношение к учебной и внеучебной деятельности, осмысливая варианты возможных последствий своих действий;
владеть основными навыками самообразования и активно реализовывать их при освоении требований культуры региона, страны, мира;
уметь противостоять негативному воздействию тех, кто побуждает к асоциальным действиям, нарушению норм здорового образа жизни;
активно осваивать основные нормы мужского и женского поведения в процессе полового созревания в подростковом возрасте;
владеть основными знаниями, обеспечивающими обоснованный выбор будущего профиля допрофессионального и профессионального обучения;
4) в освоении программ среднего (полного) общего образования обеспечивается соединение предметно-информационного, ценностно-ориентационного и деятельностно-коммуникативного блоков образовательного процесса, обеспечивающее полноту адаптации выпускника к основным требованиям современной культуры и осуществление умелого выбора соответствующей индивидуальным особенностям профессиональной деятельности.
Выпускник среднего (полного) общего образования должен владеть следующими компетенциями:
уметь реализовывать в повседневной жизни полученные в школе знания и навыки;
владеть навыками саморазвития и умело их использовать для повышения личной конкурентоспособности;
проявлять заботу о родном крае, своей стране;
иметь ценностное отношение к основным нравственным, эстетическим, трудовым нормам, характерным для жителей региона и многонациональной России в целом;
знать собственные индивидуальные особенности, определяющие возможность обоснованного выбора содержания будущего профессионального образования;
владеть навыками самоорганизации для реализации собственных положительных качеств и преодолении установок, негативно влияющих на психофизическое и социальное здоровье подрастающего поколения;
планировать ближайшее и отдаленное будущее, обоснованно выбирать варианты реализации жизненных планов;
владеть основными знаниями и навыками, необходимыми для создания благополучной семьи.
3. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области защищает обучающихся от видов, содержания и форм организации образовательной деятельности, не соответствующих их возрасту, психофизическому и социальному развитию.
В дошкольном возрасте образовательная деятельность строится на развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с постепенным введением элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте.
В начальной школе обеспечивается развитие базовых основ логического мышления в процессе постоянного совершенствования наглядно-образного и наглядно-действенного мышления обучающихся.
В среднем и старшем звене основное внимание уделяется развитию логического мышления, активизация которого происходит на основе познания основных законов организации природного и социального мира, тенденций и противоречий развития региона, страны, всего человечества.
Реализация содержательных линий образования регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области осуществляется в той или иной форме в каждом предмете федерального компонента государственного образовательного стандарта и компонента образовательного учреждения, а также через отдельные учебные дисциплины, разработанные на основе регионального (национально-регионального) компонента начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. Это обеспечивается созданием научно-методического сопровождения, раскрывающего содержание и методы реализации регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области.
ЧАСТЬ II. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ) ПО СТУПЕНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел 1. Рекомендуемое содержание и результат дошкольного образования.
1. Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в проявлении индивидуальности на основе соблюдения основных норм и правил поведения.
Главная функция дошкольного образования: обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, создающего условия для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность, включение в систематическую учебную деятельность в школе.Основными задачамина данной ступени являются:обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, сохранение и укрепление его психофизического здоровья, становление образа «Я»;
воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении;
развитие индивидуальности ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста;
формирование начальныхпредставлений о материальных и духовных ценностях, которыми руководствуются люди в типичных жизненных ситуациях.
Воспитание и обучение в период дошкольного детства строится на основе уважения детской индивидуальности, учета готовности к освоению ребенком предъявляемых к нему окружающими людьми требований. Необходимо обеспечить полноту реализации возможностей ребенка с учетом достигнутого уровня психофизического и социального развития.
Содержание дошкольного образования представлено следующими направлениями развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.