Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса




Учащиеся должны знать:

· авторов, названия прочитанных произведений;

· содержание, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;

· тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;

· основные признаки изученных теоретических понятий: миф, притча, басня, «эзопов язык», аллегория, повесть, юмор, роман, приключенческий роман.

Учащиеся должны уметь:

· правильно, осознанно, бегло и выразительно читать изученные художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное;

· выделять смысловые эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изученном произведении;

· определять и формулировать тему, идею, проблематику художественного произведения;

· осознанно выделять и объяснять роль изученных изобразительно-выразительных средств в произведении;

· различать лирические и эпические произведения;

· владеть различными видами пересказа;

· устно и письменно составлять простой план к тексту художественного произведения, статье учебника с детализированием одного или нескольких пунктов;

· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;

· участвовать в диалоге по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения и аргументировано отстаивать свою;

· воссоздавать в воображении художественные образы и картины, созданные писателем, словесно воспроизводить их;

· составлять план индивидуальной характеристики литературного героя;

· давать индивидуальную и сравнительную характеристику персонажам с использованием портретных, пейзажных описаний, авторского отношения к герою;

· аргументировать принадлежность произведений литературы (мифологии, фольклора) к определённому жанру;

· обосновывать смысл названия изученного произведения;

· комментировать интерпретации изученного художественного произведения в других видах искусства (живопись, музыка, театр, кино и др.) с выражением собственного отношения к произведениям искусства;

· выполнять устные и письменные творческие работы (сочинение-рассуждение о герое, основных проблемах, причинах популярности изучаемого произведения; отзыв о прочитанном художественном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актёрском чтении; сочинение по литературным произведениям на основе жизненных впечатлений и др.).

 

 

Класс

(3 часа в неделю; за год – 105 ч.)

  I четверть (9 н.) II четверть (8 н.) III четверть (10 н.) IV четверть (8(9) н.) Всего
Развитие речи 2 (у+п) 2 (у+п) 2 (у+п) 2 (у+п)  
Внеклассное чтение          
ТКР          
Сочинение          
Литература родного края          
Текстуальное изучение произведений          
Кол-во часов Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
  ВВЕДЕНИЕ Человек – главный объект изображения художественной литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его миропонимание и отношение к изображаемым героям. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу. Теория литературы. Развитие понятий о художественной литературе. ü Учащийся/учащаяся: ü обосновывает тезис «человек – главный объект изображения художественной литературы»; ü раскрывает значение личности автора, его миропонимания и отношения к изображаемым героям в художественном произведении;
  УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ü
  Предания.Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки – Ведьмы», «Петр и плотник» Теория литературы. Предания (начальные представления). ü знает содержание преданий, формулирует их главную мысль, выражает собственное отношение к прочитанному; ü называет и раскрывает основные проблемы произведений; ü объясняет смысл названия произведений;
  Пословицы и поговорки.Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).   Теория литературы. Пословицы, поговорки (развитие представлений). ü раскрывает смысл пословиц и поговорок; ü объясняет, чем пословица отличается от поговорки; ü комментирует суть прочитанных пословиц и поговорок, использует их в речи; ü сравнивает пословицы и поговорки разных народов;
  Русские былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»или«Вольга и Микула Селянинович»,или«Садко» (1 былина по выбору учителя) Возникновение и бытование былин. Особенности исполнения. Воплощение в былинах народных представлений о человеке и смысле его жизни. Главные герои русских былин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). Бескорыстное служение героев родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства. «Илья Муромец и Соловей Разбойник».Героическое содержание и патриотический смысл былины.Решительность, бесстрашие, любовь к родине и народу былинного героя. Богатырская сила и моральное превосходство Ильи Муромца над Соловьём Разбойником. Гиперболизм в изображении героев и событий, роль повторов и постоянных эпитетов, особенности языка былины. «Вольга и Микула Селянинович».Прославление мирного труда в былине. Эпическое состязание богатыря-пахаря с воинами. Роль детальных описаний, постоянных эпитетов и гипербол в былине. «Садко».Своеобразие былины.Тема торговли и социальногоустройства новгородского общества в былине. Конфликт между бедным гусляром Садко и богатыми новгородскими купцами. Историческое прошлое и вымысел в былине. Поэтичность былины. Теория литературы. Понятия о былине, былинном стихе, гиперболе. Развитие понятия об эпитете (постоянный эпитет). Межлитературные связи. Русские былины и украинские думы. Взаимодействие искусств. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. В. Васнецов «Богатыри». И. Репин «Садко», К. Васильев «Вольга», «Вольга и Микула», «Садко и Владыка морской». Иллюстрации И. Билибина, гравюра Е. Кибрика, декоративные панно М. Врубеля и Н. Рериха. Музыка. А. Бородин «Богатырская симфония». Р. Глиэр. Симфония №3 «Илья Муромец», В. Серова. Опера «Илья Муромец». Н. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко». Кино, мультипликация. Х/ф «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (реж. А. Птушко, СССР, 1956), «Садко» (реж. А. Птушко, СССР, 1952), м/ф «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (реж. В. Торопчин, Россия, 2007). Скульптура. Памятник Илье Муромцу в России (Муром, скульпт. В. Клыков). Межпредметные связи. Русский язык. Архаизмы. История. Исторический прототип образа Ильи Муромца. Для внеклассного и семейного чтения. «Авдотья Рязаночка» (былины в пересказе Б. Шергина), «Богатыри и витязи русской земли» (сост. Н.И. Надеждина). ü рассказывает о возникновении и бытовании былин, об особенностях их исполнения; ü объясняет, как в былинном эпосе отразились народные представления о человеке и смысле его жизни; ü называет главных героев русских былин; ü раскрывает идейно-тематическое содержание былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» («Вольга и Микула Селянинович» или «Садко»); ü выразительно читает былину; ü характеризует главных героев былины, даёт им собственную оценку; ü пересказывает близко к тесту отрывок, повествующий о единоборстве Ильи Муромца и Соловья Разбойника; ü объясняет, в чём сущность подвига Микулы Селяниновича, определяет отношение народа-сказителя к главному герою былины; ü отмечает особенности конфликта в былине «Садко»; ü составляет цитатный план былины и пересказывает произведение близко к тексту на основе составленного плана; ü находит в тексте былины детальные описания, гиперболы, постоянные эпитеты, повторы объясняет их роль в произведении; ü определяет исторические факты и вымысел в былине, объясняет их значение; ü выявляет общее и различное в русских былинах и украинских думах; ü высказывает своё мнение о популярности образа Ильи Муромца; ü сравнивает интерпретации образов былинных богатырей (Ильи Муромца, Микулы Селяниновича, Садко) в различных видах искусства, передаёт собственное впечатление от восприятия произведений; ü раскрывает понятия былина, былинный стих, гипербола, постоянные эпитеты; приводит примеры, объясняет их значение;
  ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «Поучение» Владимира Мономаха(отрывок). «Повесть о Петре и Февронии Муромских».Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – жемчужина древнерусской повествовательной литературы. Гуманистический пафос повести, назидательный и религиозный смысл произведения. Углубление интереса к жизни отдельной человеческой личности независимо от её социального положения. Поэтизация земной любви, прославление душевной красоты и взаимопонимания, утверждение святости брачных уз и семейных ценностей. Своеобразие сюжета повести, переплетение традиций фольклора (мотивы змееборчества, «мудрой девы») и литературы о святых. Особенности языка произведения. «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений). Межлитературные связи. Мотив «мудрой девы» в украинской народной сказке «Мудра дівчина». Взаимодействие искусств. Иконопись. Иконы Петра и Февронии, А. Рублёв «Троица». Музыка. Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Феврониии». Скульптура. Скульптурные композиции, посвященные Петру и Февронии Муромских в городах России (Муром, Ярославль, Сочи, Ульяновск). Мультипликация. М/ф «Сказание о Петре и Февронии» (реж. Н. Михайлова, Россия, 2008). Для внеклассного и семейного чтения. Из «Повести временных лет» («Сказание о кожемяке», «Похвала князю Ярославу и книгам», «Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Поучение Владимира Мономаха»), «Повесть о Горе-Злочастии».Из героического эпоса народов мира: «Песнь о Роланде», «Давид Сасунский», «Калевала». ü ü знает содержание повести; ü раскрывает гуманистический пафос произведения, его назидательный и религиозный смысл; ü выразительно читает отрывки из повести; ü словесно рисует портрет главной героини; ü даёт характеристику героев повести, высказывая собственную оценку; ü отмечает занимательность и напряжённость сюжета, диалогичность и лиризм повествования; ü находит и комментирует в повести фольклорные мотивы (мотивы змееборчества, «мудрой девы»); ü отмечает общую тональность повести и иконы Андрея Рублёва «Троица» (внутренняя красота, умиротворённость, жертвенная любовь); ü высказывает своё мнение об актуальности повести в наши дни;
  БАЛЛАДА В РУССКОЙ И МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ  
  Василий Андреевич ЖУКОВСКИЙ (1783-1852) «Светлана» Краткие сведения о поэте. Фантастическое и реальное в балладе. Изображение народных традиций и обычаев. Тема любви в балладе. Отношение автора к Светлане. Роль пейзажных зарисовок в развитии сюжета произведения. Фольклорные элементы в балладе. Теория литературы. Понятие о балладе. Взаимодействие искусств. Живопись. Портреты В. А. Жуковского работы П. Соколова, К. Брюллова; А. Венецианова «Гадание на суженого». К. Маковский «Святочные гадания». К. Васильев «Гадание». А. Новоскольцев «Светлана». К. Брюллов «Гадающая Светлана». Музыка. А. Варламов. Баллада «Раз в крещенский вечерок…».   ü рассказывает о поэте, раскрывая его роль в судьбе А.С. Пушкина, Т. Г. Шевченко; ü выразительно читает балладу; ü анализирует изображение народных традиций в произведении; ü характеризует главную героиню, раскрывает отношение автора к Светлане; ü определяет и объясняет роль пейзажных описаний и фольклорных элементов в балладе; ü сравнивает интерпретации образа Светланы в живописи и музыке, передаёт собственное впечатление от восприятия произведений искусства; ü раскрывает сущность понятия баллада;
  А.К. Толстой.Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» Слово опоэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского«рыцарства», противостоящего самовластию.   ü рассказывает о поэте; ü раскрывает идейно-тематическое содержание и художественное своеобразие баллады; ü выразительно читает балладу, характеризует главные образы, выражает собственное отношение к прочитанному;
  Иоганн Кристоф Фридрих фон ШИЛЛЕР (1759-1805) «Перчатка» (в переводе В. А. Жуковского или М. Ю. Лермонтова) Краткие сведения о поэте. Противопоставление благородства и достоинства рыцаря Делоржа коварству и бездушию придворной дамы. Динамичность сюжета, простота, драматизм повествования.   Теория литературы. Развитие понятий о балладе, оригинале и переводе. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет Ф. Шиллера работы А. Графа. Скульптура. Памятник Ф. Шиллеру в Германии (Берлин, скульпт. Р. Бегас). Межпредметные связи. История. Рыцарская культура эпохи средневековья.   ü рассказывает о поэте; ü раскрывает идейно-тематическое содержание и художественное своеобразие баллады; ü выразительно читает балладу, характеризует главные образы, выражает собственное отношение к прочитанному;  
  Роберт Льюис СТИВЕНСОН (1850-1894) «Вересковый мед» Краткие сведения о писателе. Прославление в балладе мужества и свободолюбия человека, неподвластного завоевателям. Фольклорные элементы в произведении.   Теория литературы. Развитие понятий о балладе, оригинале и переводе. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет Р. Л. Стивенсона работы Д. Сарджента, иллюстрации А. Харшака к балладе. Мультипликация. М/ф «Вересковый мёд» (реж. И. Гурвич, СССР, 1974). Межпредметные связи. География. Сведения о Шотландии, острове Самоа в Тихом океане. Для внеклассного и семейного чтения. В. А. Жуковский «Людмила», Й. В. Гете «Лесной царь», А. Мицкевич «Рыбка», Р. Бернс «Джон Ячменное зерно». ü рассказывает о писателе; ü выразительно читает балладу; ü раскрывает идейно-тематическую сущность и художественное своеобразие баллады; ü характеризирует образы последних пиктов, выражая собственное отношение к прочитанному; ü объясняет понятие баллада; ü на примере одного из прочитанных произведений доказывает его принадлежность к жанру баллады;  
  ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫXVIII ВЕКА  
  Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»(отрывок).Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода (начальные представления). Гавриил Романович ДЕРЖАВИН.Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. Для внеклассного и семейного чтения. М.В. Ломоносов «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» и другие стихотворения (по выбору учителя). Г.Р. Державин. Стихи (по выбору учителя). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫXIX ВЕКА Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837) «Птичка», «Если жизнь тебя обманет…», «Цветок» Из «Повестей Белкина» («Метель»или«Станционный смотритель»). «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).«Полтава»(«Полтавский бой»),«Медный всадник»(вступление «На берегу пустынных волн...»). Годы становления А. С. Пушкина как поэта. Вольнолюбивый дух поэзии вчерашнего лицеиста. Взаимоотношения поэта и власти. Южная ссылка. «Птичка».Вольнолюбивый характер стихотворения. Изображение в нем стремления к свободе. «Если жизнь тебя обманет…», «Цветок».Размышление о человеческой жизни, счастье, любви, оптимизме. «Метель». Жизненная основа повести. Особенности композиции. Интрига в развязке любовной истории. Роль пейзажа. Отношение к браку героев повести. «Станционный смотритель».Главные персонажи и их судьбы в произведении. Изображение «маленького человека» в повести. Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении Пушкина. Гуманизм повести. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. «Полтава» («Полтавский бой»),«Медный всадник»(вступление «На берегу пустынных волн...»). Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославлениемужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Теория литературы. Понятие о композиции произведения. Развитие понятий о рифме, строфе, двухсложных размерах. Баллада (развитие представлений). Повесть (развитие представлений). Межлитературные связи. Библейская легенда о блудном сыне. История Петербурга. Полтавская битва. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет А. С. Пушкина работы В. Тропинина; иллюстрации М. Добужинского, Д. Шмаринова, В. Милашевского. Музыка. Песни на слова А. С. Пушкина: «Узник», «Если жизнь тебя обманет…» (муз. А. Алябьева, исп. А. Ведерников). Г. Свиридов. Вальс «Метель». Кино. Д/ф «Живой Пушкин. Ч.2.» (реж. В. Сторожева, ведущий Л. Парфёнов, Россия, 1999), х/ф «Метель» (реж. В. Басов, СССР, 1964), «Станционный смотритель» (реж. С. Соловьев, СССР, 1972), «Барышня-крестьянка» (реж. А. Сахаров, Россия, 1995). Скульптура. Памятники А. С. Пушкину в Украине (Киев, скульпт. А. Ковалёв; Одесса, скульпт. Ж. Полонская; Каменка, скульпт. В. Шатух), бюст в Молдавии (Кишинёв, скульпт. А. Опекушин). Для внеклассного и семейного чтения. А.С.Пушкин «Обвал», «Редеет облаков летучая гряда», «Бесы», «Песни о Стеньке Разине» и другие произведения (по выбору учителя). ü рассказывает о Ломоносове, используя ранее полученные сведения; ü выразительно читает оду; ü раскрывает идейно-тематическую сущность и художественное своеобразие оды; ü выражает собственное отношение к прочитанному; ü объясняет понятие ода; доказывает принадлежность произведения к данному жанру;   ü рассказывает о поэте; ü выразительно читает стихи; ü раскрывает их идейно-тематическую сущность и художественное своеобразие; ü называет и отмечает роль изобразительно-выразительных средств поэтического языка; ü выражает собственное отношение к прочитанному;   ü рассказывает об А. С. Пушкине, используя ранее полученные знания; ü раскрывает вольнолюбивый характер стихотворений А. С. Пушкина; ü выразительно читает стихотворения; ü называет и отмечает роль изобразительно-выразительных средств поэтического языка; ü выразительно читает наизусть одно стихотворение (по выбору);     ü знает содержание повести «Метель», раскрывает её жизненную основу; ü объясняет сущность понятия композиция художественного произведения; ü отмечает особенности композиции произведения; ü выборочно пересказывает текст, объясняя роль пейзажа; ü характеризует главных персонажей повести «Станционный смотритель»; ü анализирует драматизм судьбы героини, привлекая библейскую притчу о блудном сыне;   ü дает собственную оценку прочитанному произведению; ü называет и раскрывает особенности пушкинской прозы; ü приводит примеры интерпретаций пушкинских произведений в других видах искусства, сравнивает их и передаёт свои впечатления от восприятия;    
  Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841) «Кавказ» («Хотя я судьбой на заре моих дней…»), «Мцыри» Сведения о годах учения поэта. Взаимоотношения поэта и власти. Кавказ в жизни и творчестве поэта. «Кавказ» («Хотя я судьбой на заре моих дней…»).Кавказ – колыбель поэзии М. Лермонтова. Восхищение красотой и величием Кавказа. Автобиографизм стихотворения. Роль повторов. «Мцыри».Изображение чрезвычайных обстоятельств, раскрывающих характеры главных героев, их стремление отстоять свою честь. Воплощение в образе Мцыри мятежности, жажды жизни, свободолюбия, патриотизма и стремления к единению с близкими по духу людьми. Значение эпиграфа поэмы в раскрытии главной мысли произведения. Особенности композиции поэмы. Сцена смертельной схватки с барсом как кульминация трёх «вольных» дней Мцыри и средство раскрытия характера героя. Диалогичность исповеди-монолога Мцыри. Картины кавказской природы в произведении. Художественное богатство поэмы. Теория литературы. Понятия о поэме, лирическом монологе. Межлитературные связи. Библейский контекст эпиграфа. Вольнолюбивые мотивы в лирике украинских поэтов (Т. Шевченко, Леся Украинка, И. Франко). Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет М. Ю. Лермонтова работы П. Заболоцкого, Ф. Будкина. Рисунки М. Ю. Лермонтова на кавказскую тему («Воспоминания о Кавказе», «Крестовый перевал», «Военно-Грузинская дорога близ Мцхета» и др.), иллюстрации к поэме Л. Пастернака, Ф. Константинова, И. Тоидзе, М. Орловой-Мочаловой и др. Театр, кино, телевидение. Фильм-балет «Мцыри»(реж. З. Какабадзе, М. Лавровский, Грузия, 1977), лермонтовские моноспектакли И. Андронникова. Скульптура. Архитектурный комплекс, посвящённый М. Ю. Лермонтову в Москве: памятник и декоративная ограда (скульпт. И. Бродский). Межпредметные связи. История. Военные действия России, связанные с присоединением Северного Кавказа (ХVIII-ХІХ ст.). Для внеклассного и семейного чтения. М.Ю. Лермонтов «Демон»   ü рассказывает о М. Ю. Лермонтове, используя ранее полученные знания; ü выразительно читает стихотворение; ü приводит примеры и отмечает роль изобразительно-выразительных средств (эпитеты и метафоры), повторов; ü выражает собственное впечатление от прочитанной поэмы; ü устно словесно рисует отдельные образы и картины поэмы; ü характеризует образ Мцыри, мотивируя поступки главного героя; ü объясняет главную мысль произведения, привлекая библейский контекст эпиграфа; ü раскрывает особенности композиции поэмы, отмечая её кульминационные сцены; ü объясняет понятия поэма, лирический монолог; ü находит в тексте и выразительно читает лирические монологи, объясняет их значение; ü аргументирует диалогичность исповеди Мцыри; ü анализирует пейзаж в поэме, определяет, с помощью каких изобразительно-выразительных средств автор создаёт картины кавказской природы; ü сравнивает иллюстрации художников к поэме с собственным представлением; ü сопоставляет вольнолюбивые мотивы в лирике Лермонтова и украинских поэтов;  
  Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809-1852) «Тарас Бульба» (главы из повести). Развитие литературного таланта писателя. Н.В. Гоголь и Украина. Украинский колорит сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба». Связь повести с фольклорным эпосом. Патриотический пафос произведения. Прославление военного товарищества, романтическое воспевание подвига, осуждение предательства. Героический характер Тараса Бульбы. Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей. Целостность натуры Остапа, его верность идее защиты родной земле. Трагедия Андрея: конфликт чувства и долга. Мастерство писателя в раскрытии характеров героев. Массовые сцены и их значение. Картины украинской природы. Особенности гоголевской прозы. Теория литературы. Развитие понятий о повести (героическая повесть) и характере литературного героя. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия). Межлитературные связи. Украинские народные песни и думы. Иван Франко «Захар Беркут», И. Нечуй-Левицкий «Запорожці». Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет Н. В. Гоголя работы Ф. Моллера. И. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Запорожский полковник». А. Монастырский «Запорожец». С. Васильковский «Сторожа Запорожских вольностей». А. Лях «Полковничья думка», «Вольница» и др., иллюстрации Е. Кибрика, А. Бубнова, М. Дергуса, А. Герасимова, Д. Шмаринова, В. Ерко к повести. Музыка, балет. Н. Лысенко. Опера «Тарас Бульба». В. Соловьёв-Седой. Балет «Тарас Бульба». А. Майборода. Вокально-инстр. поэма «Запорожцы». Кино. Х/ф «Тарас Бульба» (реж. В. Бортко, Россия, 2008). Скульптура. Памятники Н. В. Гоголю в Украине (Нежин, скульпт. П. Забила; Полтава скульпт. Л. Позен); памятник Тарасу Бульбе на острове Хортица (Украина), скульпт. С. Канишев). Межпредметные связи. Украинский язык. Украинская лексика в повести. История. Запорожская Сечь (XVI в.). Для внеклассного и семейного чтения. Н.В. Гоголь «Миргород» (повести – по выбору учителя)     ü рассказывает о писателе, привлекая ранее полученные знания; освещает связь Н. В. Гоголя с Украиной; ü знает содержание прочитанных глав повести; ü раскрывает идейно-тематическую сущность и проблематику повести; ü отмечает воплощенные в образе Запорожской Сечи мечты писателя о вольной жизни, основанной на равноправии и братстве; ü комментирует тезис «Тарас Бульба – характер, рождённый временем»; ü составляет план сравнительной характеристики персонажей (Остапа и Андрия); ü объясняет роль пейзажа и значение массовых сцен в повести; ü раскрывает художественное мастерство и особенности гоголевской прозы; ü выразительно читает наизусть отрывок из повести; ü отмечает характерные особенности героической повести на примере произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»; ü называет и приводит примеры средств раскрытия образа Тараса Бульбы; ü называет произведения различных видов искусства, созданных по мотивам повести «Тарас Бульба», комментирует их и делится собственными впечатлениями от восприятия; ü размышляет о популярности повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»; ü сравнивает изображение исторического прошлого Украины и поэтизацию народного подвига в произведениях Н. Гоголя, И. Франко, отмечает общие и отличительные черты;
  Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818-1883) «Бирюк» или «Певцы» (одно произведение по выбору учителя) Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. «Певцы».Тема искусства в рассказе, образы песни и певца в нем. Воспроизведение в слове красоты пения, преображение человека в творчестве. Выражение авторского отношения к героям и событиям. Художественное своеобразие рассказа. Теория литературы. Развитие понятий о пейзаже и портрете в художественном произведении. Межлитературные связи. И. С. Тургенев и Марко Вовчок. Взаимодействие искусств. Живопись, фотоискусство. Портреты И. С. Тургенева работы И. Репина, К. Маковского, В. Перова и др. И. Дмитриев-Оренбургский «И. С. Тургенев на охоте». В. Маковский «Ночное» и др. Фотографии с изображением видов усадьбы Спасское-Лутовиново. Иллюстрации Е. Бём, Б. Дегтярёва, К. Лебедева, А. Пахомова и др. Скульптура. Памятники И. С. Тургеневу в России (Санкт-Петербург, скульпт. Я. Нейман, В. Свешников; Орёл, скульпт. Г. Бессарабский). Для внеклассного и семейного чтения. А. С. Пушкин из «Повестей Белкина» (1-2 повести); М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива», «Казачья колыбельная песня», «Беглец», «Воздушный корабль», «Русалка»; Н. В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Вий».     ü рассказывает о писателе; ü знает содержание рассказа; ü находит в тексте и выразительно читает картины природы в рассказе, определяет, с помощью каких изобразительно-выразительных средств автор их создаёт; ü знает содержание изученного рассказа; ü выразительно читает и комментирует его отрывки, содержащие описание портретов героев и их поступков; ü характеризует образы крестьян с выявлением авторского отношения к ним (на основе самостоятельного анализа эпизодов); ü отмечает художественное своеобразие изученного рассказа;    
  Н.А. НЕКРАСОВ «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). «Размышления у парадного подъезда» Краткий рассказ описателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.) Теория литературы. Поэма (развитие пон ятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Для внеклассного и семейного чтения. Н.А. Некрасов «Песня Еремушке», «Несжатая полоса», «Саша». ü раскрывает и передает в форме связных высказываний мысли и чувства поэта, запечатленные в произведениях; ü отмечает, как развивается в нем поэтическая мысль; ü определяет главный смысл и художественную значимость использованных автором поэтических средств языка;    
  М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик». Для самостоятельного чтения. Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Для внеклассного и семейного чтения. М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки» (по выбору учителя).   ü рассказывает о писателе; ü знает содержание изученных сказок, характеризует их персонажей, анализируя текст, содержащий приемы сатирического изображения; формулирует проблемы, раскрываемые в сказках (принимает участие в диалоге); отмечает характерные признаки сатирического произведения в изученных сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; ü раскрывает идейно-художественное своеобразие щедринской сказки как жанра, выросшего на основе народной сказки; ü объясняет глубину раздумий автора над историческими судьбами России, русского народа; ü определяет главный смысл и художественную значимость использования автором «эзопова языка»; ü высказывает собственное отношение к прочитанному;
  Л.Н. Толстой «Детство» (главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» и др.) Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия). Сюжет и композиция художественного произведения. Портрет в художественном произведении. Для внеклассного и семейного чтения. Л.Н. Толстой «Течение воды», «Три сына» и другие произведения (по выбору учителя).   ü рассказывает об особенностях автобиографического произведения в литературе; ü знает содержание изученных глав повести; пересказывает отрывки, связанные с описанием внутреннего мира главного герояНиколеньки Иртеньева; ü характеризует его образ и образы других героев, используя портретные описания; ü высказывает собственное отношение к прочитанному, участвует в дискуссии; ü выразительно читаетмонологи главного героя о матери; ü объясняет значениепонятий «сюжет» и «композиция художественного произведения», называет их элементы; раскрывает значение описаний портрета (на материале повести Л. Толстого «Детство»); ü пишет рассказ«Чем мне нравится Николенька Иртеньев» («Чем мне нравится Наталья Савишна») или на другую тему.
  РАССКАЗ И НОВЕЛЛА В РУССКОЙ И МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ  
  Антон Павлович ЧЕХОВ (1860-1904) «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Злоумышленник», «Размазня» (1-2 рассказа по выбору учителя) Краткие сведения об авторе. «Хамелеон», «Смерть чиновника».Высмеивание чинопочитания, беспринципности, корыстолюбия, самоуничижения, подхалимства, трусости. «Говорящие фамилии» в рассказах «Хамелеон», «Смерть чиновника». Диалоги и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. «Злоумышленник».Проблема необразованности, невежества, отсталости российского крестьянства конца ХIХ – начала ХХ века. Безответственная наивность Дениса Григорьева. Комический эффект рассказа. Смысл названия произведения. Авторская позиция в рассказе. «Размазня». Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова. Художественные особенности рассказов А.П. Чехова. Теория литературы. Понятия об антитезе и художественной детали. Развитие понятия о рассказе. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет А.П. Чехова работы И. Браза. Иллюстрации С. Герасимова, Н. Вышеславцева, С. Алимова, А. Базилевича, Б. Калаушина, Кукрыниксов и др. Телевидение, мультипликация. Чтение рассказов А.П. Чехова в исполнении И. Андронникова; м/ф «Человек в пенсне» (реж. П. Сухих, Россия, 2009), «Очумелов» (реж. А. Дёмин, Россия, 2009). Скульптура. Памятники А.П. Чехову в России (Таганрог, скульпт. И. Рукавишников; Звенигород скульпт. В. Курочкин), в Украине (Ялта, скульпт. Г. Мотовилов).   ü рассказывает о писателе; ü знает содержание прочитанных рассказов; ü выразительно читает в лицах и комментирует диалоги; ü характеризует главных героев; ü определяет роль художественной детали; ü называет и раскрывает средства создания комического в прочитанных рассказах; ü объясняет смысл названия произведений; ü определяет художественные особенности рассказов А.П. Чехова; ü аргументирует принадлежность изучаемого произведения к жанру рассказа; ü раскрывает понятия антитеза и художественная деталь; ü высказывает своё мнение об актуальности рассказов Чехова в наши дни;
  О. ГЕНРИ (Уильям Сидни Портер) (1862-1910) «Дары волхвов» или «Последний листок»(по выбору учителя) Краткие сведения о писателе. Мир большого города и судьба маленького человека в нём. Романтика и сила любви («Дары волхвов»), милосердие и самоотверженность («Последний листок»). Способность к самопожертвованию ради близкого человека как отличительная черта героев (Делла, Джим, Бергман). Смысл названия и гуманизм новелл О. Генри. Особенности художественного мастерства писателя.   Теория литературы. Понятие о новелле. Межлитературные связи. Библейская легенды о рождении Иисуса Христа, библейские образы (Далила, царица Савская, царь Соломон, волхвы, Моисей). Взаимодействие иск


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: