Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Литература занимает особое место в системе общего образования. Как один из ведущих гуманитарных учебных предметов, она содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками и представителями совсем другой исторической эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Средняя школа дает ученику общее образование – в этом ее задача. Не забудем, что исконно русское слово «образование» происходит от глагола «образовывать», который, по В. Далю, восходит к глаголу «образитъ – давать вид, образ, обтесывать; слагать нечто целое; устраивать, создавать; улучшать духовно, просвещать». Образование в первую очередь формирует систему ценностных ориентиров через постижение культурных ценностей человечества. Ценность становится ценностью тогда, когда обретает для человека явный, понятный ему смысл. Образование – это проживание ребенком истории цивилизации, это овладение языками культуры: математики и искусства, естествознания и философии. Поэтому литературное образование – это одновременно процесс и результат овладения языком литературы как искусства слова. А этому языку надо учить. Ведь человек общается не только с другими людьми, но и со всем окружающим его миром. И для того, чтобы общение состоялось, надо знать и язык искусства слова, который наряду с другими языками входит в состав культуры.

Ведь язык литературы – это язык культурных традиций и этических ценностей, порой не бесспорных. Это язык вымысла и жизненной правды, язык автора и его героя, писательского замысла и читательского понимания. Получать литературное образование – значит усваивать культурные ценности. Следовательно, необходимо усилить культурологический и теоретико-литературный компоненты литературного образования, преодолеть существующее положение вещей, когда «вершиной» литературного образования становятся старшие классы (историко-литературный курс, ориентированный на вузовский, сводящийся в целом к накоплению знаний). Необходима переориентация литературного образования со знаниецентрического на культуросообразное, – именно это сделает человека не только образованным, но и культурным, духовным, научит не мыслям, а мыслить, нацелит не на овладение готовыми знаниями и их применение, а на креативность.

Литературное образование как результат можно представить в виде единства трех компонентов:

· становление способности к адекватному эмоционально-эстетическому сопереживанию (сотворчество);

· усвоение необходимых теоретико - и историко-литературных знаний, формирование аналитических интерпретационных умений;

· литературно-художественное и литературно-критическое творчество.

Поэтому главной целью изучения литературы в школе должно стать формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Среди основных принципов изучения литературы как учебного предмета выделим следующие:

· принцип «читателецентричности», или читательской направленности обучения. В процессе обучения литературе мы формируем квалифицированного читателя, имеющего право на выбор собственной стратегии чтения, принципиально отличной от стратегии чтения профессионального читателя;

· принцип направленности на понимание. В литературоведческой науке нацеленность на понимание художественного произведения всегда присутствует как имплицитная установка и как бы «выносится за скобки», а в обучении предмету – НЕТ. При этом не будем забывать, что это и понимание «другого», и понимание себя «в другом»: «Образ мира у ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. ЭТО знания ДЛЯ МЕНЯ: это МОИ знания. Это не МИР ВОКРУГ МЕНЯ: это мир, ЧАСТЬЮ которого являюсь и который так или иначе ПЕРЕЖИВАЮ И ОСМЫСЛЯЮ ДЛЯ СЕБЯ… Культура и есть образ мира и способность ориентироваться в этом мире, чтобы в нем действовать и его переделывать», – писал М.М. Бахтин;

· принцип коммуникативного контекста обучения, в основе которого лежит категория смысла. Эта категория позволяет учитывать реальные потребности учащихся, их интересы, обусловленные контекстом деятельности;

· принцип деятельностного контекста обучения. Обучение восприятию/чтению возможно только при учете творческого характера читательской деятельности и ее этапов (в соотнесении с этапами изучения художественного произведения) и возможно только в процессе восприятия;

· принцип диалогичности. Чтение – это тоже диалог, который протекает в рамках триады АВТОР – ОБРАЗ – ЧИТАТЕЛЬ. Читатель «по ориентирам, данным в самом произведении», воссоздает художественный образ, созданный автором, и результатом такого восприятия – воссоздания становится читательская интерпретация произведения, осознаваемая как личностно значимая ценность. В процессе освоения художественного произведения читатель вступает в диалог с автором, с другими читателями (критиками, литературоведами, учителем, одноклассниками), самим собой, итогом этого диалога становится создание собственной интерпретации текста как реплики в диалоге культур.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко – и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

· осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

· выразительное чтение художественного текста;

· различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

· ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

· заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

· анализ и интерпретация произведения;

· составление планов и написание отзывов о произведениях;

· написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

· целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5-6, 7-8 классы и 9 класс).

Так, для учащихся 5-6 классов свойственны эмоциональная активность, сильно развитое воображение, предметное восприятие, которым характеризуется «наивный реализм». Главная цель изучения курса в этих классах – научиться читать художественное произведение, использовать элементы анализа художественного текста. Работа над отобранными для этих классов произведениями дает возможность расширить и углубить жизненный опыт школьников, закладывает и формирует их художественный вкус и читательские интересы. Построение курса в 5-6 классах осуществляется на основе проблемно-тематического подхода с учетом хронологического порядка подачи материала, что позволяет готовить учащихся к восприятию литературы в ее историческом развитии.

В 7 классе развиваются умения анализа и комментирования прочитанного, углубляются и расширяются представления о понятиях, с помощью которых характеризуются художественные произведения, курс строится на основе объединения проблемно-тематического и жанрового подходов.

В 8 классе полученные ранее знания выстраиваются в более сложную и общую картину динамики развития литературы. В силу читательской готовности школьников этой возрастной группы, учащиеся, воспринимая разные тексты, понимают своеобразие отдельных исторических процессов, изображенных писателями, закономерность возникновения различных взглядов на мир и человека, соответствующие разным эпохам и художественным стилям. В связи с этим курс литературы строится на основе объединения жанрового и историко-литературного подходов.

В 9 классе программный материал призван не только подытожить приобретенные знания, умения и навыки учащихся, а способствовать постижению наиболее существенных сторон литературного процесса, осмыслению творчества отдельного писателя в историко-литературном контексте. Это период интенсивного накопления знаний, представлений, первоначальных обобщений о природе словесного искусства. Постепенное рассмотрение содержания и формы произведения формирует понимание общей концепции анализа. Активизируются возможности использования теоретико-литературных понятий, совершенствуются нравственно-эстетические и эмоциональные линии анализа текста, создается чувство перспективы, что содействует формированию концептуального подхода к изучению художественных текстов. Существенным для данного этапа работы с учащимися является возможность использования теоретико-литературных понятий, а также постановка серьезных вопросов познавательного и нравственно-эстетического порядка.

В содержание программ этого класса входят художественные произведения и историко-литературные явления, начиная с античности и до современной литературы включительно, что дает возможность учащимся обобщить и систематизировать представление об этапах и тенденциях развития мирового литературного процесса. Программы для 9 класса предусматривают темы монографические (посвященные творчеству одного писателя) и обзорные (кратко характеризующие обширный историко-литературный материал, дающие представления об определенном этапе и явлении в развитии литературы). Курс литературы этого класса строится на историко-литературной основе, рассматривается как «переходный» по отношению к старшей школе и организован с учетом возможной допрофильной подготовки учащихся.

Второй концентр представлен возрастной группой учащихся 10-11 классов. Здесь предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

На этом этапе изучения углубляются связи между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и системой теоретических понятий. Увеличивается самостоятельность школьников в выборе вариантов анализа, в нравственной, эмоциональной и эстетической оценках произведений, в выяснении специфики писателя и его роли в развитии русской литературы. На этом этапе расширяется воздействие художественного произведения на духовную сферу учащихся, увеличиваются требования к владению способами анализа, создаются предпосылки для постепенного соотнесения изучения конкретной темы с общей концепцией курса литературы. Более высокий уровень логических и художественных обобщений влияет на глубину конкретно-образного мышления старшеклассников. В центре работы обобщающего характера стоит выяснение своеобразия творческой индивидуальности писателя и его роли в развитии русской литературы. Своеобразие этого этапа заключается в увеличении требований к активному использованию учащимися знаний по истории и теории литературы, в их сознательном отношении к выбору вариантов анализа. Завершая изучение русской классической литературы, учащиеся осознают нравственные и эстетические критерии оценок литературных произведений. В 11 классе развитие читательских интересов идет по линии соединения понятийных обобщений. Концептуальный подход к изучению литературы осуществлялся в сознательном использовании основных принципов анализа идейно-художественного своеобразия произведений, в осознании неповторимости творческой индивидуальности писателей, к чему школьников готовили всем предшествующим изучением литературы. На всех этапах изучения конкретного произведения (вводно-ориентировочные занятия, уроки интерпретации и анализа, обобщение материала на заключительных занятиях) особое значение в формировании целостного понимания художественной литературы имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре произведения. Развивая способности школьников к образным и понятийным обобщениям, активизируя использование системы знаний и понятий, важно сохранить элемент наслаждения. Оно неизбежно связано с интересом к художественному миру автора, с воспитанием эстетического восприятия, является основой художественно-эстетической активности, положительной мотивации в обучении. Важно разнообразить формы художественно-эстетической учебной деятельности школьников: совершенствовать характер их выступления на уроках, участие в диспутах и семинарских занятиях, написание работ — от простых ответов на вопросы, изложений, сочинений до отзывов, докладов, работ с дидактическими материалами, творческих работ.

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом классе (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.

В каждом из классов затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе – внимание к книге; в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы). В 10 и 11 классах – линейный курс на историко-литературной основе (русская литература XIX, ХХ и XXI веков).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре).

Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской работы в профильном классе и пр.); особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи в средних классах первого концентра и старших классах второго концентра.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению (в классе, школе, районе, городе).

Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.

Основу содержания учебного материала составиликак литературные тексты, проверенные временем, хорошо зарекомендовавшие себя в школьной практике преподавания литературы, так и художественные произведения, отражающие современные тенденции историко-литературного процесса. Включение в программы всех классов художественных текстов современной русской и мировой словесности обусловлено такими факторами, как:

· возможность представить литературу как «живой организм», который не стоит на месте, а постоянно развивается, реагирует на процессы, которые происходят в обществе;

· потребность приблизить преподавание литературы в школе к реалиям и проблемам современного мира и человека;

· необходимость учитывать читательские приоритеты сегодняшних школьников, связанные с интересом к фантастике, фэнтези и другим произведениям современной литературы.

Разнообразие литературных имен и художественных произведений, представленных в программах, дает возможность раскрыть культурный контекст определенной эпохи, провести межлитературные и межкультурные параллели, учить школьников использованию элементов компаративного изучения, с учетом возрастных особенностей учащихся и конкретного текста представить набор необходимых литературоведческих понятий и терминов, показать их спектр действия на различном материале.

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; критерии оценивания учебных достижений учащихся по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком преподавания.

Структурные особенности Программы обусловлены не только своей традиционной функцией – быть основой для планирования и осуществления учебного процесса, а и детально обозначают ожидаемые результаты обучения и тем самым определяют объективные критерии их оценки.

Раздел Программы «Содержание учебного материала» структурирован таким образом:

Ø аннотации к программным темам курса с возможным вариантом распределения часов, призванные сориентировать учителя в выборе основных подходов для обзорного и текстуального изучения произведений в классе, выделить то главное, что составляет идейно-эстетическую значимость литературного явления. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Ø основные рубрики:

· «Теория литературы» в программе связана с конкретным изучением художественных явлений. Последовательность освоения теоретико-литературных понятий определяется индукцией. От микроэлементов текста (троп) к освоению структуры художественного произведения - таков круг теории литературы в 5-6 классах. В 7-8-м классах основой теоретико-литературного образования становятся роды и жанры литературы и повторение на новом уровне, в пределах рода и жанра, наблюдение над микро- и макроструктурой художественного произведения. В 9-м классе главной задачей теоретико-литературного образования является прослеживание исторического развития родов и жанров, а также литературных направлений. Подобное рассмотрение теории литературы готовит учеников к историко-литературному курсу старших классов, где литературный процесс предстает как сложное взаимодействие социальных и эстетических влияний, национальных и индивидуальных свойств искусства. Таким образом, во всех сферах литературного образования мы стремимся избежать аналогичных на разных ступенях развития операций и стимулировать поступательное развитие учеников.

· «Для внеклассного и семейного чтения» предназначена на основе чтения произведений, которые пользуются заслуженным вниманием у представителей разных поколений, вызвать желание продолжить диалог с книгой во внеурочное время, возродить традицию семейного чтения, что будет способствовать укреплению отношений между детьми и взрослыми в семье. В 9-11 классах уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

· «Литература родного края» предполагает изучение литературной жизни исторически сложившегося региона, чтение художественной литературы об этом крае и его людях, пристальное вглядывание, а порой и детальное изучение жизни и творчества писателей, которые родились на донецкой земле, здесь формировались как личности, черпали силы и вдохновение для своего творчества, создали шедевры искусства, и тех писателей, которые посещали наш край и оставили о нем литературное наследие. Цель уроков изучения литературы родного края – осмысление учащимися глубинной сути наследия мыслителей родного края, космоса духа земляков, реалий действительности, восприятие и признание литературно-художественного наследия, воспитание чувства гордости и патриотизма.

Ø дополнительные рубрики:

* «Межлитературные связи» акцентирует внимание на контактных, генетических и типологических взаимосвязях литературных явлений;

* «Взаимодействие искусств» реализует заложенный культурологический принцип построения курса и акцентирует внимание на тех явлениях культурной эпохи, взаимосвязях литературного произведения с другими видами искусства, которые целесообразно раскрыть в процессе изучения программной темы;

* «Межпредметные связи » направлена на установление объективно существующих взаимосвязей между отдельными темами разных учебных предметов, что будет способствовать реализации комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Материал дополнительных программных рубрик носит рекомендательный характер и призван обратить внимание учителя на важные сведения фонового характера, помогающие раскрыть идейно-художественную ценность литературного явления.

В «Государственных требованиях к уровню учебных достижений учащихся » сформулированы результаты обучения в определенном классе, собственно – цель и задачи каждой предложенной для изучения конкретной программной темы. Указаны личностные, предметные и метапредметные результаты. Система планируемых результатов описывает классы учебно-познавательных и учебно – практических задач, для выполнения которых необходимо овладение системой учебных действий (универсальных и специфических для предмета «Литература») с учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

В программе для каждого класса представлен список произведений для обязательного заучивания наизусть, а также перечень разнообразных монологических и диалогических письменных и устных видов высказываний по литературе, которые в соответствии с государственными требованиями к уровню учебных достижений должны быть освоены школьниками. Каждый класс заканчивается также основными требованиями к знаниям и умениям учащихся.

В конце Программ учителю предлагается список рекомендованной литературы и Интернет-ресурсов, который может быть использован для подготовки к урокам.

Принцип вариативности, заложенный в программе, дает учителю право: а) из обязательного перечня текстов, предложенных в одном тематическом блоке, по своему усмотрению выбирать конкретное произведение для его изучения в классе; б) варьировать методы изучения этого произведения; в) в значительных по объему текстах самостоятельно отбирать главы для обязательного прочтения; г) избирательно подходить к выбору произведений в разделе «Для домашнего и семейного чтения»; д) определять место произведений мировой литературы, предусмотренных для обязательного изучения.

В каждом классе программы распределено учебное время на текстуальное изучение, на уроки развития речи, выделены часы на внеклассное чтение, изучение литературы родного края, обобщение и повторение усвоенного материала. Вместе с тем, учитель в зависимости от реальных потребностей конкретной ученической аудитории имеет право изменять количество часов, предназначенных для изучения обзорных и монографических тем (в объемах раздела). Заложенная в Программе вариативность планирования курса позволяет учителю выбрать наиболее эффективные методические пути изучения литературы.

 

 


Класс

(3 часа в неделю; за год – 105 ч.)

  I четверть (9 н.) II четверть (8 н.) III четверть (10 н.) IV четверть (8(9) н.) Всего
Развитие речи 2 (у+п) 2 (у+п) 2 (у+п) 2 (у+п)  
Внеклассное чтение          
ТКР          
Сочинение          
Литература родного края          
Текстуальное изучение произведений          
Всего          
Кол-во часов Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
  ВВЕДЕНИЕ Учащийся / учащаяся:
  Литература как искусство слова. Художественное воплощение в литературе моральных ценностей и представлений о мире, отражение жизни, быта, обычаев разных народов. Роль чтения в жизни человека. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Книга художественная и учебная. Учебник литературы и работа с ним. Теория литературы. Понятие о художественной литературе. Межлитературные связи. Пословицы и поговорки о книге. Межпредметные связи. История. Возникновение книг. Самые крупные библиотеки мира. Взаимодействие искусств.Живопись. З. Серебрякова «Натюрморт с атрибутами искусств». Скульптура. Памятник Книге на университетской набережной в Санкт-Петербурге. Фонтан из книг в Риме. Памятник книгам в Берлине. Памятник книге в Таганроге, Омске. Памятник книге в Турции. ü раскрывает понятие художественная литература; ü высказывает суждения о роли чтения в жизни человека; ü используя учебник по литературе, обращает внимание на особенности учебной книги, комментирует, чем учебная книга отличается от художественной; выражает собственное отношение к книге, чтению;
  ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА  
  Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение). Пословицы, поговорки и загадки(русские и народов мира). Истоки устного народного творчества, его основные виды (сказки, легенды, песни, загадки, пословицы, поговорки и др.). Воплощение в произведениях фольклора народного опыта, идеалов и стремлений человека. Загадки, пословицы и поговорки как отображение народной мудрости, наблюдательности и творческой фантазии. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). Развитие понятий о загадках, пословицах и поговорках. Межлитературные связи. Типологические схождения пословиц и поговорок разных народов. Межпредметные связи.Русский язык: крылатые слова и выражения. Математика: математическая загадка. История. Жизнь, быт и культура разных народов. Для внеклассного и семейного чтения. Английские народные детские песенки и стихи в переводах К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, Б.В. Заходера, И.И. Токмаковой. ü различает малые фольклорные жанры, приводит примеры пословиц, поговорок и загадок на заданную тему; ü объясняет, чем пословица отличается от поговорки; ü дает определение загадке, подбирает загадки на предложенную тему; комментирует суть прочитанных пословиц и поговорок, использует их в речи; ü сравнивает пословицы и поговорки разных народов; ü объясняет сущность понятия фольклор; ü обосновывает тезис: «Фольклор – сокровищница народной мудрости»; ü выражает собственное отношение к прочитанному;  
  Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Иван — крестьянский сын и чудо -юдо»,«Никита Кожемяка»,«Морозко», «Перышко Финиста ясна сокола», «Марья Моревна», «Журавль и цапля», «Птичий язык», «Каша из топора», «Жадная старуха»,«Солдатская шинель» (2 сказки по выбору учителя) Русская народная сказка как отражение представлений об окружающем мире. Особенности русской народной сказки (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). Сюжет и проблематика сказок. Сказочные образы. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Отличие бытовой сказки от волшебной. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.) «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Народная сказка и ее виды. Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение. Межлитературные связи. Украинские народные сказки. Мифы. Взаимодействие искусств.Живопись. Иллюстрации В.М. Васнецова, И.Я. Билибина и других к сказкам. Музыка. Фрагменты опер Н.А. Римского-Корсакова «Садко», «Снегурочка», «Кощей Бессмертный»; музыкальная пьеса М.П. Мусоргского «Баба-Яга или избушка на курьих ножках» (№9 из цикла «Картинки с выставки») и др. Кино, мультипликация. Х/ф «Морозко» (реж. А. Роу, СССР, 1974),м/ф«Никита Кожемяка» (реж. Н. Василенко, СССР, 1965),«Цапля и журавль» (реж. Ю. Норштейн, СССР, 1974), «Каша из топора» (реж. И. Уфимцев, СССР, 1982) и др. Для внеклассного и семейного чтения. Русские народные сказки.   ü выразительно читает и пересказывает сюжет сказок; ü раскрывает тему и проблематику прочитанных сказок; ü характеризует главных сказочных персонажей; ü оценивает поступки сказочных героев и выражает собственное отношение к ним в развернутой форме; ü комментирует особенности русской народной сказки, приводит примеры; ü объясняет сущность понятия народная сказка; определяет и аргументирует, к какому типу сказок принадлежит прочитанная сказка; ü выделяет структурные элементы сказки; ü объясняет отличие волшебной сказки от бытовой; ü раскрывает связь сказочных формул с древними мифами; определяет изобразительный характер формул волшебной сказки; ü выражает собственное отношение к прочитанному;  
  Сказки народов мира «Один заработанный рубль» (грузинская), «Асилак и змей» (белорусская), «Почему старикам почет» (болгарская), «Двенадцать месяцев» (словацкая), «Госпожа Метелица» (немецкая), «Волшебное кольцо» (итальянская), «Джек и золотая табакерка» (английская), «Кисть Маляна» (китайская), «Синдбад-мореход» (арабская), «Крашеный шакал» (индийская), «Сказка о мудром ишаке» (крымско-татарская), «Солдатская шинель»(2 сказки по выбору учителя). Противостояние добра и зла, прославление лучших человеческих качеств в сказках народов мира. Победа мудрости, трудолюбия и находчивости над жадностью и хитростью. Возвеличивание в сказках ума, мужества и отваги, жажды познания мира. Волшебные помощники (предметы и животные) и фантастические элементы в народных сказках. Общность идеалов у разных народов: утверждение в сказках доброты, справедливости, трудолюбия. Поэтика сказок: волшебное и реальное, особенности фантастики.   Теория литературы. Тема и сюжет художественного произведения. Развитие понятия о переводе. Межлитературные связи. Сравнение сказок разных народов. «Странствующие сюжеты» сказок народов мира. "Фарбований лис" И. Франко как переработка индийской сказки.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: