Выступление на тему
«Формирование метапредметных навыков -
Способ реализации требований ФГОС НОО»
Шункова Е.Л.,
Учитель начальных классов
МБОУ АСОШ № 3 им. Г.С. Боровикова
Федеральный государственный стандарт НОО ориентирует учителя на организацию учебной деятельности, где ученик является активным участником образовательного процесса, стремящийся самостоятельно ставить перед собой образовательные задачи, открывающий новые знания и способы действия, знающий, где, когда и в какой сфере полученные знания он может применить.
Причем, открытие нового знания или нового способа действия осуществляется по формуле: от действия – к мысли.
Федеральный государственный образовательный стандарт называют стандартом трех “Т”:
- Требования к условиям,
- Требования к структуре образовательных программ,
- Требования к результатам.
Главным в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Существует 3 группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает не только системное усвоение предметных знаний и умений, но и развитие УУД посредством включения учащегося в разнообразные виды деятельности, в том числе и учебные.
Таким образом, деятельность, в которую включается школьник, должна побуждать решать проблемные задачи, а способы решения, найденные ребенком, дают возможность расти личностно и интеллектуально.
Метапредметные универсальные действия составляют особую группу учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), поскольку благодаря им ребенок получает возможность совершенствовать себя во всех отношениях.
В начальной школе младшие школьники в рамках метапредметных результатов в условиях ФГОС должны будут овладеть следующими базовыми умениями:
– способность к инициативному поиску средств выполнения предлагаемых учителем заданий и к пробе их применения;
– сформированность адекватной и автономной самооценки учебных достижений;
– освоенность самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания;
– способность содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная работа), так и в относительной независимости от учителя (групповая работа);
– желание и умение учиться как способность человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.
Итак, наиболее важными из метапредметных образовательных результатов для обучения в начальной школе являются:
ü работа с инструкциями и по инструкциям;
ü работа с знаково – символическими средствами (моделями);
ü работа с таблицами, графиками и диаграммами;
ü все, что связано с экспериментами (выдвижение гипотез и их опытная проверка);
ü позиционность (работа с разными точками зрения, их сопоставление и выдвижение собственных);
ü умение учиться: определение границы знания/незнания и поиск необходимой информации;
ü контрольно-оценочные действия учащихся;
ü сравнение, классификация, анализ и обобщение данных.
Данная оценка предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся, которая может проводиться в ходе различных процедур:
- итоговые проверочные работы по предметам,
- комплексные работы на межпредметной основе,
- портфолио учащегося,
- оценочные листы наблюдения учителя или психолога,
- рефлексивные задания,
- диагностические задачи,
- внешний рейтинг результатов на метапредметных олимпиадах и конкурсах.
Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы школы.
Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
Чтобы говорить о педагогических приемах формирования УУД, необходимо помнить и знать, что основной формой организации учебного процесса является урок.
Чтобы понять, в чём отличие современного урока, мы должны раскрыть суть изменений, связанных с проведением урока.
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает обучающимся | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность обучающихся | Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию | Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание обучающихся | Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Мы убедились, что различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа становится главным деятелем.
Что должен знать и помнить учитель, работая над формированием метапредметных универсальных учебных действий:
ü любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других;
ü развитие внутренней мотивации – это движение вверх;
ü задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и значимы для него;
ü цель должен знать каждый участник урока;
ü минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
ü в центре внимания урока – дети;
ü создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.