Причем такие случаи не могут определяться руководством организации работодателя, они должны быть прямо предусмотрены федеральным трудовым законодательством.




Позиция Российского профсоюза работников культуры

По проекту федерального закона

«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации

В связи с совершенствованием регулирования труда

Творческих работников»

(внесен Министерством культуры РФ)

 

Российский профсоюз работников культуры рассмотрел проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников» и сообщает следующее.

На протяжении последних лет особо остро в выступлениях театральных деятелей на различных театральных форумах, встречах с руководством страны, в прессе отмечается необходимость введения большей свободы и маневренности в трудовых отношениях в театре: как приглашать и увольнять творческих работников?

Сегодня можно утверждать, не сгущая красок, что стабильная занятость в этой сфере исчезает (Об этом шла речь на XXI Конгрессе Международной федерации актеров – ФИА 22-25 сентября 2016г в Сан-Паулу, членской организацией которой является РПРК).

Как следует из пояснительной записки Минкультуры России, принятие законопроекта должно способствовать совершенствованию правоприменительной практики норм труда творческих работников, их систематизацию.

С этой целью законопроектом предлагается дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) отдельной главой 522 «Особенности регулирования труда творческих работников» Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), устанавливающей особенности регулирования трудовых отношений с творческими работниками.

В пояснительной записке отмечено, что новеллой в главе 522 , Кодекса является введение обязательной процедуры оценки востребованности творческих работников в репертуаре (программе) театра, музыкального и танцевального коллективов, концертной организации и цирка в сроки, определяемые локальным нормативным актом и механизма проведения оценки востребованности.

Российский профсоюз работников культуры выражает готовность поддержать положения законопроекта, но только при условии исключения из текста законопроекта статьи 33611 «Особенности замещения должностей отдельных категорий творческих работников» и частей второй и третьей статьи 33614 «Особенности прекращения трудового договора с отдельными категориями творческих работников».

Категорическое несогласие с введением института оценки востребованности в отношении отдельных категорий творческих работников

театров, музыкальных и танцевальных коллективов, концертных организаций и цирков, работающих на условиях трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок, и расторжением с творческими

 

работниками трудовых договоров в случае их не востребованности обусловлено следующими основаниями:

1. Трудовое законодательство России, опираясь на рекомендации Международной Организации Труда, предписывает заключать трудовые договоры на неопределенный срок, кроме тех случаев, когда в силу тех или иных обстоятельств трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения.

Причем такие случаи не могут определяться руководством организации работодателя, они должны быть прямо предусмотрены федеральным трудовым законодательством.

Оценка востребованности в репертуаре (программе) театра, музыкального и танцевального коллектива, концертной организации и цирка носит исключительно субъективный характер. Поскольку зависит от непосредственного участия работника в репертуаре, что в свою очередь, зависит от межличностных отношений в коллективе и в учреждении в целом. На практике часто складывается ситуация, когда от мнения руководителя, художественного руководителя, дирижера, а не от квалификации работника зависит его участие в постановках, концертных программах.

2. Предлагаемый законопроект не содержит критериев оценки востребованности. В отсутствие Положения об оценке востребованности невозможно оценить на основании каких критериев будет проходить оценка. Считаем, что данный законопроект должен рассматриваться в совокупности с Положением об оценке востребованности творческих работников в репертуаре (программе) театра, музыкального и танцевального коллективов, концертной организации и цирка и перечня должностей творческих работников, в отношении которых проводится такая оценка.

3. Введение оценки востребованности творческих работников серьезно ущемляет трудовые права и положение творческих работников, с которыми заключен трудовой договор на неопределенный срок по сравнению с творческими работниками, которые работают на условиях срочных трудовых договоров.

Формирование в творческих коллективах двух категорий: работающих на условиях трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок, и работающих на условиях срочных трудовых договоров, в отношении которых не будет проводиться оценка востребованности, повлечет негативные последствия: противостояние работников в творческих коллективах, создание нетворческой атмосферы, социальную напряженность, не способствующую достижению высоких творческих задач. Фактическая направленность законопроекта на упразднение института трудовых договоров, заключаемых на неопределенный срок, с творческими работниками повлечет перевод творческих работников в сектор неустойчивой занятости.

Следует учесть, что в дотационных регионах Российской Федерации полное вытеснение постоянных трудовых отношений и введение только

 

срочных трудовых договоров с творческими работниками приведет к еще большей неустойчивой занятости в среде творческих работников, ухудшению материального положения работников сферы культуры.

4. Институт оценки востребованности творческого работника в репертуаре театра, цирка, концертной организации – крайне субъективный инструмент в руках работодателя, с помощью которого можно будет легко уволить по инициативе работодателя любого неугодного творческого работника при отсутствии виновных действий со стороны работника.

В проектируемой норме оценочная комиссия самостоятельно формируется работодателем в количественном составе не менее трех человек: их которых один – работодатель, один представитель профсоюза или представитель работников, третий – на усмотрение работодателя.

Представляется, что при таких условиях решение оценочной комиссии будет заранее определяться самим работодателем, мнение представителя профсоюза или представителя работников всегда будет в меньшинстве. Как правило, подобного рода комиссии формируются на паритетных началах.

Критерии оценки востребованности творческих работников в репертуаре (программе) театра, музыкального и танцевального коллективов, которые будут утверждены, априори будут носить зависимый от работодателя и субъективный характер.

Например, такой критерий, как количество выступлений творческого работника в течение какого-либо периода, напрямую будет зависеть только от воли, желания работодателя, режиссера об участии артиста в данном спектакле, номере, танце (кроме случаев болезни артиста).

Исключить субъективизм в оценке востребованности творческого работника просто невозможно.

5. Считаем, что законопроект предусматривает только интересы работодателя – без проблем и рисков уволить неугодного творческого работника.

Для целей определения квалификации работника Трудовой кодекс РФ предусматривает процедуру аттестации работника на соответствие занимаемой должности. Кроме того, действующим законодательством предусмотрен институт независимой оценки квалификации работника. Необходимость направления работника на прохождение независимой оценки квалификации определяет работодатель.

6. Перечень решений оценочной комиссии по результатам проведения оценки востребованности содержит только основания для расторжения трудового договора с творческим работником в связи с не востребованностью или неявкой его на оценочную комиссию.

Таким образом, законопроект не ставит задачи перед работодателями о повышении квалификации, дополнительном обучении, переобучении творческого работника в целях реализации его творческого потенциала.

Представляется, что работодатель обязан принять все меры по обеспечению занятости в репертуаре творческих работников, его переобучению, трудоустройству. У театра есть директор и художественный руководитель. Они отвечают за художественную часть и финансово –

 

 

хозяйственную деятельность. Последняя должна вестись эффективно, в соответствии с законом, а художественная – чтобы театр и актер был востребован.

Избранный в законопроекте способ решения проблемы в виде гильотины – увольнения не устраивающего работодателя творческого работника представляется недопустимым, поскольку именно работодателю

принадлежат исключительные полномочия по загрузке артиста в репертуаре (программе) учреждения культуры.

Такой подход к решению проблемы не может быть поддержан.

7. По мнению РПРК, востребованность творческого работника в основном зависит от грамотно подобранного репертуара и комплектования творческих трупп, организации поддержки профессионального мастерства творческих работников, что является исключительно прерогативой работодателя.

Представляется, что законопроектом просчеты работодателя, менеджмента учреждений культуры в репертуарной, кадровой политике театров, цирков, музыкальных, танцевальных коллективов и возникающие проблемы фактически предлагается решить за счет творческого работника при отсутствии его вины, что недопустимо.

8. Императивность проведения работодателем оценки востребованности творческого работника – не чаще чем один раз в три года также вызывает непонимание.

Законопроект обязывает всех работодателей учреждений культуры в отношении творческих работников не чаще чем один раз в три года проводить оценку их востребованности и расторгать с ними трудовой договор, даже если у работодателя в этом нет никакой необходимости и состояние кадрового состава труппы, коллектива творческих работников работодателя полностью удовлетворяет.

9. Негативные последствия введения оценки востребованности творческих работников еще более усугубляются возможной не выработкой творческими работниками специального стажа для назначения им досрочных страховых пенсий.

В результате введения оценки востребованности творческие работники, (а это около 10 тысяч работников согласно данным, содержащимся в Пояснительной записке), уволенные в связи с не востребованностью, вряд ли смогут трудоустроиться и выработать необходимый специальный стаж для

назначения досрочной страховой пенсии. Уверения в Пояснительной записке, что уволенные с «клеймом не востребованности» найдут себе работу в другой труппе или коллективе, представляются сомнительными. Для того, чтобы театр мог приглашать актеров (в том числе молодых выпускников) и у них был интерес поехать в провинциальный театр, надо иметь запас жилья – это театральные общежития, служебные комнаты, служебные квартиры.

Массовый «выброс» на рынок труда творческих работников, особенно в дотационных регионах, чреват безработицей, такое количество творческих работников вряд ли сможет быть трудоустроено в связи с недостаточным количеством учреждений культуры и отсутствием спроса работодателей на кадры, тем более, с «клеймом не востребованности».

 

Ещё один болезненный вопрос. К сожалению, любой артист может стать заложником сложных отношений внутри коллектива, может быть поставлен в неравные условия, может быть оценен необъективно. И работодатели, по сути, получают возможность расторгать трудовые договора, заключённые на неопределённый срок, независимо от воли работника, лишь подыскав более подходящую кандидатуру.

А более подходящими могут стать работники более лояльные по сравнению с теми, кто защищает свои права, например, не входящие в профсоюз по сравнению с профсоюзными активистами, или менее требовательные по сравнению с амбициозными.

Когда мы прописываем нормы закона, мы должны понимать, что где-то в провинции будет банальное сведение счётов. И нам не хочется, чтобы были приняты нормы, которые в дальнейшем позволят увеличить эпидемию инфарктов и инсультов среди творческих работников. Особенно в Год театра и реализации Нацпроекта «Культура».

На рассматриваемый законопроект получены негативные отзывы коллегиальных органов региональных организаций РПРК и творческих работников. Общественная палата в своем заключении также не сочла возможным поддержать концепцию законопроекта (25.02.2019г.).

Принимая во внимание Рекомендацию ЮНЕСКО «О положении творческих работников», принятую в 1980 году (действующая): творческие работники должны иметь право на признание в качестве профессиональной категории, и, что творческий работник в качестве лица, активно занятого культурной деятельностью, имеет право пользоваться экономическими гарантиями и защитой в виде гарантии доходов и социального обеспечения.

Задача Профсоюза - содействовать созданию равных возможностей на рабочем месте для всех категорий артистов – исполнителей без исключения и противостоять любым видам дискриминации, способной негативно сказаться на их занятости и условиях найма.

С учетом изложенного Российский профсоюз работников культуры считает, что внедрению в России новых моделей формирования творческих коллективов, связанных с высвобождением работников, должна сопутствовать разработка адекватных мер их социальной поддержки (защиты). Одна из причин этого в том, что в наших условиях увольнение артиста из творческого коллектива в связи с не востребованностью чревато для него не только потерей социального статуса, но и серьезным снижением материального достатка, невозможностью обеспечить себе достойное существование.

Если на модернизацию материально-технической базы учреждений культуры и искусства возможно будет получить гранты в рамках нацпроекта "Культура", то вопросы занятости артиста – исполнителя, обеспечения социальных гарантий требуют особого внимания со стороны государства.

Об этом шел разговор еще в 2012г на Парламентских слушаниях в Комитете по культуре ГД РФ при обсуждении очередного нововведения в ТК РФ по высвобождению творческих работников через процедуру избрания по конкурсу. Предложенный проект не был поддержан профессиональным

 

 

сообществом и Профсоюзом. Прошло более 7 лет, работодатели возвращаются к этому вопросу, только сейчас вводится институт оценки востребованности творческих работников.

Необходимость гармонизации трудовых отношений в сфере культуры и искусства, конечно, давно назрела. И этот клубок противоречий, который существует в связи с тем, что работают бок о бок люди, которые должны перезаключать свои договоры, и те, которые не должны, конечно, создает ряд каких-то неудобств моральных для руководства театра. Однако, я думаю, что существующая процедура аттестации, в том числе, их прожитые годы, их регалии, их достоинство и то, что театр прекрасно знает, чего каждый артист стоит, – всё это даёт достаточно оснований в действующем законодательстве.

По существу, собственно, надо быть справедливыми со всеми артистами, найти им достойное место. Потому что и без того творческие работники в бесправном положении, в удручающе бесправном.

В целях совершенствования регулирования труда творческих работников и установления гарантий их социальной защиты предложить Минкультуры России подготовить и представить информацию о количестве творческих работников, реально которых затронет изменение законодательства, количестве творческих специалистов, работающих по трудовому договору, заключенному на неопределенный период, лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию.

Определить критерии оценки творческих работников в учреждении культуры с учетом их занятости в создании результатов творческой деятельности в данном коллективе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: