Лото в работе с моторными алаликами




Лото – это разновидность настольно-печатных игр, которые находят широкое применение в практике работы со старшими дошкольниками, расширяя и актуализируя их кругозор, развивая произвольное внимание и память. Дети любят лото за то, что здесь можно соревноваться.

Я тоже включаю лото в свою работу с детьми - алаликами, но преследую при этом совсем другие цели. Предлагая детям этот вид настольно-печатных игр, на определенном этапе работы с ними, а именно, на этапе появления слов, использую лото для активизации активного словаря ребенка - алалика, поддержания его интереса к говорению, общению с окружающими с помощью речи.

Моторная алалия – это одно из тяжелых речевых нарушений детского возраста, которое характеризуется нарушением и несформированностью всех систем языка. Звукопроизношение формируется у таких детей довольно сложно, речь развивается очень медленно. В какой-то момент у ребенка-алалика начинают появляться слова – названия конкретных предметов, действий, которые нужно чаще активизировать, закреплять в экспрессивной речи.

Для этого я использую лото, которое делаю сама каждому конкретному ребенку. В них включаю те слова, которые данный конкретный ребенок-алалик может говорить осознанно, сохраняя при этом абрис самого слова. У кого-то - это двусложные слова, у кого-то – односложные, у кого-то – трехсложные, а у кого-то – их сочетание, то есть тот речевой материал, который есть в активном лексиконе конкретного ребенка. Первоначально делаю лото предметов, затем – лото действий.

В лото играем вдвоем по нашим особым правилам. Сначала в роли ведущего выступает взрослый, который показывает ребенку, как будем играть в эту игру. Каждому игроку дается карта - поле, разделенное на четыре части, каждая из которых закроется такой же картинкой. В начале игры называем все имеющиеся предметы (действия), знакомимся с ними, узнаем их. Далее ведущий выкладывает поочередно все картинки, спрашивая: - Что (кто) это?

- Кому … пес? Чей… пес?, - в зависимости от речевых возможностей ребенка. Так закрываем все предметы (действия).

В нашем лото действуют свои правила: картинки на поле закрываются карточкой изображением вниз. При этом после заполнения всего поля ребенок не видит, где спрятана и находится каждая конкретная картинка. Далее взрослый меняется с ребенком полями. Нужно поочередно открывать все окошки и рассказывать, кто (что) тут, это.

Таким образом, активизируется лексика ребенка - алалика. С каждой парой карт-полей в нашем лото играем 2-3 раза. Далее, на знакомом материале, ведущим может быть сам ребенок, повторяя в игре действия ведущего. Для поддержания интереса к игре в лото, одно поле или оба сразу можно обновлять.

Со временем накапливается много карт-полей в нашем лото. Тогда можно предлагать ребенку самостоятельно выбирать основные карты и себе, и взрослому, играющему с ним вместе.

В такое лото мы играем на логопедическом занятии, в эту же игру дети играют дома с родителями, что позволяет многократно активизировать одну и ту же лексику ребенка - алалика в непринужденной естественной обстановке, стимулируя и поддерживая его экспрессивную речь.

 

 

 

 

Бакаева Марина Николаевна

учитель-логопед МБДОУ №310 г. Ростова-на-Дону



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: