Каждый человек нуждается в тех или иных благах, и если он не может произвести эти блага сам или ему выгоднее купить их, он становится участником рыночных отношений.
Рынок – это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена, а также условий, благодаря которым продавцы и покупатели находят друг друга и могут совершать сделки.
В структуре рынка выделяют субъекты – тех, кто вступает в отношения купли-продажи (например, государство, фирмы, домохозяйства и др.) и объекты – то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи (сюда относятся блага и услуги, факторы производства, технологии, идеи и др.).
Рынок – сложный экономический механизм, который формировался на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного преобразования натурального хозяйства. Сейчас он выполняет ряд важнейших функций:
Какие бывают рынки?
Чтобы понять, как рождается рыночная цена и каким образом она помогает согласовать поведение участников рынка, рассмотрим основные регуляторы рынка: спрос и предложение.
Что такое спрос?
Спрос – сложившаяся на рынке в определенный период времени зависимость количества товара определённого вида, который потребители готовы приобрести, от цен, по которым эти товары могут быть предложены производителями/продавцами.
Спрос обычно представляют в форме кривой спроса, которая обозначается буквой D (от англ. Demand – спрос) (P – цена товара, Q – количество товара).
На спрос воздействует ряд неценовых факторов:
· Вкусы и предпочтения потребителей
· Мода
· Доходы потребителей
· Число потребителей на рынке
· Цены на сопряжённые товары
· Реклама
· Изменение полезности
· Гарантийный сервис
· Ожидание изменения цен и др.
Закон спроса выражает зависимость спроса от цены: при прочих равных условиях с ростом цены величина спроса падает.
А что такое предложение?
Предложение формируется на стороне продавца: продавец предлагает к продаже свой товар.
Предложение – сложившаяся на рынке в определенный период времени зависимость количества товара определённого вида, который производители/продавцы готовы предложить, от цен, по которым этот товар может быть продан.
Предложение обычно представляют в форме кривой предложения, которую обозначают буквой S (от англ. supply – предложение).
На предложение, как и на спрос, влияют различные неценовые факторы:
· Уровень технологии
· Цены на ресурсы
· Величина налогов и дотаций
· Количество производителей
· Ожидания изменения цены
· Цены на другие товары и др.
· Ожидание изменения потребления
Экономисты сформулировали и закон предложения: при прочих равных условиях с ростом цены величина предложения возрастает.
Что такое равновесная цена?
Одним из важнейших условий функционирования рынка является свободное ценообразование. Продавцы могут свободно устанавливать цены, а покупатели – делать выбор: покупать товар по предложенной цене или нет. Именно цены связывают продавца и покупателя и определяют отношения между ними.
Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием. Цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, называется равновесной ценой. Равновесная (рыночная) цена позволяет уравновесить спрос и предложение на выгодном для участников рынка уровне: производители продают товар с прибылью, потребители приобретают его по требуемому качеству и цене. Так достигается состояние равновесия на рынке.
Как решать задания с графиками без ошибок?
Нужно всего лишь следовать алгоритму:
Увидеть, какой рынок
· Рынок обуви, стройматериалов, недвижимости и тд.
· Понять специфику.