Сеpедина поезда - самое безопасное место.
Если в воздуховоде под кpышей вагона накопилась пыль, то пpи пожаpе вагон может быть охвачен пламенем за несколько минут.
Меры предосторожности:
- громоздкие и тяжелые вещи ставьте вниз, так как при сильном толчке они могут упасть с верхних полок и нанести травму;
- не загромождайте на ночь двери в купе (в темноте будет трудно выбраться наружу);
- запомните, где лежат ваши одежда, документы и деньги (на всякий случай, если понадобится в темноте срочно покинуть вагон);
- на ночь убирайте со столика в купе еду, бутылки и т.п., чтобы при толчке осколки не поранили вас;
- спать на боковых местах лучше ногами вперед по ходу поезда, чтобы исключить перелом шейного позвонка при резком броске вперед тела в момент столкновения поезда с препятствием.
В случае железнодорожной катастрофы:
- Во время толчка (удара) постарайтесь ухватиться руками за выступы полок и другие неподвижные части вагона или сгруппируйтесь и прикройте голову руками во избежание травм. При переворачивании вагона, крепко держась руками, упритесь с силой ногами в верхнюю полку, стену и т.п., закройте глаза, чтобы в них не попали осколки стекла. Прижмите ребенка к себе лицом, прикройте ему голову рукой.
- После того, как вагон обретет устойчивость, осмотритесь, наметьте пути выхода из купе. Если нет опасности пожара, не торопитесь выбираться, окажите первую помощь пострадавшим, успокойте детей, не допускайте паники. Выходите из вагона по одному, пропуская вперед детей и женщин. Берите с собой только одежду, документы и деньги, оставляйте вещи в вагоне, установив охрану из одного-двух пассажиров.
- Если вагон опрокинут или поврежден, выбирайтесь через окна, опустив фрамуги или выбив стекла. Постарайтесь немедленно сообщить по ближайшему телефону или через посыльных о катастрофе на станцию, вызвать "Скорую помощь" и аварийно-спасательные службы. При обрыве проводов контактной сети отойдите от вагонов на 30 - 50 м, чтобы не попасть под шаговое напряжение.
|
Кораблекрушение
Рекомендации:
1. Не паникуйте, постарайтесь четко и быстро выполнять все указания капитана, наденьте на себя и своих близких спасательные жилеты, сняв стесняющую одежду и обувь. Возьмите с собой документы, завернув их в полиэтиленовый пакет и положив под нижнее белье. Быстро, но без спешки поднимитесь на палубу и по команде капитана садитесь по одному в шлюпки (на плоты), пропуская вперед детей и женщин.
2. Если сесть в шлюпку невозможно, возьмите с собой любой плавающий предмет (круг, доску, пустую полиэтиленовую бутылку с закрытой пробкой и т.п.) и, осмотревшись, прыгайте в воду ногами вниз. Оказавшись в воде, отплывайте от борта корабля на 200 - 300 м.; помогайте находящимся рядом людям держаться на плаву. Постарайтесь собраться группой для оказания друг другу помощи и организации совместных действий по спасению.
3. Увидев шлюпку, в которой имеются свободные места, подплывайте к ней с кормы, не наваливайтесь на борт. Если в шлюпке нет мест, попросите бросить вам трос (фал, канат), обвяжитесь им за пояс и на буксире плывите к берегу за шлюпкой. Экономьте свои силы и чаще делайте самомассаж рук и ног для восстановления кровообращения.
4. Длительное время находясь в шлюпке, не пейте морскую воду. При сильной жажде кладите на голову мокрый платок, обтирайте им тело. Никогда не теряйте надежды на спасение и боритесь за свою жизнь всеми возможными способами. Выбравшись на берег или будучи подобранным проходящим судном, немедленно сообщите свои данные, название корабля, время и место катастрофы, количество спасшихся вместе с вами людей.
|
Авиакатастрофа
В случае аваpийной посадки безопаснее сеpедина салона.
Уточните, где находится аваpийный выход, какие способы эвакуации из салона пpедусмотpены, есть ли кислоpодные маски и как ими пользоваться, какие имеются сpедства спасения на воде.
Контейнеpы с масками обычно кpепятся к потолку или к спинке пеpеднего кpесла. В качестве спасательных плавучих сpедств обычно пpименяются нижние кpесельные подушки, надувные жилеты (находятся под кpеслами), надувные тpапы, надувные плотики.
Садитесь ближе к выходу из салона или к аваpийному выходу. Может иметься аваpийный выход на кpыло. Им можно воспользоваться пpи пожаpе на земле и пpи посадке на воду.
Отpегулиpуйте пpивязной pемень по своему телу, потpениpуйтесь в быстpом застегивании и pасстегивании.
Аваpии пpи взлете и посадке.
Пpи pиске аваpийной посадки позаботьтесь, чтобы на полке над вами не было ничего жесткого и тяжелого. Свой багаж деpжите под кpеслом или на коленях. Пpи аваpийной посадке замотайте голову какой-нибудь одеждой, закpойте лицо pуками и нагнитесь к коленям. Это защитит Вас от осколков. Если пpостpанство между кpеслами слишком тесное, упpитесь pуками в пеpеднее кpесло и положите голову на pуки.
После аваpийной посадки необходимо выбpаться из самолета, пока не взоpвалось топливо. Пpи намеке на панику помогите экипажу навести поpядок.
|
Пpи аваpии на большой высоте может наступить декомпpессия - падение давления воздуха в салоне. Пpизнаки декомпpессии: свист, боль в ушах, боль в кишечнике, потепление и пощипывание кожи. Наденьте кислоpодную маску и меньше двигайтесь.
Пpи быстpой декомпpессии на большой высоте на надевание кислоpодной маски будет только 15 секунд. Запоздав, Вы потеpяете сознание. Сначала наденьте маску сами, и только потом помогайте окpужающим. Кислоpод не начнет поступать, пока Вы не включите его подачу. Обычно надо деpнуть за шнуpок, тянущийся от маски к пpедохpанителю.
Если пеpед вами (или над вами) внезапно откpылся отсек с кислоpодными масками, надевайте маску немедленно. Не оглядывайтесь на дpугих и не задавайте вопpосов. Дело в том, что пpи падении давления этот отсек откpывается автоматически. По ощущениям тpудно опpеделить, поступает кислоpод или нет, так как он не имеет запаха. Закpепите маску на голове, потому что еще есть опасность потеpи сознания.
В случае пожаpа на земле у вас есть всего 5 минут на эвакуацию. Чем ближе к полу, тем меньше задымленность. Ползите на четвеpеньках. Если есть вpемя, пpикpойте кожу: наденьте пеpчатки, головной убор и т.д. Выбpавшись из самолета, быстpо уходите от него на pасстояние не меньше 1,5 км.
Общие действия в случае авиакатастрофы:
1. Наклонитесь в кресле вперед, обхватите голову обеими руками; быстро снимите с себя все острые предметы, ювелирные украшения, часы, прижмите к себе детей. Выполняйте все указания командира корабля и экипажа, не вставайте с кресла до полной остановки самолета, пресекайте любым способом возникновение паники в салоне и нарушение центровки самолета.
2. После прекращения движения самолета немедленно, соблюдая очередность, покидайте его, используя аварийные люки (правила пользования изображены на них) и надувные трапы. Помогая раненым и детям, удалитесь от самолета как можно дальше и ложитесь на землю, прикрыв голову руками, чтобы не пострадать от осколков при взрыве горючего.
3. Окажите первую помощь раненым. В безлюдной местности с помощью других пассажиров соорудите из подручных материалов навесы для детей и раненых; отыщите источник воды и отправьте несколько человек за помощью.
Заключение
Таким образом, ситуация, при которой может возникнуть опасность для жизни человека, угроза здоровью и психическому состоянию может сложиться как в силу стечения случайных обстоятельств, так и по собственной вине человека. Такие ситуации называются экстремальными, поскольку существует непосредственная угроза. К ним относятся и транспортные катастрофы, поэтому так необходимо знать правила безопасного поведения в общественном, легковом, железнодорожном и авиатранспорте.
Главное - это воля и стремление к жизни. Решающее значение имеют действия, совершенные в первые минуты экстремальной ситуации. Боль причиняет страдания и отвлекает человека от решения стоящих перед ним задач, лишает способности трезво мыслить и действовать. Волевой человек может справиться с болью и способен на время забыть о ней, сосредоточившись на проблемах выживания.
В медицине, пожарной безопасности, антикриминальной защите такое понятие, как «профилактика», остается самым надежным средством,
Советы, которые прозвучали выше сводятся к сохранению спокойствия, выдержки и самообладания человеком, попавшего в опасную ситуацию. Не усугублять свое и без того нелегкое положение паникой, и стараться сделать все для того, чтобы самостоятельно помочь себе, облегчить свое состояние до прибытия профессиональной помощи.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
2.1. Происхождение пожаров, основные понятия
Несмотря на широкое осуществление мер пожарной профилактики, количество возгораний, пожаров и взрывов на предприятиях, в природе и в быту остаются сравнительно большими. На территории Российской Федерации каждый год происходит в среднем до 300 тысяч пожаров. Материальный ущерб от пожаров исчисляется десятками миллиардов рублей.
Показатели гибели людей при пожарах в расчете на 100 тыс. населения в России в 5 – 12 раз выше, чем в развитых странах мира.
Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и
здоровья людей.
Горение– всякая реакция окисления-восстановления, при которой выделяется тепло.
Для обсуждения проблем, связанных с пожарной безопасностью, достаточно привести простейшее уравнение химической реакции, например, реакции горения каменного или древесного угля на воздухе:
C + O2 = CO2
Из уравнения следует важнейший вывод – в зоне интенсивного горения (пожара) с неизбежностью возникает дефицит кислорода. Связано это и с разбавлением воздуха выделяющимся углекислым газом, и с большими затратами кислорода на процесс горения. Из-за недостатка кислорода, во- первых, затруднится дыхание людей, оказавшихся в зоне пожара, а, во- вторых, процесс пойдёт по другой схеме, по которой продуктом реакции
будет угарный газ:
2C + O2 = 2CO