Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы
общеразвивающей направленности
по речевому развитию
«Живая шляпа»
(интегрированное занятие)
Подготовила и провела
воспитатель
Алиева Надежда Викторовна,
высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
Цель: знакомстводетей с рассказом Н. Н. Носова «Живая шляпа».
Задачи.
Образовательные:
1. Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.
2. Продолжать формировать умение понимать юмор.
3. Продолжать формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.
4. Продолжать знакомить детей с особенностями и композицией рассказа в сравнении с другим литературным жанром (сказки).
5. Формировать умение самостоятельно делиться на команды, работать в команде сообща, помогать товарищу для достижения более высокого общего результата в процессе проведения игры на внимательность.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, творческое воображение.
2. Развивать произвольное внимание при восприятии произведения, связную речь и фантазию детей посредством придумывания другого названия и окончания рассказа.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к книге, доброе отношение к животным, нравственные качества.
Организация детских видов деятельности:
Тип, форма и методы используемые в НОД:
Ø Тип – интегрированное занятие с элементами проблемного обучения.
Ø Методы:
· Словесные – беседа, объяснение, пояснение, уточнение, дополнение, указание.
· Игровые – игры: «Попади в шляпу», «Будь внимательным».
· Практические – работа с разрезными картинками, этюды.
|
· Наглядные – просмотр иллюстраций.
Ø Форма - групповая форма организации обучения
Ø Вид детской деятельности:
· Игровая
· Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
· Познавательная
· Двигательная
Технологии:
· Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
· Игровые технологии
· Здоровьесберегающие технологии
· Информационно-коммуникационные технологии
· Элементы проблемного обучения
· Технология обучения в сотрудничестве
Предварительная работа:
на занятиях по ознакомлению с художественной литературой:
1. Анализ с детьми особенностей рассказа как литературного жанра;
2. Знакомство с биографией и творчеством писателя Н. Н. Носова.
в совместной работе:
1. Оформление в книжном центре группы выставки книг с портретом и рассказами Н. Н. Носова;
2. Рассматривание иллюстраций в книгах.
с родителями:
1. Оформление наглядной информации на тему: «Читаем с детьми рассказы Н. Н. Носова» с рекомендуемыми по возрасту рассказами;
2. Привлечение родителей к оформлению в группе выставки детских книг «Рассказы Носова».
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
Вводная часть (организационный момент) | Дети входят в музыкальный зал, встают свободно с воспитателем. | Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. | Дети входят в зал, здороваются с гостями. |
Вводная часть (мотивационный момент) | В зал въезжает шляпа. Сделав круг, шляпа уезжает. Воспитатель догоняет шляпу, приносит ее детям. | Воспитатель: Ах, проказница, чуть не убежала. Настоящая живая шляпа. Откуда же она здесь взялась? (подводить ребят к тому, что шляпа из сказки) | Дети высказывают предположения откуда взялась шляпа в зале. |
Воспитатель: Мы с вами уже говорили о том, что рассказ и сказки – разные литературные жанры. Кто из вас помнит, чем рассказ отличается от сказки? Воспитатель:Правильно, ребята! В рассказе всегда говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и превращений, как в сказке. Значит, живая шляпа была на самом деле! Не верите? Я тоже сначала думала, что это сказка, пока не прочитала рассказ писателя Николая Николаевича Носова «Живая шляпа». А хотите узнать, как всё было на самом деле? Тогда присаживайтесь на стульчики. | Предположения детей. Дети присаживаются на стульчики | ||
Основная часть Беседа с детьми по содержанию рассказа Решение проблемной ситуации Пополнение словаря Пластический этюд Работа в командах | Дети сидят на стульях (или ковре) напротив воспитателя, который сидит на стуле. Воспитатель включает презентацию с иллюстрациями по тексту рассказа. Воспитатель продолжает показ презентации с картинками незнакомых слов. | Воспитатель: Ребята, я буду читать рассказ и по ходу чтения показывать вам иллюстрации, которые сделал к рассказу замечательный художник Иван Михайлович Семёнов. А вы внимательно слушайте рассказ. Воспитатель читает рассказ и сопровождает чтение демонстрацией слайдов с иллюстрациями художника И. М. Семёнова. | Дети слушают рассказ и просматривают презентацию с иллюстрациями. |
Воспитатель: Вот такой интересный рассказ. Ребята, скажите, а это смешная была история или грустная? -А что вам показалось самым смешным? - На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая? - Почему мальчики подумали, что шляпа живая? - Автор назвал свой рассказ «Живая шляпа». А как вы бы назвали этот рассказ? | Дети высказывают различные предположения. Ответы детей. Дети высказывают различные предположения. | ||
Воспитатель:Скажите, а если бы я назвала рассказ «Шляпа-волшебница», это название подошло бы рассказу? Воспитатель:Почему вы так думаете? Кто думает иначе? Почему? Кто ещё как думает? Воспитатель: Конечно, ребята, волшебные шляпы бывают только в сказке, а в рассказе чудес и превращений нет, только описываются реальные события. Поэтому название «Шляпа-волшебница» не подходит для рассказа. | Дети высказывают различные предположения. Вместе с воспитателем дети приходят к выводу, что название «Шляпа-волшебница» не подходит, доказывая свои предположения. | ||
Воспитатель: Ребята, автор в рассказе использует слова, которые могут быть не всем вам знакомы. Давайте уточним их смысл. Первое слово – комод. Кто из вас знает, что такое комод? Правильно, комод – это низкий шкаф с выдвижными ящиками. Посмотрите, вот он на картинке. Воспитатель:Второе слово – кочерга. Кто из вас знает, что такое кочерга? Правильно, кочерга – это удлинённая палка с загнутым концом, которую используют для выгребания углей из печки. Посмотрите, вот она на картинке. | Ответы детей. Дети просматривают слайды с картинками. | ||
Дети стоят полукругом и по кругу рядом с воспитателем. | Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мальчики сильно испугались, когда впервые увидели живую шляпу? А сможете показать друг другу, как они испугались! Вот как они испугались! А теперь покажите: -Как они тряслись от страха, сидя на диване? - Как они побежали бегом из комнаты? - Как они заглядывали в комнату через приоткрытую дверь? | Дети выполняют пластический этюд. | |
-А как вы думаете, что чувствовал маленький котенок, когда на него вдруг упала шляпа? | |||
Дети стоят свободно с воспитателем. Приготовлена шляпа с фишками и разрезные картинки. Дети работают за столами в трёх командах. | Воспитатель: Для того, чтобы проверить насколько вы были внимательны и хорошо вы запомнили рассказ, я предлагаю выполнить задание. Как мы с вами уже знаем в рассказе, как и в сказке, есть три части – начало, середина и конец. Каждая часть идёт друг за другом, иначе ничего не было бы понятно. Нам помогут вспомнить рассказ разрезные картинки. Я предлагаю вам разделиться на три команды. Для этого вы из нашей шляпы будете доставать фишки. Все фишки разного цвета. Вам надо подойти к столу с таким же цветом шляпы, что и ваша фишка. Перед вами на столах лежат разрезные картинки. Собрав их, мы сможем вспомнить основные моменты рассказа. - Итак, с чего начинается рассказ? - Какое название можно придумать для этой части? - Какая часть рассказа следует за первой? - О чём в ней говорится? - Какое название можно придумать для этой части? - Чем закончилась история про мальчиков и котёнка? - Какое название можно дать третьей части? | Дети вытягивают из шляпы фишки, с их помощью делятся на три команды Дети собирают иллюстрации и рассказывают эпизод, изображенный на картинке. | |
Динамическая пауза: игра«Попади в шляпу» | Дети делятся на две команды. Приготовлена шляпа, мешочки для метания. | Воспитатель:Ребята! А как вы думаете, сложно попасть в шляпу картошкой? Вот сейчас и проверим. Для этого необходимо разделиться на две команды. Перед вами корзины с «картошкой» и одна шляпа, которую мы положим посередине комнаты. Вам необходимо попасть в неё «картофелем». Команды бросают картофель поочередно. Побеждает та команда, которая совершила больше точных попаданий (игра проводится с детьми под руководством педагога). - Молодцы, ребята! Победила у вас дружба! Видите, как сложно попасть картофелем в цель. Вот поэтому и Вовка с Вадиком долго не могли попасть в шляпу. | Дети, разделившись на команды, играют в игру «Попади в шляпу» (метание мешочка в цель). |
Игра на внимательность | Дети в командах сидят на ковриках напротив экрана. Приготовлена презентация, шляпа с шишками. Воспитатель стоит напротив детей. | Воспитатель:Предлагаю сыграть в следующую игру и проверить, какая из команд была более внимательная, когда я читала вам рассказ. Я буду поочерёдно задавать каждой команде вопросы по содержанию рассказа, и вы должны будет на них ответить. Если команда затрудняется, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 фишку. Я, как фокусник, буду доставать вам из шляпы фишку только за правильный ответ (воспитатель достаёт из шляпы фишку и показывает её детям). В конце игры мы подсчитаем фишки у каждой команды и та команда, у которой будет больше всего фишек, станет победителем. Условия игры понятны? Итак, начнём! 1. Какой предмет ожил в рассказе? (шкаф, комод, шляпа) 2. Где лежала шляпа? ( на комоде -на диване-на шкафу) 3. Где сидел котёнок? ( на полу возле комода, на окне, на люстре)) 4. Каким цветом был котёнок? ( серый, белый рыжий) 5. Что делали мальчики? ( сидели за столом и раскрашивали картинки, ловили рыбок в аквариуме,гуляли) 6. Куда запрыгнул Вадик, спасаясь от шляпы? ( на диван, на комод, на стул)) 7. Куда побежали мальчики, когда шляпа поползла к дивану? (на кухню, на улицу,в ванную) 8. Чем решил Вадик ударить шляпу, если она вдруг к ним поползёт? (кочергой, веником, палкой) 9. Что пришлось взять Вовке? (лыжную палку, ракетку, щетку) 10. Чем кидали в шляпу мальчики? (бананами, картошкой, яблоками) Воспитатель:Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными, когда я вам читала рассказ, и всё запомнили. Поэтому у нас сегодня проигравших нет. Вы все победили, потому что были внимательными и дружными, помогали своим товарищам в команде дать правильный ответ. | Дети работают сообща, отвечают на вопросы. |
Рефлексия: итог НОД. Оценка деятельности детей. | Дети стоят свободно перед воспитателем. | Воспитатель: Ребята! Подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, с каким рассказом мы сегодня познакомились? - С чем новым для себя и интересным вы сегодня познакомились? - Что вам больше всего запомнилось? - Что было для вас самым сложным? - А что больше всего понравилось? Воспитатель: Я очень довольна, как вы сегодня работали. Шляпу мы повесим на вешалку, попрощаемся с гостями и вернемся в группу. | Ответы детей: с новым рассказом Николая Носова «Живая шляпа», с новыми словами, с новой игрой, с новым занятием – придумывание названий и окончаний рассказов и пр. Дети прощаются с гостями и возвращаются в группу. |
Список используемой литературы:
|
|
1. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие. Для работы с детьми 5-6 лет / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 20 c.
2. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66.
3. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.