Разработка эргономических требований и требований по безопасному обслуживанию РЭА




Принцип эргономических требований - максимум внимания к человеку через конструкцию технического средства и формирование окружающей среды на производство.

Учет эргономических требований при создании техники позволяет наиболее эффективно функционировать системе человек – РЭА, т. е. при минимальном расходе ресурсов человека (время, уровень физиологического и психологического напряжения, здоровье) получать максимум удовлетворенности содержанием труда.

Эргономические требования к системе «человек-РЭА»

Эргономические требования (ЭТ) определяются свойствами человека-оператора и устанавливаются с целью оптимизации его деятельности. Они являются базовыми при проектировании системы «человек-РЭА» на основе антропоцентрического подхода.

 

 

При формулировании эргономических требований имеет место следующая логическая последовательность (рисунок 2.1).

 

 

Свойства   Свойства Эргономичность  
ЭТ и качества  
человека системы  
   
  системы  
       

 

 

Рисунок 2.1 – Последовательность формулирования эргономических требований к системе «человек-РЭА»

Проведем анализ органов управления, индикации и коммутации охранного сигнализатора.

· В схеме охранного сигнализатора существует лишь один орган управления – кнопочный выключатель SB1.

· Органом индикации является светодиод HL1.

· К органам коммутации относятся пара контактов SF1 и SF2, которые будут смонтированы на крышке багажника и и капота, а также контакты SF3 – дверные выключатели салона.

Проведем также анализ эргономических требований, которые классифицируются по различным уровням свойств человека. В зависимости от вида учитываемых свойств и характеристик человека-оператора различают следующие требования:

 

– гигиенические;

– антропометрические;

 

– психофизиологические;

– психологические.

 

Гигиенические требования определяют безвредные и безопасные условия жизнедеятельности человека, обусловливают роль среды в системе «человек-РЭА». То есть среда эксплуатации сигнализатора должна быть безопасной для человека-оператора.

 

 

Антропометрические требования обусловлены анатомическими,морфологическими и биомеханическими характеристиками и свойствами человека:

 

– размером, формой и весом человеческого тела и его частей (рук, ног, головы, туловища) в статике и динамике;

 

– углами поворота рук, ног и туловища;

– амплитудами различных движений;

– траекториями движений и т.п.

 

 

Психофизиологические требования обусловлены возможностями и особенностями органов чувств (сенсорных систем) человека. Они представляют собой значения порогов чувствительности различных анализаторов человека: зрения, слуха, осязания, кожной чувствительности и др., а также учет особенностей различных явлений и эффектов, связанных с функционированием анализаторов человека: синестезии, адаптации, взаимодействия ощущений и др.

 

Психологические требования определяют соответствие системы «человек-РЭА» и ее элементов психологическим особенностям человека. К ним относятся особенности восприятия, памяти, мышления, психомоторики человека.

Таким образом при анализе органов управления, индикации и коммутации, размещенные на передней панели и их взаимодействия с оператором, становится понятным, что учет эргономических требований не носит существенного характера при проектировании охранного сигнализатора, так как устройство, с эргономической точки зрения, состоит лишь из одной кнопки. Достаточным является включить всего один раз, и он будет работать в дежурном режиме и в режиме охраны до тех пор, пока сам оператор его не выключит. Устройство необходимо расположить так, чтобы человек-оператор при минимальной затрате движений и времени мог включить сигнализатор и при необходимости его выключить.

Алгоритм работы оператора, вне зависимости с конкретным изделием, должен включать следующие этапы:

1. восприятие показаний индикаторов;

2. анализ информации, сравнение ее с программой работы изделия;

3. принятие работы об изменении работы изделия;

4. воздействие на органы управления;

5. реакция изделия на сигналы управления;

6. работа изделия по новой программе;

7. отражение нового режима работы на индикаторах.

Исходя из вышеприведенного обобщенного алгоритма, определим задачи, выполняемые системой «человек-РЭА» и последовательность их выполнения. Задачей человека-оператора является всего лишь включение устройства охранной сигнализации. Далее устанавливается взаимосвязь между конкретными элементами на передней панели и оператором и разрабатывается конкретный алгоритм работы оператора с изделием РЭА. Этот алгоритм приведен в таблице 2.2

 

Таблица 2.2 – Алгоритм работы человека с системой «человек-РЭА»

 

  Содержание операции Обращение к СИ Обращение к НК
  Включение сигнализатор Индикатор на системном Кнопка включения
    блоке на системном блоке

 

На этом выполнение операций человеком-оператором заканчивается.

Скорость обращения сигналов цикле алгоритма и их надежность зависит не только от субъективных возможностей оператора, но и во многом определяется проектными факторами:

Ø Обеспечение наиболее благоприятных условий для работающего оператора. При этом должны обеспечиваться предельно допустимые нормы деятельности человека оператора.

Ø Органы управления должны быть приспособлены для реализации управляющего воздействия с необходимой скоростью и точностью, в необходимом диапазоне изменения управляющих величин.

Ø Размещение органов управления должно осуществляться с учетом принципа экономии движений.

Ø Нагрузка на оператора должна быть равномерно распределена между руками.

Ø Необходимо создать для оператора стереотип, единообразие в расположении информационных средств и управляющих органов.

Ø Особое внимание необходимо обращать на компоновку особо важных индикаторов и органов управления.

Ø На передней панели не должны размещаться органы управления и индикации, применяемые только для технического обслуживания.

Ø Органы управления и функционально связанные с ними индикаторы необходимо группировать и располагать вблизи друг друга так, чтобы орган управления или рука оператора при манипулировании с ним не закрывали индикатор

Ø Для облегчения управления необходимо использовать методы кодирования органов управления.

Ø Передняя панель должна быть сконструирована и скомпонована так, чтобы условия эксплуатации не искажали информацию и не препятствовали процессу управления.

Ø Выявление и обнаружение информации во многом определяется типом индикации, количеством индикаторов и способом их размещения.

В процессе взаимодействия человека и радиоустройства происходит не только процесс управления, но и обслуживания: контроль технического состояния, профилактическое обслуживание и ремонт.

Технические требования к обслуживанию:

1. Обеспечение минимального времени обнаружения отказа, ремонта и контроля.

2. Взаимозаменяемость составных частей изделия.

3. Доступность

4. Выбор масштаба замены при ремонте изделия

5. Сокращение количества контролируемых параметров

6. Безопасность обслуживания.

Таким образом для облегчения сборки, эксплуатации и ремонта выполняется маркировка, указывающая вход и выход, номера выводов. Маркировка изделия выполняется черной краской МКЭ4 по ОСТ 4.ГО.054.205

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: