Одной из самых физиологичных методик, применяемых для лечения больных ДЦП, является методика, разработанная супругами Бертой и Карлом Бобатами. Лечение по данной методе построено на нескольких принципах.
Первый. Подавить патологическую двигательную активность и минимизировать действие тонических рефлексов. При лечении нельзя достигнуть нормализации патологических двигательных отклонений при стремлении «наслоить» нормальные движения на патологические. В этих случаях патологическая двигательная рефлекторная деятельность преобладает, таким образом, каждая попытка получения нормального движения приводит к включению патологических двигательных комбинаций. Вот почему необходимо, прежде всего, изменить, подавить ненормальные модели мышечной деятельности. Для этой цели используют различные положения отдельных частей тела или позы всего тела, которые тормозят патологическую моторику и мышечный тонус. Это позиции, так называемые рефлекс-запрещающие позы, противоположны тем, которые стремятся занять больные ДЦП.Эти укладки различны и предшествуют последующим двигательным навыкам, которые проводятся после расслабления мышц. При изменении порочной позы, после применения укладок, больной приспосабливается к новым (позам) и сопротивление мышц уменьшается. Эти рефлекторно-тормозящие позы являются благоприятными посылками для дальнейшего воспитания целенаправленных активных движений.
Второй принцип Развитие нормальных автоматических и произвольных движений на основе рефлекс-запрещающих поз. При лечении с помощью метода Bobath появляется возможность развить нормальные автоматические движения и, в дальнейшем, волевые движения. То есть после снижения мышечного тонуса и подавления рефлекторной активности, больного можно обучать движениям, которым не препятствуют спастические мышечные группы. Движения сначала проводят пассивно, только после этого приступаем к активным упражнениям.
|
Система специальных поз-упражнений предназначена преимущественно для детей раннего возраста тяжелобольных ДЦП Исходной является поза № 1 – поза «эмбриона». Каждая из поз №№ 1 – 5, обеспечивают минимальное влияние тонических рефлексов, и позволяет, последовательно работать над восстановлением произвольных движений в суставах и развитием полуавтоматических движений у ребенка 2 – 3 лет. После позы «эмбриона» с покачиванием тела для расслабления мышц, больного укладывают в позу № 2, руки скрещены и фиксированы на груди, под голову подкладывается подушка, под колени – валик, ноги согнуты. Тренируем движение головой в разных направлениях.
В последующих позах руки постепенно выпрямляются и лежат вдоль туловища, - разучивают движения в плечевых суставах. Во всех этих позах ноги фиксированы.
Схема подавления патологических двигательных рефлексов.
(Рефлекс запрещающие позы)
Далее позы-упражнения направлены на постепенное выпрямление нижних конечностей, при этих упражнениях, руки согнуты и перекрещены на груди и фиксированы (профилактика синкинезий с верхних конечностей).
Эти позы выполняются лежа на спине. Движения согнутых ног. Круговые движения в тазобедренных суставах, проводятся пассивно, затем с помощью (№6). Голени опущены за край стола- расслабление мышц и движения в коленном и голеностопном суставах (№7). Все лежит тело на опоре – поочередное движение ног во всех суставах, добиться выпрямление ноги (№№ 8 – 9). Исходное положение со спущенными голенями, но без фиксации рук (№10) –движения всеми частями тела поочередно и совместно.
|
На следующем этапе применяют исходные положения лежа на спине без фиксации рук, тренируют движения ног и рук во всех суставах (№№ 11 – 14).
Заключительная поза-упражнение способствует нормализации схемы тела и схемы движения.
Не следует забывать, что применение данных укладок проводится систематически и регулярно.
Третий принцип. Содействие двигательному переобучению, путем связывания движения с нормальным сенсорным восприятием. После преодоления спастичности внимание должно быть направлено на обеспечение нормальной сенсорной информации проприорецепторам. Больной должен приучиться чувствовать свои конечности, их положение в пространстве, отношение к туловищу и так далее.
Наиболее важными элементами, которые необходимо усвоить в процессе обучения детей нормальной двигательной активности после церебрального паралича, является рефлекторные реакции прямого положения тела и реакции на равновесие.
Методика Bobath предполагает использование и патологических рефлексов, которые можно переформировать в стереотип, приближенный к нормальному.
ТШСР патологически продленный позже 4 месяцев, можно использовать для обучению вставания на четвереньки. Рефлекс состоит в том, что выпрямлению головы сопутствуют автоматическое выпрямление рук и сгибание ног. Этот синергизм может начинаться и от ног и распространяться в обоих направлениях. Поэтому у ребёнка, положенного на живот, нужно выпрямить и вытянуть руки вперед, он автоматически поднимает голову и сгибает ноги, становясь при этом на четвереньки. Точно так же, если помочь ребёнку согнуть ноги, он автоматически запрокинет голову и самостоятельно обопрется на руки. В силу данного рефлекса ребёнку с ДЦП легче передвигаться на четвереньках симметричным способом (заячьи прыжки). Нужно как можно быстрее затормозить данный стереотип, переходя к попеременному ползанью.
|
Врожденные и тонические рефлексы используются для того, чтобы каким-либо образом добиться двигательной активности, затем как можно быстрее нужно преобразовать эти движения на более физиологичные.
Вторая группа рефлексов, используемая по методике Bobath, является реакция равновесия (автоматическое положение с вертикальной установкой головы и горизонтальной установкой линии рта). Равновесие следует тренировать поочередно в каждой новой позиции, которая появилась у ребёнка благодаря использованию реакции выпрямления. Благодаря тренировке равновесия такая позиция совершенствуется до полного её удержания.
Упражнения с выведением из равновесия вызывают ответную реакцию – восстановление равновесия. Выведение проводят с постепенно увеличивающейся амплитудой отклонения.
Принципом достижения прогресса на тренировках является последовательное возрастание степени сложности. Восстановительные упражнения должны проводиться с учетом принципов ЛФК.