Приобретение практического опыта




Задание

Заполняем рабочий лист по предложенной теории (приложение 1). На почту shutovaelena2009@mail.ru отправляем выполненное домашние задание, а именно

Индивидуально для себя подобрать наиболее эффективные приемы, предотвращающие накопление остаточных явлений перенапряжения и расспросить кого-либо из близких людей (родителя, друзья, учителя) как они нейтрализуют уныние, утомление и раздражение.


Рабочий лист

РАЗДЕЛ 3.

«КОМПЕТЕНЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ»

Тема 1: Эмоциональная гибкость в профессиональной деятельности. Саморегуляция.

 

Кто умеет управлять собою, тот может

повелевать людьми.

Вольтер

Моя цель на занятии: _________________________________________

Задание 1. Работая индивидуально, охарактеризуйте свои преобладающие эмоциональные состояния. Для этого постройте график эмоций, продолжая незаконченное предложение: «В последнее время я…….

  чаще всего я бываю…  
Веселый     Грустный
Доброжелательный     Раздражительный
Активный     Пассивный
Миролюбивый     Агрессивный
Уверенный в себе     Тревожный
Увлеченный     Безучастный
Выдержанный     Взволнованный
Восторженный     Унылый
Радостный     Печальный
Отдохнувший     Усталый
Воодушевленный     Подавленный
Спокойный     Возбужденный

Проанализируйте график, выделив негативные эмоции, которые вы часто испытываете. Для этого каждую отмеченную эмоцию оцените в 1 балл и подсчитайте результаты по группам эмоциональных состояний, занесите их в таблицу:

Эмоциональное состояние Признаки Баллы
Эмоциональная напряженность возбужденность, взволнованность, раздражительность, агрессия  
Эмоциональное утомление усталость, подавленность, пассивность, безучастность  
Эмоциональная подавленность тревога, грусть, печаль, уныние  

Вывод: _________________________________________________________________

Задание 2. Прослушав мини-лекцию, подберите понятия для каждого определения (описания)

_______________________– это способность перестраивать свои эмоции, мысли и поведение применительно к изменяющимся ситуациям и условиям.

_______________________– способность проявлять максимально широкий диапазон эмоций адекватно возникшей ситуации.

_______________________– состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.

Задание 3. Используя БАНК приемов саморегуляции эмоциональных состояний необходимо подобрать к конкретным ситуациям наиболее эффективные приемы, подготовить информационное сообщение о них и отработать некоторые из них на практике со всей группой.

Ситуация_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приемы саморегуляции эмоциональных состояний

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подведение итогов занятия

Продолжите незаконченные предложения

1. сегодня я узнал…

2. теперь я могу…

3. я попробую…

4. урок дал мне для жизни…

5. мне захотелось…

Оцените уровень освоения приемов саморегуляции сегодня на занятии, используя шкалу:

шкала овладения приемами эмоц саморегуляции

не овладел 0____1____2____3____4____5 овладел

Домашнее задание:

Индивидуально для себя подобрать наиболее эффективные приемы, предотвращающие накопление остаточных явлений перенапряжения и расспросить кого-либо из близких людей (родителя, друзья, учителя) как они нейтрализуют уныние, утомление и раздражение.

Приложение 1

Тема 1. Эмоциональная гибкость в профессиональной деятельности. Саморегуляция

Кто умеет управлять собою, тот может

повелевать людьми.

Вольтер

Введение

Каждый день нашей жизни наполнен различными ситуациями. Мы учимся, работаем, общаемся. Жизнь предъявляет нам кучу требований, и мы должны уметь находить правильные решения, разрешать конфликты, владеть собой. Люди, с которыми мы сталкиваемся, события, свидетелями или участниками которых мы становимся, вызывают у нас различные чувства и эмоции: радость, грусть, гнев, отвращение, стыд, гордость, любовь или ненависть.

Можно сказать, что чувства являются регуляторами поведения человека. Благодаря им, мы понимаем, всё ли у нас хорошо. А если не всё благополучно на уровне чувств, человек начинает искать причину плохого настроения.

Сегодня целью нашего занятия является знакомство с миром эмоций и обучение приемам эмоциональной саморегуляции или, другими словами, как научиться управлять своими эмоциями.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Эмоции мы чаще видим через внешние выражения мимики, жестов, движений и поз человека.

Актуализация

А как часто вы испытывается негативные эмоции, которые мешают установлению взаимоотношений при общении и снижают работоспособность?

УПРАЖНЕНИЕ «Мои эмоциональные состояния»

Инструкция: Охарактеризуйте свои преобладающие эмоциональные состояния. Для этого постройте график эмоций, продолжая незаконченное предложение: «В последнее время я…….

  чаще всего я бываю…  
Веселый     Грустный
Доброжелательный     Раздражительный
Активный     Пассивный
Миролюбивый     Агрессивный
Уверенный в себе     Тревожный
Увлеченный     Безучастный
Работоспособный     Обессиленный
Выдержанный     Взволнованный
Восторженный     Унылый
Радостный     Печальный
Отдохнувший     Усталый
Воодушевленный     Подавленный
Спокойный     Возбужденный

 

Проанализируйте график, выделив негативные эмоции, которые вы часто испытываете. Для этого каждую отмеченную эмоцию оцените в 1 балл и подсчитайте результаты по группам эмоциональных состояний:

- Эмоциональная напряженность: возбужденность, взволнованность, раздражительность, агрессия.

- Проявления утомления: усталость, подавленность, пассивность, безучастность.

- Эмоциональная подавленность: тревога, грусть, печаль, уныние.

Рефлексия:

- Как вы считаете, есть ли люди, не испытывающие негативных (отрицательных) эмоций?

- Можно ли контролировать негативные эмоции?

- Что может случиться с теми людьми, которые не управляют своим отрицательным эмоциональным фоном жизни?

Вывод: Человек пока жив, постоянно испытывать определенные эмоции (положительные и отрицательные). Эмоции - это язык нашего организма. Если негативные эмоции прятать в себе, игнорировать, то они со временем могут материализоваться в теле, вызывая такие симптомы, как: гастрит, язва, сердцебиение, инсульт и прочие неприятности. Свои собственные эмоции человек должен научиться распознавать и научиться управлять ими.

Информирование

Мини-лекция:

Человек, умеющий управлять своими негативными эмоциями, обладает таким бесценным качеством как эмоциональная гибкость. Вообще понятие гибкость – это умение проявлять себя разнообразно: мыслить, действовать нешаблонно (нестереотипно). Гибкость – это способность перестраивать наши эмоции, мысли и поведение применительно к изменяющимся ситуациям и условиям. Быть гибким – значит занимать такую позицию, в которой желаемые результаты достигаются независимо от текущей ситуации, ее сложностей, неоднозначности, темпа, ожиданий, культуры, предпосылок и тактической обстановки.

Гибкость эмоциональная – способность проявлять максимально широкий диапазон эмоций адекватно возникшей ситуации.

Под эмоциональной гибкостью понимается гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости.

Эмоциональная устойчивость, характеризуемая способностью управлять эмоциями, настроением, умением найти адекватное объяснение и реалистичное выражение, включает в себя: удовлетворенность жизнью; отсутствие склонности к переживанию страха; отсутствие склонности к переживанию гнева; эмоциональную стабильности.

Позитивная эмоциональная экспрессивность включает в себя следующие параметры: склонность к переживанию радости; спонтанность проявления своих состояний, умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства.

Большое значение эмоциональная гибкость имеет в профессиональном становлении личности. Эмоционально нестабильный человек может быть подвержен «эмоциональному выгоранию».

«Эмоциональное выгорание» – состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. (В.Е.Орел). Это профессиональная деформация личности (В.В. Бойко)

Признаки: чувство эмоционального истощения, изнеможения (человек чувствует невозможность отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация, деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к клиентам); негативное самовосприятие в профессиональном плане - недостаток чувства профессионального мастерства.

Главным инструментом для профилактики эмоциональное выгорание является способность человека управлять своими эмоциональными состояниями, не «застревать» в них, умение оказывать самопомощь в напряженных ситуациях.

Существует ряд психологических приемовэмоциональной саморегуляции направленных на эффект успокоения, эффект восстановления, эффект активизации.

 

Приобретение практического опыта

Каждой группе будут предложены конкретные ситуации, которые чаще всего провоцируют эмоциональную нестабильность человека. Необходимо оценить эффективные и неэффективные модели поведения в эмоционально травмирующей ситуации и, используя Банк приемов саморегуляции, выбрать наиболее приемлемые для данной ситуации.

Используя БАНК приемов саморегуляции эмоциональных состояний и необходимо подобрать наиболее эффективные для получения необходимого эффекта, подготовить информационное сообщение о них и отработать некоторые из них на практике со всей группой»

используя Банк приемов саморегуляции, выбрать наиболее приемлемые для данной ситуации.

1 группа. Приемы эмоциональной саморегуляции направленные на эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности): возбужденность, взволнованность, раздражительность, агрессия.

2 группа. Приемы эмоциональной саморегуляции направленные на эффект восстановления (ослабление проявлений утомления): усталость, подавленность, пассивность, безучастность.

3 группа. Приемы эмоциональной саморегуляции направленные на эффект активизации (устранение эмоциональной подавленности): тревога, грусть, печаль, уныние.

 

В БАНК приемов саморегуляции эмоциональных состояний (входят Приложение 2):

- Приемы, связанные с управлением дыханием

- Приемы, связанные с управлением тонусом мышц, движением

- Приемы, связанные с воздействием словом

- Приемы, связанные с рисованием

- Приемы, способствующие снятию усталости перед сложной работой

В КЕЙС ситуационных задач входят различные напряженные ситуации, связанные с деятельностью, обучением и общением.

Ситуации

1 После ссоры с близким тебе другом ты очень раздражителен, эмоционально «взрываешься» по любому поводу. Как можно снизить эмоциональное возбуждение?

Домашнее задание

Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции, которые предотвращают накопление остаточных явлений перенапряжения, способствуют полноте восстановления сил, нормализуют эмоциональный фон деятельности, и усиливают мобилизацию ресурсов организма:

- смех, улыбка, юмор;

- размышления о хорошем, приятном;

- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

- наблюдение за пейзажем;

- рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

- купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

- вдыхание свежего воздуха;

- высказывание похвалы, комплиментов и пр.

Необходимо индивидуально для себя подобрать наиболее эффективные приемы, предотвращающие накопление остаточных явлений перенапряжения и расспросить кого-либо из близких людей (родителя, друзья, учителя) как они нейтрализуют уныние, утомление и раздражение.


Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: