В традиционную шкалу оценок




86-100 - Отлично (Зачтено)

70-85 - Хорошо (Зачтено)

55-69 - Удовлетворительно (Зачтено)

0-54 – Неудовлетворительно (Не зачтено)

 

3. Особенности работы с расписанием учебных занятий, самостоятельное планирование учебной и внеучебной нагрузки – 10 минут.

Расписание занятий в печатном варианте размещается на 1 этаже учебного корпуса, в электронном – на сайте ЧГУ. Следует ежедневно внимательно следить за изменениями в расписании, так как оно устанавливается к октябрю, и в дальнейшем в него также могут вноситься изменения. Занятия распределяются в течение семестра неравномерно (…). Учебный процесс организован по учебным неделям: они делятся на четные и нечетные. Обычно лекции проходят еженедельно; практические, семинарские занятия могут идти через неделю или сдвигаться ко второй половине семестра.

Для того чтобы правильно, оптимально распределить нагрузку, необходимо представлять, какие виды работ вам предстоит выполнить как минимум в ближайшие две недели. Например, вы не всегда сможете подготовиться к семинару накануне вечером, так как для подготовки вам может понадобиться, например, пойти в библиотеку, сделать конспект статьи, книги, которой нет в Интернете и.т.д. Контрольные рейтинговые мероприятия тоже нередко требуют длительной подготовки (например, курсовая работа или решение задач по математике). Для того чтобы ничего не забыть, не упустить, рекомендуется вести дневник, аналогично школьному, или еженедельник (не ежедневник!) – чтобы вся неделя была перед глазами.

 

4. Рекомендации по оптимизации учебной деятельности (см. ниже Памятка первокурснику - 2) – 20 минут.

5. Роль старосты академической группы в организации учебной и внеучебной деятельности студенческого коллектива – 5 минут.

Староста учебной группы назначается куратором группы и является его представителем. При выборе старосты может учитываться мнение группы. Староста отвечает за организацию учебной и внеучебной жизни группы: доносит информацию о изменениях в расписании, планируемых мероприятиях, участвует в распределении материальной помощи, обеспечивает связь куратора и преподавателей с группой и т.д.

Староста обязан посещать собрания (старостаты), проводимые администрацией института (факультета).

За эффективную деятельность староста группы получает материальную помощь не реже 2 раза в семестр.

 

6. Внеучебная жизнь студентов ЧГУ (деятельность органов студенческого самоуправления, студенческих объединений, студенческой психологической службы, ЦСКиТ, спортивного клуба; структура управления воспитательной деятельностью в ЧГУ – см. Положения в доп. файлах) – 10-15 минут. Данную информацию могут представить первокурсникам студенты-ведущие тренинга или представители студенческих объединений института.

7. Вручение «Памяток первокурснику» (1), сопроводительные комментарии куратора; информация о сайте ЧГУ – 5 минут.

Вариант 2

(активная форма, 2 пары)

План проведения занятия в активной форме потребует корректировки в зависимости от числа студентов в группе.

1 ПАРА.

1. Вступительное слово, разминка (до 10 минут).

- Сегодня – третий день нашего тренинга. За это время вы успели познакомиться, узнать многое друг о друге и о себе, оценить потенциал нашей группы. Теперь наша задача – посмотреть, насколько эффективно может работать группа при выполнении разных задач, в том числе, учебных, насколько мы можем правильно организовать свою работу.–

А начнем мы наше занятие с разминки (согласовать с ведущими-студентами, можно взять игры из третьего дня тренинга).

Пример разминки.

- Встаньте в круг, взявшись за руки. Закройте глаза. По моей команде, не размыкая рук, вам нужно построить названную мной фигуру с точностью до количества углов и сторон (квадрат, круг, эллипс, треугольник, параллелограмм, пятиугольник, зигзаг и т.п.).

Вариант игры – участники стоят с открытыми глазами, но им запрещается разговаривать.

Краткое обсуждение игры или комментарии ведущего (для эффективной работы нужно уметь учитывать позицию партнера и видеть конечный результат).

- А что нам нужно для эффективной учебной работы – попробуем разобраться вместе.

 

2. Ролевая игра «Успешное студенчество» (в целом – до 70 минут). При проведении игры куратору необходимо опираться на представления первокурсников о процессе обучения в вузе и корректировать или дополнять их, опираясь на свой опыт, нормативную документацию и т.п.

Этап 1. Ожидания (15 минут). Группа делится на мини-группы в соответствии с ролями «Студенты», «Родители», «Преподаватели» и «Администрация». Для разделения на мини-группы можно использовать разные варианты: рассчитаться на первый-четвертый (1й - студент, 2й-родитель и т.д.; вытянуть «номерок», выбрать четырех студентов, которые по каким-либо признакам олицетворяют «типичного студента», «типичного родителя» и т.д. и предложить им набрать себе группы и др.).

Участникам предлагается с учетом своей позиции ответить на вопрос «Чего вы ждете от обучения в вузе?».

Если группа немногочисленная – можно провести данный этап в форме беседы: как бы ответили на этот вопрос вы, ваши родители, преподаватели и администрация.

Мини-группам дается время на подготовку (до 7 минут), затем каждая группа представляет свой вариант(-ы) ответа. Высказывания фиксируются на доске (ватмане) – до 5 минут. Ответы групп комментируются куратором (3 минуты).

Этап 2. Критерии успешности обучения в вузе (10 минут).

Беседа с группой. Опираясь на полученные варианты ответа на первый вопрос, ведущий предлагает группе сформулировать критерии успешности обучения в вузе (для студента, его родителей, преподавателей и администрации): «Мы можем сказать, что обучение проходит / прошло успешно, в том случае, если…». Можно выделить отдельно внешние критерии (например, успешно сданные экзамены, защита диплома, устройство на работу и т.п., и внутренние критерии – удовлетворенность результатами, отсутствие постоянной напряженности и чувства, что ты все время что-то должен, интерес к учебе и т.п.). В ходе обсуждения следует обратить внимание на общность целей разных участников в образовательном процессе и их различия.

Этап 3. Условия успешного обучения в вузе (40-50 минут).

Работа по мини-группам или беседа. Участникам снова предлагается ряд вопросов, на которые они должны ответить с позиции студента, родителя, преподавателя и администрации.

А. - Какие трудности могут возникнуть у студентов в процессе обучения с точки зрения представителей вашей группы?

Обсуждение по группам – до 7 минут, выступления с комментариями куратора – до 8 минут. Куратор выделяет наиболее типичные трудности, а также те, которые кажутся студентам группы наиболее серьезными с точки зрения риска неуспешной сдачи сессии, отчисления из вуза. На данном этапе работе можно дать основную информацию о рейтинге и допусках к сессии (дополнительно 5-7 минут).

Б. - К кому можно обратиться за помощью, если вы не компетентны в решении данного вопроса /не знаете, как решить возникшую проблему?

Работу на данном этапе можно организовать как поисковую, причем поиск информации может осуществляться всеми мини-группами параллельно, а можно разделить их функции, сориентировав на конкретный источник информации.

Источниками информации могут выступать: Памятка первокурснику-1 (выдать каждому студенту), информационные стенды при кафедрах, дирекциях институтов/факультета, сайт ЧГУ (при наличии доступного компьютера с выходом в Интернет) и документы, регламентирующие учебный процесс в ЧГУ (в печатном или электронном виде) и др. В качестве экспертов могут быть привлечены ведущие-студенты. Поиск информации можно ограничить определенным временем и предложить группам использовать его максимально эффективно. В этом случае мини-группу, собравшую наиболее полную информацию, необходимо отметить.

Подготовка к ответу (поиск необходимой информации) – до 15 минут. Выступления групп с комментариями куратора – до 10 минут. На данном этапе работы куратор может дать информацию о структуре управления воспитательной деятельностью в ЧГУ.

В. – Каковы условия успешного обучения в вузе, как их могут обеспечить все участники образовательного процесса?

В ходе данного этапа работы, который может проводиться в форме беседы с элементами групповой дискуссии, преподавателю необходимо помочь студентам сформулировать условия успешного обучения в вузе, которые должны быть реализованы со стороны всех участников образовательного процесса. Ниже приведены возможные примеры формулировок данных условий.

Со стороны студента:

- новый уровень общения с педагогами и одногруппниками (деловое сотрудничество);

- сплоченность, взаимовыручка и взаимоподдержка в группе;

- осознанное отношение к учебе самого студента, учет своих индивидуальных особенностей и индивидуального стиля деятельности;

- …

Со стороны преподавателей:

- четкость требований;

- учет индивидуальных особенностей студента;

- поддержка;

- ….

Со стороны родителей:

- поддержка;

- создание условий для подготовки дома;

- связь с куратором группы;

- ….

Со стороны администрации:

- материальная поддержка и поощрение;

- обеспечение материальной базы учебной и внеучебной деятельности студентов;

- помощь в разрешении проблемных ситуаций;

- ……………...

Продолжительность – до 10 минут. Ответы студентов фиксируются на доске или ватмане.

Этап 4. Подведение итогов (5 минут).

Куратор предлагает каждому участнику по кругу или с места КРАТКО высказаться о том, что существенно нового для себя узнали участники в ходе занятия и какие вопросы возникли (какая информация еще необходима, для того чтобы каждый понимал, как правильно организовать свою студенческую жизнь). Вопросы фиксируются на доске. Ответам на них будет посвящена следующая пара.

 

Литература

Климова Е.К., Помазина О.А., Бакурова О.Н. Технологии психологического сопровождения адаптации студентов-первокурсников // Психология в вузе, 2007. - №4. – С. 64–103.

 

ПЕРЕРЫВ

 

2 ПАРА

Проводится по плану занятия в первом варианте

(корректируется с учетом вопросов студентов на предыдущей паре и выданной ранее информацией)

 

1.Информация о кафедре (структура, традиции, основные направления деятельности и т.п.) и направлениях подготовки – 10-15 минут.

 

2. Требования к посещению, работе на занятиях, информация о рейтинговой системе оценки знаний и допусках к сессии – 15-20 минут.

 

3. Особенности работы с расписанием учебных занятий, самостоятельное планирование учебной и внеучебной нагрузки – 10 минут.

 

4. Рекомендации по оптимизации учебной деятельности (см. Памятка первокурснику - 2) – 20 минут.

 

5. Роль старосты академической группы в организации учебной и внеучебной деятельности студенческого коллектива – 5 минут.

 

6. Внеучебная жизнь студентов ЧГУ (деятельность органов студенческого самоуправления, студенческих объединений, студенческой психологической службы, ЦСКиТ, спортивного клуба; структура управления воспитательной деятельностью в ЧГУ) – 10-15 минут.

 

7. Вручение «Памяток первокурснику» (1), сопроводительные комментарии куратора; информация о сайте ЧГУ – 5 минут. – если не выдавались на первой паре.

 

 

П А М Я Т К А П Е Р В О К У Р С Н И К У

О рациональной технологии учебы

Виды учебных занятий в вузе можно разделить на аудиторные и внеаудиторные.

К аудиторным занятиям относятся: лекции, лабораторные работы; практические и семинарские занятия; консультации; экзамены. К внеаудиторным можно отнести те виды работ, которые студенты выполняют во внеаудиторное время, вне расписания, но при консультации преподавателей: написание курсовых работ (разработка курсовых проектов), выполнение домашних заданий; подготовка к лабораторным и контрольным работам; дипломный проект.

Отличительной особенностью обучения в вузе является необходимость постоянно работать самостоятельно без регулярного контроля со стороны преподавателей и родителей. К сожалению, как показывает практика, не все первокурсники сразу готовы к такой системе обучения. Не всегда получается правильно спланировать время, организовать место для занятий, преодолеть какие-либо внутренние психологические проблемы и барьеры. Не сразу студенты понимают преимущества работы в группе при подготовке к занятиям, не умеют правильно ее организовать. Не все умеют правильно читать, использовать и развивать ресурсы своей памяти.

Особые сложности связаны с подготовкой и сдачей экзаменационной сессии – сложнейшего психологического испытания для первокурсника! Как сформировать собственную «рациональную технологию обучения» вы узнаете на занятиях по курсу «Введение в специальность», который Вам будут читать в течение первого курса. Сегодня вам предлагаются только некоторые рекомендации.

 

Как работать на лекции?

Вопреки расхожему в студенческой среде мнению, что лекция – это труд только преподавателя, рассмотрим, а что же приходится делать студенту на лекции, чтобы не пропало попусту затраченное время и полученные знания в дальнейшем были использованы наиболее эффективно.

Написание лекции – это трудная и разнонаправленная деятельность. Нужно одновременно

- внимательно следить за развитием мысли преподавателя;

- понимать излагаемое, сопоставляя со своими знаниями, опытом, кругозором;

- записывать (и зарисовывать) материал лекции.

Таким образом, работа на лекции – это большой труд. Каким же образом организовать его, чтобы информация, выдаваемая преподавателями, была усвоена?

Наибольшую трудность вызывает составление конспекта лекции.

Цель составления конспекта:

- фиксирование материала с возможностью повторения в любое время;

- возможность использования и другими лицами;

- закрепление своих собственных ассоциаций с содержанием лекции для лучшего понимания и запоминания материала.

Необходимо:

1. Перед началом лекции осознать ее название и поставить перед собой цель понять ее как можно глубже и записать как можно больше.

2. Вдуматься в план занятий, предложенный преподавателем, и на основе этого плана представить то, о чем идет речь.

3. Внимательно слушая лекции, обязательно вести ее запись в виде конспекта. Недаром народная мудрость гласит: «Самые бедные чернила, лучше любой памяти».

4. Выписывать следует: основные положения, важнейшие аргументы, самые яркие факты, названия.

5. Во внеаудиторное время лекцию следует обработать, дописать сокращения, на основе источников, указанных преподавателем, дополнить лекцию фактами и основными положениями. Для понимания и более прочного запоминания нового материала будет идеальным вариант, если в день лекции после занятий вы перечитаете ее конспект и расскажете кому-либо в общих чертах ее содержание. Кем-либо может быть одногруппник, пропустивший лекцию, родитель, бывший одноклассник, обучающийся по сходной или же наоборот – противоположной специальности (направлении подготовки).

 

На чем писать лекцию?

Лучше на больших по формату тетрадях (типа журнала, амбарной книги). Тогда Вы эффективно будете использовать свое зрение для одномоментного охвата почти всей лекции. Проблем с запоминанием, повторением, связями и подчиненностью разделов будет меньше. А если еще и цвет имеется (подчеркивания, точки, стрелки и пр.), эффект еще больше возрастает.

Чем писать конспект?

Лучше черным «шариком» (хорошо иметь запасную ручку). Высший пилотаж – трехцветная ручка (не три, а одна). Это позволяет делать цветовой акцент без затраты времени на поиск фломастера или ручки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: