Проектная технология как приоритетная инновационная технология в образовании




Проектная технология как приоритетная инновационная технология в образовании

(выступление на педсовете школы)

Учитель начальных классов Игнатьева Ольга Павловна,

Г.Симферополь, МБОУ СОШ-Д/С №6

А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

«Единственный путь, ведущий к познанию, - это деятельность». Бернард Шоу

Вступление

Есть такая расхожая фраза: «Всё новое – это хорошо забытое старое».

СЛАЙД №2

И действительно, метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы в США. Его называли также методом проблем и связывали с именами американского философа и педагога Джона Дьюи.

В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

СЛАЙД №3 - Основная ценность метода проектов

Ориентирует обучающихся не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта.

Задача учащихся – решить самостоятельно научную, техническую или иную проблему или задачу.

СЛАЙД №4 - Преимущества метода:

• Проект не ограничен рамками урока

• Ученики видят конечный результат

• Учитываются индивидуальные способности учеников

• Способствует развитию творческих способностей

• Выявляются деловые качества

• Развивает социальный аспект

СЛАЙД №5

Цель проектного обучения

Стимулирование мотивации учения

Развитие разнообразных способностей (познавательных, аналитических, коммуникативных, организаторских)

Формирование навыков сбора и обработки информации

Обучение планированию

Реализация на практике метода проектов ведет к коренному изменению позиции преподавателя. Он из носителя знаний превращается в организатора познавательного процесса:

СЛАЙД №6

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ

• ЭНТУЗИАСТ, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;

• СПЕЦИАЛИСТ, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;

• КОНСУЛЬТАНТ, организующий доступ к информационным ресурсам;

• РУКОВОДИТЕЛЬ; КООРДИНАТОР группового процесса;

• ЭКСПЕРТ, анализирующий результаты выполненного проекта.

 

СЛАЙД №7

Проект — это «шесть П»:

Проблема

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация

Портфолио(папка с рабочими материалами)

 

СЛАЙД №8 Какие бывают проекты?

СЛАЙД №9 ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ:

1) По доминирующей деятельности учащихся:

• Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

• Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.

• Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.

• Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

• Ролевой проект участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.

2) По количеству участников: личностные, парные, групповые

3) ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

• МИНИ-ПРОЕКТЫ могут укладываться в один урок или часть урока.

• КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняются в рамках внеклассной деятельности и дома.

• СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ выполняются в течение 30-40 часов. При осуществлении такого проекта возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Желательно проведение проектной недели.

• ДОЛГОСРОЧНЫЕ (ГОДИЧНЫЕ) ПРОЕКТЫ могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Желательно осуществлять их в рамках ученического научного общества. Весь цикл реализации годичного проекта выполняется во внеурочное время.

Слайд №10

4) По характеру контактов:

· Внутриклассные

· Внутришкольные

· Региональные

· Международные

5) По предметно - содержательной области:

• МОНОПРОЕКТЫ реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины.

• МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

6) По характеру координации

непосредственный- с открытой (явной) координацией

скрытый — с неявной координацией

СЛАЙД №11- Учебный проект это….

Для учителя- дидактичкское средство

Для ученика- это деятельность,направленная на решение проблемы и возможность проявить себя.

Слайд №12

В процессе выполнения любого проекта формируются следующие компетенции:

  1. Поисковые (исследовательские): генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
  2. Коммуникативные умения: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло;
  3. Информационные: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;
  4. Презентационные: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности;
  5. Рефлексивные: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
  6. Менеджерские: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.
  7. Оценочные: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;

Слайд №13

 

Слайд №14

ЭТАПЫРАБОТЫНАД ПРОЕКТОМ

1) Подготовка
а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач;
б) выдвижение гипотезы их решения;
в) обсуждение методов исследования;

2) Планирование
а) определение источников информации;
б) определение способов сбора и анализа информации;
в) определение способа представления результатов;
г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
д) распределение задач (обязанностей) между членами команды.

3) Исследование/решение проблемы - «Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения, получив реальный и ощутимый результат
а) сбор информации;
б) решение промежуточных задач.

4) Презентация/ выводы - результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.
а) анализ полученных данных;
б) формулирование выводов.

в) презентация

5) Оценка результатов и процесса;
а) оформление конечных результатов;
б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

 

СЛАЙД №15

Теперь я хочу рассказать о проекте, который мы делали недавно: Проект состоял из 2 блоков-создание книги о здоровом питании и открытие школы кулинаров.

Основные характеристики проекта:

Проект «Книга о здоровом питании» это монопроект, выполненный в рамках одного предмета —окружающий мир, по количеству участников- групповой (4 группы по 7-8 человек), по продолжительности выполнения это мини-проект — выполнялся в рамках 2 уроков, по доминирующему виду деятельности-практико-ориентированный с элементами исследования.

 

Тематика проекта «Книга о здоровом питании» касалась теоретического вопроса учебной программы с целью углубления знаний по данной теме. Ученики должны были самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Поэтому 2 блок был практический -мы открыли школу кулинаров и дети непосредственно сами готовили блюда из своей книги.

В процессе выполнения проекта у учащихся формировалось представление о здоровом питании как одной из составных частей здорового образа жизни. Они убеждались в необходимости и важности соблюдения режима питания, учились выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания.

Таким образом, дети смогли пережить ситуацию успеха, радости, удовольствия, что способствует формированию у ребенка положительной самооценки: «Я сам!», «Я смог!», «Я знаю!».

Самооценка на данном уроке проходила через оценочный лист:

Всё получилось хорошо  
Было трудно  
Проект нравится  
Проект нравится, но можно сделать лучше  
Все работали одинаково  
Работал только один член группы  
Кто-то работал больше, кто-то меньше  
Мы можем поставить себе оценку  

 

 

В ходе реализации проекта решались следующие задачи:

Деятельностная: формирование способности учащихся к творческому способу действия- создание готового продукта проектной деятельности: книга о здоровой пище

Образовательная: обобщение и систематизация знаний о пищеварительной системе, и отработка умения применять полученные знания на практике

Развивающая: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки

Воспитательная: Формирование позитивного отношения к работе, уважение к товарищам по классу.

Литература:

•И.С.Сергеев: «Как организовать проектную деятельность учащихся»

•В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения»

•Е.В.Баранова, М.И. Зайкин «Как увлечь школьников исследовательской деятельностью»

•С.В Дендебер,О.В. Ключникова «Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии»

• К.Н. Поливанова «Проектная деятельность школьников»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: