Краткие теоретические сведения. Классификация товаров в современных условиях должна отвечать следующим




Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления каталогов и прейскурантов, совершенствования системы стандартизации, при сертификации продукции и проведении маркетинговых исследований.

Классификация товаров в современных условиях должна отвечать следующим требованиям:

- гарантировать полноту охвата всех видов производимой продукции;

- способствовать глубокому исследованию свойств товаров;

- содействовать принципам кодирования товаров;

- обеспечивать гибкость классификации, которая предполагает включение новых наименований в перечень продукции, не нарушая общей системы классификации.

 

В настоящее время используется несколько классификаций товаров:

товароведение, классификации товаров, применяемые в маркетинге и в международной торговле.

Товары как объекты коммерческой деятельности могут классифицироваться по многим признакам, но к основным из них относятся назначение, физико-химические свойства, состав, размеры, способ отделки.

Так, по назначению все товары подразделяются на роды:

- потребительские товары - это товары, предназначены для индивидуальных потребителей для личного пользования;

- товары промышленного назначения - это товары предназначены для производства других товаров и создающие его сырьевое и технологическе обеспечения;

- оргтехнические товары - это товары, предназначены для улучшения организации административно-управленческой деятельности.

Каждый род товаров подразделяется на классы.

Класс товаров - это множество товаров, которые удовлетворяют обобщенные группы потребностей. Так, род потребительских товаров делится на три класса: продовольственные, непродовольственные и медицинские товары. Классы товаров подразделяются на подгруппы в зависимости от используемого сырья, назначения и других признаков; подклассы - на группы, подгруппы, виды и разновидности, наименования. Подкласс товаров, которые удовлетворяют аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия.

Группа товаров - это подмножества товаров, которые удовлетворяют специфические группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых материалов, их отделкой, формой, фасоном изделий.

Подгруппа товаров - это множество товаров, которые имеют общее с группой основное назначение, но отличатся от товаров других подгрупп только им присущим признакам.

Вид товаров - это совокупность товаров, которые отличаются индивидуальным назначением и идентификационными признаками.

Разновидность товаров - это совокупность товаров одного вида, но отличаются рядом частных признаков.

Наименование товаров - это совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием и индивидуальными особенностями, которые обусловлены подбором сырья, материалов, а так же конструкцией (формой, фасоном), технологией.

Таким образом, классы, подклассы и группы составляют общую товарную классификацию потребительских товаров.

По покупательскому спросу товары классифицируются:

- товары повседневного спроса (хлеб, молоко, сахар);

- товары предварительного выбора (одежда, мебель, телевизоры, радиоаппаратура);

- товары особого спроса (модные товары, марочные вина);

- товары пассивного спроса (страхование мебели, дома).

При классификации товаров выделяют:

- объективные параметры собственного изделия: качество, материал, цвет, вес, размер, внешний вид, силуэт, запах, вкус, конструкция;

- рыночные параметры: цена, конкурентоспособность, широта выбора, удобство транспортирования, привлекательность товаров;

- параметры, используемые в процессе потребления: прочность, простота ухода, срок замены.

Как видно, все товары подразделяют на товары личного пользования и производственного назначения.

Товары личного пользования классифицируются на следующие группы:

- товары длительного пользования - например, автомашины, пылесосы, садово-огородный инвентарь, электронные игры. Это обычно наукоемкая продукция, достаточно сложная в употреблении;

- товары краткосрочного пользования. К их числу можно отнести одежду, обувь, косметику, моющие средства, продукты питания;

- товары особого спроса - товары с уникальными свойствами, например, коллекции, раритеты;

- услуги - действия, результатом которых является некоторый предполагаемый эффект. К ним относятся: пошив обуви, ремонт обуви, ремонт мебели, уборка помещений, поставка товаров.

Товары производственного назначения подразделяются на следующие группы:

- основное оборудование. Оно предназначено для производства основных видов продукции;

- вспомогательное оборудование. К нему можно отнести, например, воздуховоды, трубопроводы, лифты, подъемники.

Границы между основным и вспомогательным оборудованием зависят от типа производства.

Узлы и агрегаты. Они включают в себя сборки, комплектующие соединения, обладающие конструктивной и технологической завершенностью.

Основные материалы. Это материалы, которые образуют основную объемную и массовую составляющую долю в выпускаемой продукции.

Вспомогательные материалы, необходимые для производственного процесса (смазка, ветошь, упаковочные материалы).

Сырье. Природный материал, нуждающийся в переработке и необходимый для производства.

Производственные услуги - осуществление разнообразных технологических операций.

Интеллектуальные товары, к которым можно отнести методики испытаний, наблюдений, проведения технологических операций, а также программы для ЭВМ и рецептуры.

Приведенная классификационная схема позволяет достаточно четко систематизировать многообразие товаров. Данная классификация товаров оказывается исключительно полезной, так как она позволяет фирме очень четко формулировать свои цели, ставить задачи в маркетинговой деятельности и оценивать успехи и неудачи.

В системе международной торговли все большее распространение получает другой, классификационный подход, основу которого образуют следующие классы товаров:

- единичный товар. Характеризует товары как личного спроса, так и производственного назначения;

- товар-группа. Характерен как для товаров личного пользования, так и для товаров производственного назначения - парфюмерные наборы, системы машин, установок, агрегатов, действующие в комплексе;

- товар-объект. Необходимость развития системного подхода к производству и реализации продукции требует концентрации огромных материально-вещественных и трудовых ресурсов под единым финансовым, технологическим и административным контролем.

- товар-программа. Это преимущественно интеллектуальный товар, создаваемый в области аэрокосмического бизнеса, автоматизированных систем управления, роботехники, интеллектуальных и биоинженерных технологий.

Характерной особенностью, даже законом развития мирового рынка является возрастание потока интеллектуальных, наукоемких товаров. Под наукоемкими товарами понимают продукты интеллектуального труда, созданные на основе использования прогрессивных научно-технических идей и технологий, и обладающие значительными перспективами их применения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: