Методики диагностических исследований обучающегося.




Методики диагностических исследований обучающихся.

Выступление на городском методическом объединении социальных педагогов

08.12.2017 года.

 

Васина Елена Михайловна,

социальный педагог, высшей категории.

 

 

Магнитогорск, 2017 г.

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К.Д. Ушинский.

Методики диагностических исследований обучающегося.

Современная школа уже не может ограничиваться только усвоением детьми определенной системы знаний и навыков, воспитанием высоких моральных качеств. Принцип развивающего обучения приобретает в настоящее время новое содержание. ФГОС школьного образования представляет собой общественный договор между семьей, обществом и государством (в том числе и в лице администрации школы), который устанавливает достаточно высокие требования к результатам и качеству обучения учащихся различных возрастных и социальных групп.

Обучение и воспитание должны быть направлены на повышение морального и интеллектуального творческого потенциала, на формирование у всех детей, у каждого отдельного ребенка разносторонних творческих способностей для инициативного и творческого участия в любых сферах жизни (в общественных отношениях, производительном труде, науке, искусстве).

Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать методы диагностики.

Диагностическое исследование обучающихся - это одно из основных направлений в деятельности социального педагога. Оно направлено на изучение индивидуально-психологических особенностей обучающегося и социально - психологических характеристик детского коллектива, социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем, постановку «социального» диагноза, с целью оптимизации учебно - воспитательного процесса.

Целью диагностики является получение полной и объективной информации о клиенте, систематизация полученной информации, её оформление для дальнейшего использования.

 

Задачи диагностики

- раннее выявление нарушений развития у детей;

- определение причин и характера нарушений;

- определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

- выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка;

- разработка индивидуальных программ развития и обучения;

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую и нужна для того, чтобы выявить интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка.

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:

- выявить относительный уровень развития ребенка;
- выявить уровень состояния педагогического воздействия;
- определить основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:

- способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;
- определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.

Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:

- иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;
- определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающихся средств.

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:

- использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;
- создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется в своей деятельности следующими правилами:

· соблюдать общие технологические требования: определить цель, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать и интерпретировать данные (статистическая обработка и качественный анализ), установить диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание и особенности социально-педагогической деятельности с конкретным подопечным;

· соблюдать этические нормы;

· защищать интересы подопечного: соблюдать принцип добровольности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя ему возможность некоторой корректировки этих результатов, а также в собственно педагогических целях;

· обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не допускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.).

Алгоритм проведения диагностики

— Определение цели и задач исследования

— Подбор критериев и показателей для определения результативности изучаемого явления.

— Выбор методик изучения.

— Подготовка диагностического инструментария.

— Исследование испытуемых.

— Обработка и интерпретация результатов исследования.

Результаты диагностических исследований оформляются и могут быть использованы для составления характеристики личности обучающегося. Охарактеризуем некоторые диагностические методы исследования.

Диагностические методы

Наблюдение — дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Беседа – является одним из главных методов педагогической диагностики.

Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа, как с самим ребёнком, так и с взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого. Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.

Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:

· педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;

· педагог обладает такими качествами, как тактичность, коммуникабельность;

· педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;

· педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;

· педагог умеет правильно формулировать вопрос.

Тестирование — могут использоваться разнообразные тесты: тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические, ассоциативные тесты и др. Тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям. Для исследователя несомненную значимость имеют заключения, на основе которых строятся выводы по изучаемой проблеме.

Анкетирование — метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. Социальный педагог может узнать интересы и особенности учащегося, определить психологические проблемы, представить его прежние поступки.

Интервью дает возможность получить сведения на заранее продуманные вопросы. Они должны быть точно сформулированы. Исследование ведется в разговорной форме по одной определенной теме.

При фиксированном интервью вопросы раздаются заранее. Они позволяют исследовать личность в широком диапазоне. Практикуется объединение методов анкетирования и интервью.

Анализ документов — один из наиболее часто используемых методов в социально-педагогической работе.

Одним из объектов диагностики выступает личность обучающегося, поэтому диагностику необходимо проводить, учитывая возрастные особенности.

Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации, обучающихся можно использовать следующие методики.

На проведение диагностики с детьми необходимо согласие родителя!

 

Литература

 

1. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002г.

2. Шишковец Т.А. Справочная книга социального педагога: учебное пособие. – М.2005г.

3. Макарова И.В. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности. – Самара: Изд. дом Бахрах – М., 2004 г.

4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы - Изд. 6-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2010г.

5. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Сфера, 2000г.

6. Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М.: Сфера, 2001г.

7. Немов Р.С. Практическая психология. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1998г.

8. Семаго М.М. Диагностико - консультативная деятельность психолога образования. – М.: Айрис-пресс, 2006г.

9. Родионов В.А. Практическая психология в школе. Я и все-все-все. – Ярославль: Академия развития, 2002г.

10. Методическая газета. Школьный психолог.

11. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов психологических факультетов, университетов. М.: Академия, 2003г.

12. Олифреенко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Академия, 2002г.

https://infourok.ru/izuchenie-l

https://forpsy.ru/methodology/proektivnye_metodiki/risunok_semi/

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2015/02/08/adaptatsiya-uchashchikhsya-k-shkole

https://vbibl.ru/psihologiya/98636/index.html

https://www.miu.by/kaf_new/mpp/064.pdf

https://ignorik.ru/docs/index-1890389.html

https://psycabi.net/testy/361-metodika-rene-zhilya-film-test-mezhlichnostnye-otnosheniya-rebenka-proektivnaya-psikhodiagnostika-le-test-film-rene-gille

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: