МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)» РУТ (МИИТ)
Российская открытая академия транспорта
Кафедра «Иностранные языки»
Дисциплина «Русский язык и культура речи»
Контрольная работа №1
Вариант № 4
Студент: Митин Артем Анатольевич
Шифр: 1810-п/НСс-1564
Курс: 1
Специальность: 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства
Факультет: Транспортные сооружения и здания
Дата сдачи работы: 10.02.2019
Работу проверила: преподаватель кафедры "Иностранные языки"
2019год
МОСКВА
2019 учебный год
Контрольная работа №-1
Вариант 4
Задание-1. С помощью орфоэпического словаря расставьте ударение в словах, укажите правильное произношение выделенных слов.
Например, академик- ака[д'е]мик, где ['] обозначает мягкость согласного при произношении.
Шинель- ши[н’е]ль, пустячный- пус[т’я]чный, демарш- де[м’а]рш, дефолт- де[ф’о]лт, пресс-служба- п[р’е]сс- с[л’у]жба, букмекер- бук[м’е]кер, компьютер- ком[пь’ю]тер, скучно- с[к’у]чно, эпилепсия- эпи[л’е]псия, бармен- [б’а]рмен, гомеопатия- гомео[п’а]тия, джинсовый- джин[с’о]вый, украинский- укр[а’и]нский, флюорография- флюорог[р’а]фия, гегемония- геге[м’о]ния, бомбардировать- бомбардиро[в’а]ть, усугубить- усугу[б’и]ть, избаловать- избало[в’а]ть, кухонный- [к’у]хонный, исчерпать- ис[ч’е]рпать.
Задания-2. Объясните значение иноязычных слов. Подберите к ним синоним из русского языка. Составьте предложения с выделенными словами. При выполнении задания используйте словарь иностранных слов.
Конфиденциальный-тайный (Когда содержание разговора носит конфиденциальный характер, обязательно спросите у своего собеседника, может ли он в настоящий момент свободно говорить.), креативный-оригинальный, коммивояжер-разъездной агент, космополит-гражданин мира, нонсенс-абсурд, маргинал-личность, легитимный-законный (Там, хотя бы в принципе, существовало какое-то правительство, имелся легитимный президент), лизинг-аренда, лоббировать-пробивать (Во-первых, лоббирование практически полностью ограничивалось сферой материального производства.), мажоритарный-контрольный, менторский-назидательный (Чтобы добиться благоприятного фона в разговоре с молодыми людьми, человек старшего возраста должен более всего избегать менторского, поучительного тона.), парафирование-подписание, плебисцит-голосование, прецедент-случай, приватный-частный (Хотя встреча приватная, учитывайте, что ваша задача- молчать, слушать и отвечать на вопросы).
Задание-3. Составьте словосочетания, учитывая разницу в значении паронимов. При выполнении задания используйте словарь паронимов. Например, дельный, деловой – предложение, человек, ситуация, задание. Внести дельное предложение, деловой человек.
1. Удачный, удачливый – день, охотник, намѐк, операция. Удачный день, удачливый охотник. 2. Расчѐтный, расчѐтливый – человек, книжка, характер, система. Расчетная книжка, расчетливый человек. 3. Экономичный, экономический – базис, машина, метод, закон, затраты. Экономичная машина, экономический базис 4. Нетерпимый, нестерпимый – холод, нрав, боль, обычай, блеск, поступок. Нестерпимый холод, нетерпимый нрав. 5. Безликий, безличный – толпа, характер, произведение, фигура, предложение. Безликая толпа, безличный характер.
Задание-4. Определите смысл следующих фразеологизмов. Подберите к данным фразеологизмам противоположные по смыслу. Составьте предложения с выделенными словами. Используйте фразеологический словарь. Например, на руках носить – держать в черном теле.
С открытым сердцем-с камнем за пазухой (С открытым сердцем смотрел он в глаза этому миру, который почему-то не желал принять его таким, какой он есть.), ума палата-одна извилина и та прямая, голова на плечах-опрометчивый (Она доверяла ей и понимала, что у дочки есть своя умная голова на плечах.), втоптать в грязь-возносить до небес, яблоку негде упасть-кот наплакал, ворон считать-уйти с головой.
Задание-5.
1. Образуйте от данных слов формы именительного падежа множественного числа. Именительный падеж отвечает на вопросы кто? что?
Например, крем - кремы. Бухгалтер - бухгалтеры, возраст - возрасты, джемпер - джемперы, директор - директора, купол - купола, ордер - ордера, якорь - якоря, повар - повара, трюфель - трюфеля, шофер - шоферы.
2. От приведенных слов образуйте родительный падеж множественного числа. Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего? Например, варенья – варений. Брызги- брызг, оладьи- оладий, джинсы- джинсов, грабли-граблей, колени- коленей, ясли- яслей, гланды- гланд, зубы- зубов, армяне- армян, шприцы- шприцев.
Задание-6. Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.
1. Летаргический сон продолжался тридцать двое суток (32; сутки). 2. Воздух был наполнен тысячью свистов (1000 свистов). 3. (пять, пятеро) Пять рукавиц красного цвета. 4. Самолет вылетел (с 1294) с тысячью двести девяноста четырьмя (человек) человеками на борту. 5. Около ста семидесяти двух (172) раз необходимо повторить попытку.
Задание-7. Определите род имен существительных. Составьте с приведенными словами словосочетания, согласуя их с прилагательными соответствующего рода, а к аббревиатурам добавьте глагол прошедшего времени.
Например, пальто (средний род) – старое пальто, РФ (женский род) – РФ стала лидером.
Кофе(мужской род)- молотый кофе., кюре(мужской род)- старый кюре, манго(мужской род) - свежее манго, марабу(мужской род)- большим марабу, маэстро(мужской род)- талантливый маэстро, пари (средний род) – дружное пари, молодежь(женский род) – доброжелательная молодежь, купечество(мужской род)- Сибирское купечество, рандеву(средний род) – позднее рандеву, какао(мужской род) – горячий какао, МИИТ (мужской род)- МИИТ набирает абитуриентов, МКАД(женского рода)- В Москве ремонтируется МКАД, МВФ(мужской род) МВФ расширяется.
Задание-8. Вставьте пропущенные буквы. Обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого. 1. На экскурсию пошлИ всего десять школьников. 2. Пятерка истребителей бросилИсь на вражеские бомбардировщики. 3. Много выпускников нашей школы сталИ работать в коммерческих структурах. 4. Большинство студентов института принялИ участие в соревнованиях. 5. Часть книг былО переданО в библиотеку.
Задание-9. Составьте предложения с опорой на следующие словосочетания, используя предлоги согласно, благодаря, вопреки, по.
1. Согласно уставу предприятия (устав предприятия). 2. Благодаря помощи и поддержки друзей (помощь и поддержка друзей). 3. Вопреки ожиданию (ожидания). 4. По приезду в столицу (приезд в столицу).
2. Раскрыть скобки. 1.Рецензия статьи (статья). 2. Отзыв презентации (презентация). 3. Точка зрения событий (события). 4. Вклад развития (развитие). 5. Заведующий кафедры (кафедра).
Задание-10. Прочитайте приведенный отрывок, определите, к какому функциональному стилю он принадлежит. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите лексические, морфологические, синтаксические особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскрыть скобки.
Сонные мухи, потревоженные нашим разговором, тихо гудели на потолке, мало-помалу задремывая, часы зашипели и звонко и печально прокуковали одиннадцать... «Утро вечера мудренее», – пришли мне в голову успокоительные слова отца, и опять мне стало легко и как-то счастливо-грустно. Отец еще спал, в кабинете было тихо, и все в усадьбе тоже спало. И что-то блаженное было в тишине ночи после дождя и старательном пении соловьев, что-то неуловимо прекрасное реяло в далеком полусвете зари. (Художественный стиль; сонные мухи, часы зашипели, старательном пении соловьев.)