РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»
Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной программы
Пояснительная записка
Направленность программы: туристско - краеведческая
Содержание предмета направлено на формирование интеллектуальной сферы детей с высоким уровнем познавательной активности, способствует развитию инициативы, проявлению индивидуальных особенностей, основам краеведения.
Актуальность программы:
Курс «История родного края» предполагает не только обеспечение учащихся знаниями об опыте человечества с древних времен, но и обучение чувственному, образному восприятию духовной и материальной культуры человечества. Программа направлена на формирование интереса к миру и ориентирована на передачу первоначальных духовно-нравственных, национальных, культурных, религиозных устоев и традиций своего народа.
Отличительные особенности программы:
Адресат программы:
Объем программы: 34 часа в год
Формы обучения: очная
Виды занятий:
-Лекции;
-Урок – экскурсия;
- Круглый стол.
Срок освоения программы: 1 год
Режим занятий: занятия будут проводиться раз в неделю в течение года.
1.2. Цель программы:
- создание условий для формирования у школьников способности к саморазвитию,
самосознанию, самовоспитанию через раскрытие их творческих и интеллектуальных
возможностей, способствовать духовно ценностной и практической ориентации учащихся
в их жизненном пространстве и социальной адаптации.
Задачи:
- формирование гражданского мировоззрения, воспитание чувства любви к «малой родине», гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к историческому наследию;
- обеспечить усвоение знаний по истории семьи, города, исторических
личностей, связанных с историей края; изучение основ поисковой, и журналистской
работы как до профессиональная ориентация;
- формировать навыки работы с историческими источниками, мемуарной,
научно-популярной литературой и периодической печатью;
- развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного края.
Содержание программы
История Подмосковья (4 часа)
Что изучает история. Моя малая родина. День пожилого человека. Родословная.
Москва - столица моей Родины (2 часа)
Предание о начале Москвы.Москва - столица моей Родины
Великая Отечественная война в истории Наро-Фоминского района (6 часов)
Г. Наро-Фоминск. Краеведческий музей. Археологические памятники. Памятники Великой Отечественной войны Наро- Фоминской земли. Река Нара - непреодолимый рубеж. Апрелевка- прифронтовая полоса.
Праздники и обряды (4 часа)
Культурная жизнь страны. Литературно-исторические места. Новогодний праздник. Обряды. День защитника Отечества. Весёлые старты. Кантемировская танковая, Таманская дивизии. Казачество.
Литературно-исторические места (4 часа)
Памятники, скульптуры 19-21 веков. Символы государства. Российский флаг. Российский герб. Герб Апрелевки
История в символах и знаках (3 часа)
История в символах и знаках. Как и почему возникли деньги? Наро-Фоминск-экономический центр района.
Как развивается наш любимый город. Традиции и праздники (11 часов)
Физкультурно-оздоровительная работа в г. Апрелевка. День подснежника. День космонавтики. Освоение космоса. Закаливание организма. Праздник весны и труда. Память павшим. День Победы советского народа в ВОВ. Возложение венков и цветов. Духовное воспитание в Апрелевке. Храм святого пророка Божия Илии. святые источники р-на, монастыри, храмы
1.4. Планируемые результаты:
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- чувство гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- гуманистические и демократические ценностные ориентации на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран
- необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- чувства справедливости, ответственности;
- самостоятельность суждений.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
- владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- понимать задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием;
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- понимать прочитанный и прослушанный учебный текст;
- составлять несложные монологические высказывания о героях, событиях;
- высказывать свою точки зрения и уважение мнения собеседника;
- определять место исторических событий во времени;
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках;
- составлять описание образа жизни различных групп населения описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в разные этапы истории, памятники своего края;
- объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства.
- работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- определять и аргументировать свое отношение к ней;
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- составлять на основе информации дополнительной литературы описания памятников истории;
- применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и своего края;
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- самостоятельно выбирать интересующую литературу, умение пользоваться словарями и справочной литературой.