МБОУ АСОШ № 3 им. Г.С. Боровикова




Выступление на тему

«Формирование метапредметных навыков -

Способ реализации требований ФГОС НОО»

Шункова Е.Л.,

Учитель начальных классов

МБОУ АСОШ № 3 им. Г.С. Боровикова

Федеральный государственный стандарт НОО ориентирует учителя на организацию учебной деятельности, где ученик является активным участником образовательного процесса, стремящийся самостоятельно ставить перед собой образовательные задачи, открывающий новые знания и способы действия, знающий, где, когда и в какой сфере полученные знания он может применить.

Причем, открытие нового знания или нового способа действия осуществляется по формуле: от действия – к мысли.

Федеральный государственный образовательный стандарт называют стандартом трех “Т”:
- Требования к условиям,
- Требования к структуре образовательных программ,
- Требования к результатам.

Главным в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Существует 3 группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает не только системное усвоение предметных знаний и умений, но и развитие УУД посредством включения учащегося в разнообразные виды деятельности, в том числе и учебные.

Таким образом, деятельность, в которую включается школьник, должна побуждать решать проблемные задачи, а способы решения, найденные ребенком, дают возможность расти личностно и интеллектуально.

Метапредметные универсальные действия составляют особую группу учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), поскольку благодаря им ребенок получает возможность совершенствовать себя во всех отношениях.

В начальной школе младшие школьники в рамках метапредметных результатов в условиях ФГОС должны будут овладеть следующими базовыми умениями:
– способность к инициативному поиску средств выполнения предлагаемых учителем заданий и к пробе их применения;
– сформированность адекватной и автономной самооценки учебных достижений;
– освоенность самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания;
– способность содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная работа), так и в относительной независимости от учителя (групповая работа);
– желание и умение учиться как способность человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.

Итак, наиболее важными из метапредметных образовательных результатов для обучения в начальной школе являются:

ü работа с инструкциями и по инструкциям;

ü работа с знаково – символическими средствами (моделями);

ü работа с таблицами, графиками и диаграммами;

ü все, что связано с экспериментами (выдвижение гипотез и их опытная проверка);

ü позиционность (работа с разными точками зрения, их сопоставление и выдвижение собственных);

ü умение учиться: определение границы знания/незнания и поиск необходимой информации;

ü контрольно-оценочные действия учащихся;

ü сравнение, классификация, анализ и обобщение данных.

Данная оценка предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся, которая может проводиться в ходе различных процедур:
- итоговые проверочные работы по предметам,
- комплексные работы на межпредметной основе,
- портфолио учащегося,
- оценочные листы наблюдения учителя или психолога,
- рефлексивные задания,
- диагностические задачи,
- внешний рейтинг результатов на метапредметных олимпиадах и конкурсах.

Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы школы.

Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.

Чтобы говорить о педагогических приемах формирования УУД, необходимо помнить и знать, что основной формой организации учебного процесса является урок.

Чтобы понять, в чём отличие современного урока, мы должны раскрыть суть изменений, связанных с проведением урока.

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает обучающимся Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)
Планирование Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Практическая деятельность обучающихся Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
Оценивание обучающихся Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует
Итог урока Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 

Мы убедились, что различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа становится главным деятелем.

Что должен знать и помнить учитель, работая над формированием метапредметных универсальных учебных действий:

ü любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других;

ü развитие внутренней мотивации – это движение вверх;

ü задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и значимы для него;

ü цель должен знать каждый участник урока;

ü минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

ü в центре внимания урока – дети;

ü создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: