государственное финансирование




Гос. Собственность Гос. Финансирование

на факторы учебных заведений

производства

 

Субсидии Субсидии

Обучающимся образовательным

Учреждениям

Прямые Косвенные Прямые Косвенные

стипендии кредитные гранты налоговые

гранты ссуды кредитные

 

 

Изменение роли государства в сфере образования приводит к изменениям механизмов государственного финансирования образования. Так, в России формируются новые механизмы установления госзаказов на подготовку специалистов; механизмы стимулирования увеличения расходов на образование в бюджетах субъектов РФ путем выделения и целевого использования средств на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам; конкурсные, конкурентные механизмы распределения госзаказов между образовательными учреждениями; механизмы дополнения источников финансирования образовательного учреждения средствами, полученными от доходного использования его основных фондов, находящихся в государственной собственности или собственности муниципалитета; новые механизмы финансовой поддержки студентов; механизмы налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в сферу образования, а также льготных кредитов и страхования.

В последнее время во многих странах государство заменяет подход, ориентированный на предоставление средств вузу, подходом, при котором больше внимания уделяется непосредственной поддержке студентов. При этом вузы продолжают получать средства от государства, но косвенным образом. Кроме того, у вузов сохраняется возможность получения прямого финансирования от государства.

Такой путь государственного финансирования вузов ведет к конкуренции между ними за привлечение студентов, большей избирательности в государственном финансировании образования. Сейчас во многих странах, особенно европейских, где пока превалирует финансирование непосредственно вузов государством, все больше исследуются возможности выделения государственных средств на образование через студентов. Такой механизм государственного финансирования образования, по всей видимости, перспективен и для России.

Можно выделить два вида финансовой помощи государства студентам:

• прямая финансовая помощь в виде оплаты образования (стипендии, гранты);

• косвенная помощь путем предоставления ссуд на обучение, субсидирования целого ряда услуг, оказываемых студентам.

В последние годы во многих странах доля ссуд в финансовой помощи студенту увеличилась, поскольку государства все больше ориентируются на студенческое самофинансирование.

Один из важных косвенных механизмов государственного финансирования образования - это система налоговых льгот, а также льготных кредитов и страхования.

· диверсификация источников финансирования образования - определяется особенностями и характером получения выгод от образования.

Расширение источников финансирования проявляется в привлечении в сферу образования разнообразных внебюджетных ресурсов. Основными источниками этих ресурсов становятся такие, как оказание образовательным учреждением платных образовательных и других услуг, а также доходное использование образовательным учреждением находящихся в его распоряжении или собственности материальных и финансовых средств.

В нашей стране в настоящее время в качестве основных видов платных образовательных услуг можно отметить такие, как обучение на подготовительных курсах, обучение с возмещением затрат, платное консультирование по учебным дисциплинам, переподготовка и повышение квалификаций специалистов, предоставление второго высшего образования, углубленное изучение отдельных дисциплин вне сетки расписания, дополнительные дисциплины по заявкам студентов за рамками учебного плана, дополнительные занятия с отстающими студентами. Достаточно широкое распространение получили сдача образовательными учреждениями в аренду помещений, оборудования, земельных участков, а также такие платные услуги учебных заведений населению и организациям, как автотранспортные, оздоровительные, рекреационные, телекоммуникационные, аудиторские, экспертные услуги, ремонтные работы, множительные и типографские работы, консалтинг, НИОКР. Все в большей степени используются образовательными учреждениями и такие источники внебюджетных средств, как операции с ценными бумагами, спонсорская помощь и взносы попечительского совета, депозитные вклады, долевое участие в коммерческих проектах с другими организациями и др.

Процесс диверсификации источников финансирования образования наблюдается с начала 80-х годов в большинстве как развитых, так и развивающихся стран. Так, в 1990 году было проведено исследование изменений источников и методов финансирования высшего образования в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, в ходе которого исследовалась диверсификация источников финансирования высшего образования в Австралии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Японии, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Испании. Великобритании и Соединенных Штатах. В результате было отмечено, что в большинстве стран высшим учебным заведениям предоставлено право отыскивать дополнительные источники финансирования и им в этом оказывается всемерная поддержка. Этот процесс дальше всего продвинулся в Соединенных Штатах, где маркетинг является основной заботой почти всех вузов. Университеты Великобритании, Германии и Нидерландов также получили существенное дополнительное финансирование из широкого спектра источников.

Диверсификация источников финансирования стимулировалась сокращением государственного финансирования образования. Ожидается, что процесс расширения источников финансирования будет продолжаться и в будущем. Наряду с государственными субсидиями в качестве источников финансирования образования все больше используется плата за обучение и другие услуги образовательного учреждения, финансовая поддержка промышленности, коммерческих структур и других представителей частного сектора.

Выгоды от образования

получают и общество в целом, и предприятия, и сами люди в результате своего обучения. Эти выгоды могут быть прямыми, т.е. выраженными в денежной форме, а могут быть косвенными, внешними по отношению к зарплатам.

Образование ведет к повышению производительности труда работников, возрастанию их вклада в национальный доход, что отражается в повышении зарплаты - с этим связаны прямые выгоды от образования.

Косвенные, внешние выгоды от образования - это повышение общей культуры людей, сокращение преступности, достижение большего социального согласия, распространение технологических инноваций и т.д.

Государство в этой ситуации оказывается одним из покупателей этого товара наряду с индивидами, которые получают образование (студентами), предприятиями, различными общественными организациями.

Выгоды от образования

  ПРЯМЫЕ (выражаемые в денежной форме) КОСВЕННЫЕ
ЧЕЛОВЕК Рост заработной платы Повышение общей культуры
ПРЕДПРИЯТИЕ Рост производительности улучшение труда Распространение технологических инноваций, климата в коллективе и т.п.
ОБЩЕСТВО Рост вклада в национальный доход Сокращение преступности, достижение большего социального согласия и т.п.

Характер выгод от образования определяет основные источники финансирования образования:

• частные

• корпоративные


• государственные.

студенческое самофинансирование - механизм, при котором студенты как основные потребители образовательных услуг вносят плату за обучение, - развивается в последние годы. Согласно экспертным оценкам, доходы инновационных образовательных организаций в значительно большей степени, чем традиционных учебных заведений, формируются за счет вносимой платы за обучение.

Правительства многих стран в последние годы способствуют развитию рыночных отношений в этой сфере, в частности, стимулируют платежеспособный спрос на образовательные услуги* со стороны их конечных потребителей. Разработка и введение новых схем студенческого самофинансирования, новых механизмов финансовой поддержки студентов - одно из проявлений этого.

Развитие студенческого самофинансирования образования сопровождается разработкой новых механизмов поддержки студентов.

 

  Государственная политика в области оплаты обучения в развитых странах  
60-е -70- е годы Наращивание прямой финансовой помощи студентам
80-е — 90-е годы Увеличение доли кредитных и налоговых ссуд, расширение студенческого самофинансирования

 

Австралия - 1989 г. - Введена новая программа содействия высшему образованию (Higher education contribution scheme - HECS).

Япония - с 1982 г. - Замораживание государственных дотаций частным университетам (около 70% студентов приходится на частные университеты).

Великобритания - до 90 г. ссуды студентам не выдавались. Начиная с 90 г. доля ссуд быстро растет (к 2007 г. составит половину государственной финансовой поддержки студентов).

Германия - с 1989 г.- Студенты получают 50% государственной финансовой поддержки в виде пособий, 50% в виде ссуд.

Разработка новых механизмов финансовой поддержки студентов параллельно с расширением оказания вузами платных образовательных услуг – важная стратегическая задача управления образованием в России.

۩ новые механизмы финансирования образования предприятиями осуществляется:

• через систему налогообложения (налог на образование),

• путем прямого финансирования предприятиями учебных заведений.

• путем финансирования системы обучения сотрудников на рабочем месте.

Американские предприятия тратят на обучение сотрудников на рабочем месте более 200 млрд.долл., что приблизительно равно государственным затратам на образование - от начальной до высшей школы.

Растущий вклад предприятий в финансирование учебных заведений, развитие новых форм их поддержки предприятиями является выражением глубинных изменений в механизмах и способах финансирования образования в современном мире, диверсификации целей и деятельности образовательных учреждений. Участие предприятий в финансировании образования наглядно показывает, что механизм финансирования - это не просто схема ассигнования ресурсов. Это и важный канал двусторонних коммуникаций между предоставляющими финансирование и учебными заведениями.

• налоговое стимулирование инвестиций в сферу образования – важнейший экономический механизм развития современного образования.

В нашей стране для налогового стимулирования деятельности образовательных учреждений по привлечению внебюджетных источников финансирования предлагается внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ. Так, при определении статуса бюджетной организации снять существующие ограничения по объему внебюджетного финансирования для образовательных учреждений. Предлагается также снять ограничения по налогу на прибыль, полученную от образовательной деятельности, при условии ее реинвестирования в развитие образования.

К сожалению, действующая в настоящее время в России налоговая система недостаточно гибкая, она во многом препятствует привлечению дополнительных средств в сферу образования.

Поэтому многие специалисты предлагают ввести в Налоговый кодекс РФ раздел об освобождении от налогообложения средств предприятий и организаций, направляемых на финансирование обеспечения образовательной деятельности.

Недостаточно стимулируется налоговым законодательством в России и привлечение дополнительных средств через расширение платного обучения.

Актуальным является введение дополнительных налоговых льгот, стимулирующих платежеспособный спрос на образовательные услуги.

В концепциях развития сферы образования предлагается увеличить долю не подлежащих налогообложению средств, расходуемых предприятиями и организациями на подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала; при исчислении налога на прибыль предприятий и организаций включать расходы на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию в России, в затраты на производство товаров (работ, услуг). Предлагается также ввести дополнительные налоговые льготы для физических лиц, инвестирующих средства в образование. Так, при исчислении подоходного налога с физических лиц считается целесообразным уменьшать совокупный доход, полученный в налогооблагаемом периоде, на сумму осуществленных за этот период расходов на оплату профессионального образования в аккредитованном образовательном учреждении, а также расходов на формирование накопительных образовательных вкладов или на платежи по специальным видам образовательного страхования.

новые механизмы оплаты труда в сфере образования

• механизм экономии от масштаба образовательной деятельности - важнейший принципиально новый экономический механизм, который формируется в сфере образования в процессе развития инновационного обучения, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ЧИСЛО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ, ТЕМ БОЛЕЕ НИЗКИМИ ОКАЗЫВАЮТСЯ ЗАТРАТЫНА ОДНОГО ОБУЧАЕМОГО, ТЕМ БОЛЬШЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ. Этот эффект, хорошо известный в других областях деятельности, все ярче проявляется в области дистанционного образования.

Освоение экономических инноваций происходит в условиях развития рыночных отношений в сфере образования.

Распространение образовательных инноваций ведет к значительному расширению рынка образовательных продуктов и услуг, поскольку:

· Резко возрастает число потребителей образовательных услуг, спрос на образование

· Существенное увеличивается предложение образовательных продуктов и услуг

· Усиливается конкуренция в сфере образовательных продуктов и услуг

Современные компьютерные и телекоммуникационные технологии по своей сути способствуют расширению образовательного пространства, его глобализации, привлечению обучаемых независимо от территориальных делений и национальных границ, становлению мирового рынка образовательных услуг.

Информация и знания в ходе информатизации, в ходе становления информационного общества приобретают статус основного капитала. Поскольку знание, образование приносят выгоды, постольку за них необходимо платить. Вопросы, которые становятся актуальными заключаются в том, кто получает выгоды от образования, а значит и кто должен за него платить, как определить эти выгоды, а значит, и распределить плату за образование.

Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением знаний, образованием, способствует утверждению образования в качестве товара.

При этом проявляется специфика образования как товара, которая заключается в том, что выгоды от него получает:

o и тот человек, который потребляет этот товар,

o и конкретное предприятие, на котором он работает,

o и общество в целом.

3.Педагогические инновации. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к тому, что развиваются:

новые педагогические методы и приемы, новая образовательная среда, новый стиль работы преподавателей. структурные изменения в педагогической системе.

Это ставит специфические задачи по организации и управлению педагогическим процессом.

· Развитие содержания обучения на новой технологической основе

· Развитие интерактивности образовательной среды

· Стимулирование активности обучаемого в учебном процессе

· Оганизация адаптивного, гибкого учебного процесса

Технологические инновации приводят к существенному расширению множества педагогических методов и приемов, которые существенно влияют на характер преподавательской деятельности, тем самым оказывая воздействие в целом на развитие педагогической подсистемы. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к тому, что развиваются:

новые педагогические методы и приемы,

новая образовательная среда,

новый стиль работы преподавателей,

структурные изменения в педагогической системе.

Это ставит специфические задачи по организации и управлению педагогическим процессом.

• новых методов и приемов преподавания и обучения - педагогических инноваций,

• новых организационных структур и институциональных форм в области образования - организационных инноваций.

Управление образовательными инновациями новой системы образования в России строится на принципах:

• решения проблем развития системы образования на уровне не только образовательной системы, но и общегосударственной политики, а также на международном уровне;

• реализации принципа системности в менеджменте образования на всех уровнях;

• пересмотра роли и функций государства в финансировании и организации образования;

развития рынка образовательных продуктов и услуг;

• пересмотра роли различных социальных институтов, в первую очередь предприятий и семьи, в системе образования;

• пересмотра роли учебных заведений и самих обучающихся в организации процесса образования.

В основе современного образования - технологические инновации, современные компьютерные и телекоммуникационные технологии. Важной особенностью менеджмента современного образования является то, что применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и студентов, в экономических механизмах, и даже в теории и методологии современного образования.

Проблема выбора технологий для современного образования предстает не как технологический вопрос, а как проблема инновационного менеджмента в сфере образования. Для ее эффективного решения необходимо регулировать связи между всеми подсистемами и элементами системы образования.

Новые подходы к управлению процессом преподавания в современном образовании выражаются в освоении и распространении таких организационных инноваций, как:

разделение преподавательского труда (выделение разработчиков содержания, тьюторов, специалистов по методам обучения, специалистов по контролю за ходом процесса обучения и т.п.),

• объединение преподавателей, специалистов по информационным технологиям и организаторов учебного процесса в группы, команды, осуществляющие разработку и предоставление курсов дистанционного образования.

• Новые подходы к организации образования проявляются при:

• проведении целенаправленной политики по организации основанного на новых информационных технологиях (НИТ) образования в рамках традиционных учебных заведений; развитии подразделений основанного на НИТ образования в традиционных университетах. Примерами реализации новых подходов к организации основанного на НИТ образования в России является деятельность ИДО МЭСИ - подразделения дистанционного образования в традиционном университете, Открытого колледжа МФТИ и др.;

• развитии новых типов организационных структур, институциональных форм, характерных для современного образования. В сфере университетского образования - это развитие дистанционных и открытых университетов, консорциумов университетов, телеуниверситетов, виртуальных классов и университетов. В настоящее время в России новые типы организационных структур и форм университетского образования возникают среди государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений. На новых принципах управления образованием успешно действуют, например, негосударственный Современный гуманитарный университет, консорциум университетов Институт новых форм обучения (ИНФО) и т.д.;

• решении проблем аттестации и аккредитации учебных заведений новых, нетрадиционных типов. Основные проблемы в этом отношении связаны с отсутствием в Федеральных законах "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании" такого принципиально важного понятия, как "дистанционное образование"; наиболее близкими к этому понятию являются используемые в законах понятия "заочная" и "очно-заочная" формы обучения, "образовательная технология". Слабость правовой основы применения инноваций в образовании является важным препятствием на пути его развития, которое сейчас преодолевается. Развитие современного образования в России происходит в тесной взаимосвязи со становлением и развитием рынка образовательных продуктов и услуг. Это определяет специфику менеджмента в сфере образования.

Новые механизмы управления направлены на то, чтобы использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования, освоение технологических инноваций содействовало:

• резкому росту числа потребителей образовательных продуктов и услуг,

• увеличению предложения продуктов и услуг в сфере образования в ходе развития новых форм обучения, неформального образования.

• развитию конкуренции между различными учебными заведениями, всеми, кто предлагает образовательные продукты и услуги, их борьбе за потребителя.

Под воздействием современных образовательных технологий и развития рыночных механизмов в России формируются экономические инновации в области образования, а именно:

• новые механизмы государственного финансирования образования

диверсификация источников финансирования образования

студенческое самофинансирование

новые механизмы финансирования образования предприятиями

налоговое стимулирование инвестиций в сферу образования

новые механизмы оплаты труда в сфере образования

механизм экономии от масштаба образовательной деятельности.

Менеджмент новой системы образования в России строится на принципах:

• решения проблем развития системы образования на уровне не только образовательной системы, но и общегосударственной политики, а также на международном уровне;

• реализации принципа системности в менеджменте образования на всех уровнях;

• пересмотра роли и функций государства в финансировании и организации образования;

развития рынка образовательных продуктов и услуг;

• пересмотра роли различных социальных институтов, в первую очередь предприятий и семьи, в системе образования;

• пересмотра роли учебных заведений и самих обучающихся в организации процесса образования.

Менеджмент организационных инноваций в сфере образования зависит от того, на каком этапе находится применение новых технологий в обучении - на начальном или на продуктивном. Краткая характеристика этих этапов приведена в схеме.

Эти две фазы различаются по многим параметрам. Если на первой фазе инициатива чаще используют в своей работе новые информационные технологии, порой с помощью современных телекоммуникаций присоединяя удаленных обучающихся к своим аудиторным занятиям. В этом случае использование компьютеров и телекоммуникаций в основном связано с деятельностью отдельных преподавателей.

К сожалению, на сегодняшний день часто организационная структура и политика в традиционных университетах является тормозом на пути распространения организационных инноваций. Негибкость организации образования в традиционных университетах приводит к тому, что информационные технологии используются порой в обучении очень слабо. Это не позволяет преподавателям оценить ни преимущества, ни проблемы компьютерного обучения. Опросы мнений преподавателей показывают, что те из них, кто ощущает наибольшие преимущества новых технологий обучения, те испытывают и больше всего проблем; и наоборот, те, кто не почувствовал выгод новых форм образования, не ощущают и их трудностей.

Отсутствие в высших учебных заведениях соответствующей организационной политики, направленной на поддержку введения в образовательный процесс новых информационных технологий, проведение ad hoc политики в отношении информатизации образования приводит к тому, что культура использования компьютерных и коммуникационных технологий в этих заведениях оказывается очень низкой.

В таких случаях преподаватели часто утверждают, что их курсы не могут быть улучшены методами компьютерного обучения. Очень часто преподавателю, решившему использовать компьютер в учебном процессе, приходится действовать безо всякой институциональной поддержки. Преподаватель должен полностью самостоятельно выбрать инструментальное средство, разработать обучающую программу, обеспечить ее внедрение в учебный процесс, при этом практически безо всякой помощи решать проблемы обеспечения обучения необходимыми техническими и технологическими средствами, борясь с инерцией организационной системы традиционного университетского образования.

Сегодня становится довольно ясным, что организационная структура и политика в учебных заведениях является важнейшим фактором развития образовательной системы. Ключевой задачей является превратить этот фактор из тормоза на пути информатизации образования в ее катализатор. Решение этой задачи предполагает разработку и освоение организационных инноваций в сфере образования.

Становление, развитие инновационного образовательного процесса выдвигает новые задачи перед менеджерами образования и администраторами учебного процесса.

Необходимо наладить и поддерживать адекватные связи между технологиями, содержанием обучения, разработкой курсов, их доставкой, развитием среды обучения и другими компонентами образовательного процесса. Администраторы учебных заведений должны обеспечить соответствие задач, решаемых различными компонентами образовательной системы, скоординировать совместную деятельность для решения всего комплекса задач.

Оценка образовательных потребностей обучаемых и ориентация всего учебного процесса на наиболее полное удовлетворение этих потребностей - важнейшая задача управления образованием, основанным на НИТ. Менеджеры учебных заведений должны сопоставлять различные технологии с точки зрения их соответствия учебным целям и задачам, обеспечения максимальной эффективности образовательного процесса.

Важной задачей администрации является набор соответствующего штата преподавателей, их надлежащая подготовка, обеспечение необходимых связей между разработчиками курсов, консультантами по методам обучения, тьюторами, что особенно актуально для дистанционного образования, когда преподаватели могут находиться на значительном расстоянии друг от друга, иногда они могут работать в различных городах и даже странах. В этом случае разрабатываются специальные организационные процедуры и механизмы для обеспечения согласованности деятельности всего преподавательского и учебно-вспомогательного состава.

Повышение эффективности образования, основанного на новых технологиях, связано с совершенствованием организации среды обучения. Если традиционное обучение проходит в классических учебных аудиториях, то базирующееся на компьютерных и телекоммуникационных технологиях обучение происходит не только в специально оборудованных классах, комнатах для проведения телеконференций или учебных центрах, но и на рабочем месте, дома или в какой- либо другой среде. В работах по дистанционному образованию описываются случаи обучения в условиях путешествий, а также военных действий, на подводных лодках, маяках и даже в тюрьмах.

Естественно, что обучение в среде, не приспособленной специально для образовательных целей, ставит сложные задачи перед организаторами образования. Они должны помочь обучаемым развить необходимые навыки для эффективного обучения на рабочем месте, дома или в какой-либо другой среде. Менеджеры должны обеспечить связь между проектированием учебных курсов и конкретной средой их использования. Очень важно связать содержание обучения с его средой таким образом, чтобы учебная среда стала не отвлекающим, а вспомогательным фактором процесса обучения.

Если же среда обучения специально ориентирована на образование, основанное на высоких технологиях, то для совершенствования организации обучения также важно обеспечить учет специфики данной среды при выборе содержания, проектировании и доставке учебных курсов. Эффективность обучения часто повышается в связи с деятельностью специального "координатора учебной площадки" ("site coordinator"), который обеспечивает надлежащее использование возможностей учебного центра. От деятельности администрации центров основанного на высоких технологиях образования, предоставляющих оборудование и учебные материалы для занятий, места для индивидуального обучения, комнаты для групповых занятий или консультаций, во многом зависит эффективность образования.

Новые задачи перед менеджерами образования встают и в связи с развитием рыночных механизмов в сфере образования. Среди факторов развития рынка в сфере образования существенное место занимает развитие новых технологий. Выделяются причины содействия технологических инноваций развитию рынка в сфере образования. В наибольшей степени рыночные отношения развиваются в такой области, как дистанционное образование.

Развитие искусственных средств коммуникации на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий открывает большие возможности для развития взаимодействия между участниками учебного процесса. Однако для того, чтобы эти возможности были наиболее эффективно использованы, требуется распространение инноваций во всех элементах образовательной системы. Новые задачи встают перед разработчиками учебных курсов; перед преподавателями, консультирующими учеников, обучающихся дистанционно; перед администраторами, управляющими ходом учебного процесса; перед организаторами образования на различных уровнях и т.д. Для решения этих задач, необходимо освоение образовательных инноваций.

В ходе развития инновационного образовательного процесса формируются различные модели дистанционного образования.

На базе этих моделей возникают и развиваются современные институциональные формы дистанционных учебных заведений.

При этом происходит не просто смена технологической базы функционирования образовательных заведений, а в корне меняется их институциональная сущность. Как результат, сегодня во всем мире появляются инновационные организационные формы учебных заведений, которые используют все расширяющийся спектр новых педагогических методов, новых экономических и организационно-административных механизмов их функционирования, образовательный процесс в которых осуществляется через разнообразные современные средства коммуникаций.

Под влиянием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в условиях развития рынка в сфере образования формируется новая модель университета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: