Методические рекомендации
По выполнению практических работ
Часть 1
МДК.01.01 Электрические машины и аппараты
Для специальности 140448
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Электрические машины постоянного тока.
После изучения данного раздела студент должен:
- знать основные конструктивные элементы машин постоянного тока: статор, обмотка статора, якорь, обмотка якоря; термины: щеточно-коллекторный узел, геометрическая и физическая нейтрали, реакция якоря, коммутация. Классификацию машин постоянного тока по способу возбуждения, внешние характеристики генераторов постоянного тока; механические характеристики двигателей постоянного тока; способы куска двигателей постоянного тока; способы регулирования системы вращения двигателей постоянного тока;
- понимать назначения основных конструктивных элементов машин постоянного тока; принцип действия генератора и двигателя постоянного тока; уравнения электрического состояния генератора и двигателя постоянного тока; назначение кусковых и регулировочных сопротивлений; электрические диаграммы генератора и двигателя постоянного тока;
- уметь включать в сеть, регулировать скорость и реверсировать двигатель постоянного тока, отличать по внешнему виду машину постоянного тока от других видов электрических машин, ориентироваться в паспортных данных машины и определять номинальный момент, выбирать двигатель применительно к заданным техническим условиям.
Изучение электрических машин постоянного тока нужно начинать с их принципа работы и устройства. Учитывая, что машина постоянного тока обратима, т.е. может работать как в режиме генератора, так и в режиме двигателя. Изучение таких вопросов, как коллектор, реакция якоря, электромагнитный момент, возбуждение и ряд других, необходимо рассматривать в сопоставлении для обоих режимов. Очень важно правильно понимать связь между напряжением на зажимах машины, ее э.д.с. и падением напряжения в обмотке якоря для генераторного и двигательного режимов.
|
Изучая работу машин постоянного тока в режиме двигателя надо обратить особое внимание на пуск, регулирования частоты вращения и вращающий момент двигателя, а в режиме генератора – на самовозбуждение.
Характеристики генераторов и двигателей дают наглядное представление об эксплуатационных свойствах электрических машин.
Основные формулы по разделу «Машины постоянного тока» (МПТ).
1. Уравнения напряжения
для генератора:
для двигателя:
где Е – электродвижущая сила обмотки якоря, В;
IЯ – ток якоря, А;
∑ RЯ – сумма сопротивлений всех участков якоря, Ом;
2. Электродвижущая сила обмотки якоря:
где Р – число пар полюсов,
N – число пазовых проводников,
а – число пар параллельных ветвей обмотки якоря,
ф – магнитный поток, Вб,
n – частота вращения якоря, об/мин,
Се – постоянная величина эдс:
3. Электромагнитный момент
где СМ - постоянная величина момента:
ф – магнитный поток, Вб,
IЯ – ток якоря, А,
4. Электромагнитная мощность:
5. Электромагнитный момент через электромагнитную мощность:
где ω – угловая частота вращения, рад/с,
|
РЭМ – электромагнитная мощность, Вт,
n – частота вращения якоря, об/мин.
Пример 1: Генератор постоянного тока с параллельным возбуждением развивает на выводах номинальное напряжение UНОМ = 220 В и нагружен на сопротивление RH – 2,2 Ом. Сопротивления обмотки якоря RЯ = 0,1 Ом, обмотки возбуждения RВ = 110 Ом. КПД генератора ηг = 0,88.
Определить: 1) токи в нагрузке IH, обмотках якоря IЯ возбуждения IВ; 2) ЭДС генератора Е; 3) полезную мощность Р2 и потребляемую Р1: суммарные потери в генераторе ∑Р, 5) электромагнитную мощность РЭМ, 6) электрические потери в обмотках якоря РЯ и возбуждения Рв.
Решение: 1) токи в нагрузке, обмотках возбуждения и якоря:
; ;
2) ЭДС генератора:
3) Полезная и потребляемая мощности:
;
4) Суммарные потери в генераторе:
5) Электромагнитная мощность:
6) Электрические потери в обмотках якоря и возбуждения:
;
Пример 2: электродвигатель постоянного тока с последовательным возбуждением работает от сети с Uном = 440 В. Частота вращения n = 1000 об/мин. Полезный момент М = 200 Н∙м. Сопротивления обмотки якоря RЯ = 0,5 Ом, обмотки возбуждения RВ = 0,4 Ом. КПД двигателя ηдв = 0,86.
Определить: 1) полезную мощность двигателя, 2) мощность потребляемую из сети, 3) ток двигателя, 4) сопротивление пускового реостата, при котором пусковой ток превышает номинальный в 2 раза.
Решение: 1. Полезная мощность двигателя:
2. Потребляемая мощность:
3. Потребляемый ток (он же ток возбуждения):
4. Сопротивления пускового реостата:
.
Трансформаторы
Рассматривая физические процессы, возникающие в трансформаторе, необходимо обратить особое внимание на то положение, что при изменении нагрузки трансформатора в широком диапазоне (от холостого хода до номинального режима) магнитный поток считается практически постоянным и равным магнитному потоку в режиме холостого хода. Это в свою очередь определяет постоянство потерь и стали, которые легко определяются из режима холостого хода. При рассмотрении режима "нормального" короткого замыкания получается, что магнитный поток в сердечнике трансформатора настолько мал, что можно им пренебречь, а следовательно при этом режиме потери в стали трансформатора практически равны нулю, а потери в меди (в обмотках) равны потерям при номинальной нагрузке трансформатора. Величины токов, напряжений и мощностей, полученные из опытов холостого хода и короткого замыкания, позволяют определить основные параметры трансформатора.
|
После изучения данного раздела студенты должны:
1. Знать основные элементы конструкции трансформатора, выражения для коэффициента трансформации, уравнения электрического и магнитного состояния трансформатора.
2. Понимать назначения опытов холостого хода и короткого замыкания, сущность "приведения" параметров вторичной обмотки трансформатора к первичной, различие опыта короткого замыкания и режима короткого замыкания трансформатора, причины изменения напряжения на вторичной обмотке трансформатора, принципы построения векторных диаграмм для различных нагрузок.
3. Уметь анализировать различные режимы работы трансформатора, читать паспорт трансформатора, включать приемники и электроизмерительные приборы для определения напряжений, токов и мощностей, предвидеть последствия коммутационных изменений в цепи нагрузки на электрическое состояние трансформатора.
Теория трансформатора полностью распространяется на автотрансформаторы и измерительные трансформаторы. Поэтому при их изучении следует обратить внимание на область их применения и особенности работы.
Основные формулы по разделу "Трансформаторы"
1. Электродвижущая сила:
где d – частота сети, Гц;
W– число витков (для первичной обмотки W1, для вторичной обмотки W2);
Фм – максимальное значение магнитного потока, Вб.
2. Коэффициент трансформации:
где Е - э.д.с. первичной и вторичной обмоток, В; - Е1 и Е2
W1 и W2 - число витков обмоток.
3. Уравнения, описывающие процесс работы трансформатора:
где U1 – напряжение первичной обмотки трансформатора, В;
Е1 – э.д.с. первичной обмотки, В;
I1 – ток в первичной обмотке, А;
Z1 – поток сопротивления первичной обмотки (активное и индуктивное), Ом;
U2 – напряжение на выводах вторичной обмотки, В;
Е2 – э.д.с. вторичной обмотки, В;
I2 – приведенный ток вторичной обмотки, А;
Z2 – полное сопротивление вторичной обмотки (активное и индуктивное), Ом;
ZH – сопротивление нагрузки, Ом;
I0 – ток холостого хода, А.
4. Коэффициент нагрузки
где I2 ном – номинальный ток нагрузки, А;
I2 – фактический ток нагрузки, А;
5. Изменение вторичного напряжения трансформатора.
где U2 ном и U2 номинальное (при холостом ходе) и действительное (при нагрузке) вторичное напряжение, В, - U2 ном и U2
где В – коэффициент нагрузки
Ua % и UP % - активные и реактивные падения напряжения, В,
φ2 – угол сдвига фаз между током нагрузки и напряжением вторичной обмотки, град.
6. КПД при номинальной нагрузке:
КПД при действительной нагрузке:
где Sном – номинальная мощность трансформатора, В∙А
Cos φ2 – коэффициент мощности нагрузки
Р0 ном – потери холостого хода (потери в стали), Вт
Рк ном – потери короткого замыкания (электрические потери, потери в обмотках), Вт
β – коэффициент нагрузки.
Пример: 3
Для трехфазного трансформатора мощностью Sном = 100 кв а, соединение обмоток которого У/Уо– 0, известно, номинальное напряжение на зажимах первичной обмотки U1 ном = 6000 В, напряжение холостого хода на зажимах вторичной обмотки U2 xx = 400 В, напряжение короткого замыкания Uкз = 5,5 % мощность короткого замыкания Ркз = 2400 Вт, мощность холостого хода Рхх = 600 Вт, ток холостого хода:
Определить: 1) сопротивление обмоток трансформатора z1, x1, z2, x2; 2) эквивалентное сопротивление z0 (сопротивление намагничивающей цепи) и его составляющие z0 и x0, которыми заменяется магнитная цепь трансформатора, угол магнитных потерь. Построить характеристики трансформатора: 1) зависимость U2 = d (β) напряжения U2 от нагрузки (внешняя характеристика), 2) зависимость n = d (β) коэффициента полезного действия от нагрузки (коэффициента мощности нагрузки принять Cos φ2 = 0,75
Решение:
1. Номинальный ток первичной обмотки:
2. Ток холостого хода и Cos φ0:
;
; φ0 = 85°
3. Угол магнитных потерь:
4. Сопротивления фазных обмоток.
Сопротивление короткого замыкания:
;
;
.
5. Сопротивление первичной обмотки:
;
.
6. Сопротивление вторичной обмотки:
;
;
где
7. Сопротивление намагничивающей цепи:
;
;
.
8. Для построения внешней характеристики U2 = d (β) определяем потери напряжения во вторичной обмотке трансформатора:
,
где Ua % - соответственно активное и реактивное падения напряжений.
; ;
;
9. Напряжение на зажимах вторичной обмотки:
,
где U2 0 – напряжения в режиме холостого хода (номинальное напряжение вторичной обмотки).
Задаваясь различными значениями β определяем ∆ U2 %, затем U2
10. Для построения зависимости η = d (β), определяем КПД при разных коэффициентах нагрузки:
Результаты расчета сведены в таблицу.
Таблица
β | ∆ U2 | U2 | η | β | ∆ U2 | U2 | η |
0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 | 0,507 1,014 1,521 2,028 2,535 | 397,97 395,94 393,92 391,89 389,86 | 0,924 0,956 0,965 0,967 0,969 | 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 | 3,042 3,549 4,056 4,563 5,070 | 387,83 385,80 383,78 381,75 379,72 | 0,967 0,966 0,964 0,963 0,962 |
11. Определяем при какой нагрузке трансформатор имеет максимальный КПД:
;
12. Характеристики:
,
Асинхронные машины
После изучения настоящего раздела студент должен:
- знать содержание терминов: скольжение, синхронная скорость, круговое вращающееся магнитное поле, короткозамкнутый ротор, контактные кольца, глубокопазный ротор, двойная "беличья клетка", способы изменения направления вращения магнитного поля; устройство и области применения двух типов трехфазных асинхронных двигателей; вид механических характеристик; способы регулирования частоты вращения двигателя;
- понимать принцип возбуждения многополюсного вращающегося магнитного поля; принцип действия трехфазной асинхронной машины в режиме двигателя, генератора и электромагнитного тормоза, факторы, влияющие на частоту вращения ротора трехфазного асинхронного двигателя, возможность замены трехфазного асинхронного двигателя с вращающим ротором, эквивалентным асинхронным двигателем с неподвижным ротором аналогично физических явлений в трехфазном асинхронном двигателе с неподвижным ротором и в трансформаторе с резистивной нагрузкой; энергетические преобразования в трехфазном асинхронном двигателе;
- уметь осуществлять пуск асинхронного двигателя с различным соединением обмотки статора; измерять скольжение с помощью стробоскопического устройства, частоту вращения, оценивать величины номинального, пускового, максимального моментов, пускового тока и номинального скольжения по данным каталога.
Приступая к изучению этой темы, необходимо понять принцип получения вращающегося магнитного поля.
Изучение асинхронного двигателя надо начинать с его устройства и принципа работы. Необходимо обратить особое внимание на электромагнитные процессы, возникающие в двигателе, как при его пуске, так и в процессе работы. Векторная диаграмма и схема замещения асинхронного двигателя облегчают изучение его работы и используются при выводе основных уравнений. Эксплуатационные параметры асинхронного двигателя наглядно демонстрируются при помощи механических и рабочих характеристик.
Основные формулы по разделу "Асинхронные машины".
1. Скольжение:
или
где n1 – скорость вращения магнитного поля статора;
n2 – скорость вращения ротора;
где f1 – частота тока сети, Гц
Р – число пар полюсов, на которое сконструирована обмотка статора;
при частоте тока сети 50 Гц:
Таблица
Р | ||||||
n об/мин |
Синхронную частоту вращения n1 можно определить и без вычисления, а зная только частоту вращения ротора n2, которая по величине близка к ней. Если, например n2 = 1440 об/мин, то ближайшая из указанного ряда синхронных частот вращения может быть только значение номинальной частоты вращения ротора n2 ном.
2. Электродвижущая сила:
обмотки статора
,В
обмотки ротора
, В
где f1 – частота тока в сети, Гц;
f2 – частота тока в роторе, Гц;
W1, W2 – число витков обмотки статора и ротора;
Kобм 1, Kобм 2 – обмоточные коэффициенты обмотки статора и ротора.
Обмоточные коэффициенты учитывают уменьшение э.д.с. при распределенной обмотки по пазам и укорочения шага обмотки.
3. Частота тока обмотки ротора:
4. э.д.с. в обмотке вращающего ротора:
где E2 – э.д.с. неподвижного ротора;
S – скольжение
5. Индуктивное сопротивление вращающегося ротора:
где х2 – индуктивное сопротивление неподвижного ротора.
6. Ток в роторе при скольжении S:
где Е2 S – э.д.с. вращающего ротора;
z2 – активное сопротивление ротора;
х2 S – индуктивное сопротивление вращающего ротора.
7. Уравнения, описывающие процесс работы асинхронного двигателя:
а)
где U1 – напряжение, подводимое к обмотке статора;
I1 – ток в обмотке статора, А;
Z1 – полное сопротивление обмотки статора, Ом;
где R1 и x1 – соответственно активное и индуктивное сопротивление обмотки статора, Ом
б)
где E2 – э.д.с. обмотки ротора при скольжении
S = 1, т.е. при необходимости ротора, В;
I – ток в обмотке ротора, А;
Z2 S – полное сопротивление обмотки ротора при скольжении S
где z2, х2 – соответственно активное и индуктивное сопротивление обмотки ротора при неподвижном роторе, Ом
в)
где I1 – ток в обмотке статора, А;
I0 – ток холостого хода двигателя, А;
I2' – ток ротора, приведенный к параметрам обмотки статора
;
где m1, m2 – число фаз обмотки статора и ротора
W1, W2 – число витков обмоток статора и ротора
Кобм 1, Кобм 2 – обмоточные коэффициенты обмотки статора и ротора
8. Электромагнитный момент асинхронного двигателя:
где m1 – число фаз
U1 – напряжение обмотки статора
z2' – активное сопротивление обмотки ротора, приведенное к параметрам обмотки статора
Р – число пар полюсов двигателя
f1 – частота тока обмотки статора
S – скольжение
z1,z2 – активные сопротивления обмоток статора и ротора (для ротора приведенное), Ом
х1, х2' – индуктивные сопротивления обмоток статора и ротора (для ротора – приведенное), Ом
Пример 4.
Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором типа 4А250S4УЗ имеет данные: Номинальная мощность Рном =75кВт; номинальное напряжение Uном = 380 В; частота вращения ротора nном = 1480 об/мин; КПД ηном = 0,93; коэффициент мощности Cos φном = 0,87; кратность пускового тока Iпуск / Iном = 7,5; кратность пускового момента Мпуск / Мном = 1,2; способность к перегрузке (λ) Мmax / Mном = 2,2; частота тока в сети ƒ1 = 50 гц.
Определить: 1) потребляемую мощность; 2) номинальный, пусковой и максимальный моменты; 3) номинальный и пусковой токи; 4) номинальное скольжение; 5) суммарные потери в двигателе; 6) частоту тока в роторе.
Решение:
1. Мощность, потребляемая из сети:
кВт
2. Номинальный момент, развиваемый двигателем:
3. Пусковой и максимальный моменты:
;
4. Номинальный и пусковые токи:
;
5. Номинальное скольжение:
6. Суммарные потери в двигателе:
кВт
7. Частота тока в роторе:
Гц
Пример 5.
Трехфазный асинхронный двигатель с фазным ротором питается от сети с линейным напряжением 380 В при частоте ƒ = 50 Гц. Номинальные данные двигателя: Uном=380/220 В, Рном=30 кВт, nном =720 об/мин, ηном=0,87, сos φk = 0,36. Кратность пускового тока КI = 6,5.
Определить схему соединения фаз обмотки статора, номинальный момент, номинальный ток, потребляемый двигателем из сети сопротивления короткого замыкания (на фазу), активное и индуктивное сопротивление фаз статора и ротора, критическое скольжение.
Определить величину добавочного сопротивления в цепи ротора R'доб, которое должно быть включено в фазу ротора для того, чтобы начальный пусковой момент был равен критическому.
Решение:
1. Обмотки статора соединены в звезду, при этом номинальное напряжение двигателя Uном = 380 В соответствует напряжению сети UR=380 В
2. Номинальный момент на валу ротора:
3. Номинальный ток, потребляемый двигателем из сети:
4. Пусковой ток двигателя:
5. Параметры схемы замещения определяются в пусковом режиме, т.е. при S = 1. В этом случае и схема принимает вид:
R 1 x 1
6. Сопротивления короткого замыкания:
;
;
7. Для серийных двигателей характерно:
; ;
Поэтому:
;
Критическое скольжение:
;
9. Сопротивление R'доб находится из условия, что пусковой момент равен
критическому.
В этом случае:
, отсюда:
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание№1
Генератор постоянного тока с параллельным возбуждением отдает полезную мощность Р2 при напряжении Uном. Ток в нагрузке Iн, ток в цепи якоря Iя, в обмотке возбуждения Iв. Сопротивление цепи: якоря Rя обмотки возбуждения Rв; ЭДС генератора Е. Генератор приводится во вращение двигателем мощностью Рд. Электромагнитная мощность, развиваемая генератором, равна Рэм. Потери в мощности в цепи якоря Ря, в обмотке возбуждения Рв. Суммарные потери мощности составляют ΣР, КПД генератора ηг. Определить величины, отмеченные прочерком в таблице 1. Начертить схему присоединения генератора к нагрузке и описать назначения всех элементов.
Таблица 1
№ вар. | Р1, кВт | Р2, кВт | Рэм, кВт | Ря, кВт | Рв, кВт | ΣР1, кВт | Iн, А | Iя, А | Iв, А | Uном, В | Е, В | Rя, Ом | Rв, Ом | ηг |
23,4 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||
- | 20,6 | - | - | - | 2,8 | - | - | - | 0,2 | - | - | |||
- | 20,6 | - | 0,5 | - | - | - | - | - | - | - | 0,88 | |||
- | - | - | - | - | - | - | - | 0,2 | - | 0,88 | ||||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,2 | 0,88 | ||||
23,4 | 20,6 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
- | - | - | 0,5 | 0,86 | - | - | - | - | - | - | 0,2 | 0,88 | ||
- | - | - | - | - | 2,8 | - | - | 0,2 | - | - | ||||
23,4 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,88 | ||||
- | - | 0,5 | 0,86 | - | - | - | - | - | - | - | 0,88 | |||
- | - | 23,5 | - | - | 3,8 | - | - | - | 0,15 | - | - | |||
25,4 | - | - | 1,5 | - | 3,8 | - | - | - | - | - | - | |||
- | - | - | 1,5 | 0,44 | - | - | - | - | - | - | 0,85 | |||
25,4 | - | 23,5 | - | - | 3,8 | - | - | - | - | - | - | |||
25,4 | 21,6 | - | - | - | - | - | - | - | 0,15 | - | - | |||
- | 21,6 | 23,5 | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,85 | |||
- | 21,6 | - | - | 0,44 | - | - | - | - | - | 0,15 | - | 0,85 | ||
- | - | - | - | 0,44 | - | - | - | - | 0,15 | - | 0,85 | |||
25,4 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,15 | 0,85 | ||||
25,4 | 21,5 | - | - | - | - | - | - | - | 0,15 | - | - | |||
- | - | 23,5 | - | - | 3,8 | - | - | - | 0,15 | - | - | |||
23,4 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,88 | ||||
- | - | 0,5 | 0,86 | - | - | - | - | - | - | - | 0,88 | |||
- | - | - | - | - | 2,8 | - | - | 0,2 | - | - |
Задание №2
Двигатель постоянного тока с последовательным возбуждением развивает полезную мощность Р2, потребляя из сети мощность Р1, при напряжении Uном. Полезный момент на валу двигателя равен М при частоте вращения n2. В цепи якоря протекает ток I и наводится против ЭДС Е. В обмотках якоря и возбуждения суммарные потери мощности равны Σ Р. Суммарное сопротивление обмоток якоря и возбуждения равно Rя + Rв. Пусковой ток двигателя равен Iп. Определить величины, отмеченные прочерком в таблице 2. Начертить схему присоединения двигателя к сети и описать назначение всех ее элементов.
Таблица 2
№ п/п | Р1, кВт | Р2, кВт | Σ Р, кВт | I, А | Iп, А | Uном, В | Е, В | Rя+Rв, Ом | М, Н∙М | n2, об/мин | ∙ηД |
- | - | - | - | - | 0,054 | - | 0,86 | ||||
22,3 | - | - | - | - | 234,5 | - | - | 0,81 | |||
- | - | - | - | - | 0,015 | - | 0,75 | ||||
- | - | - | - | - | 0,74 | - | 0,757 | ||||
- | - | - | - | - | 0,13 | - | 0,84 | ||||
- | - | 89,2 | - | - | 0,174 | - | - | ||||
- | - | - | - | 0,13 | - | - | |||||
- | - | - | - | - | - | 0,054 | 0,78 | ||||
51,2 | 2,27 | - | - | - | - | - | - | ||||
6,7 | - | - | - | - | - | - | |||||
- | - | - | - | - | 0,08 | - | 0,91 | ||||
- | - | 45,5 | - | - | - | - | |||||
- | 1,28 | - | - | - | 0,2 | - | - | ||||
4,5 | - | - | - | - | - | 0,55 | - | ||||
- | 7,8 | - | - | - | 0,22 | - | - | ||||
2,2 | - | - | - | - | - | 0,22 | - | ||||
- | - | - | - | - | - | 0,61 | 0,843 | ||||
31,2 | - | - | - | - | - | 0,25 | - | 0,88 | |||
- | - | 0,3 | - | - | - | - | 0,85 | ||||
- | - | - | - | - | - | ||||||
- | 1,78 | - | - | - | - | - | 0,81 | ||||
13,75 | - | - | - | - | 216,4 | - | - | 0,843 | |||
4,3 | 3,66 | - | - | - | 102,3 | - | - | - | |||
- | 0,8 | - | - | - | - | 79,5 | - | 0,91 | |||
8,03 | - | - | - | - | 0,264 | - | - |
Задание №3
Для трехфазного трансформатора параметры которого приведены в таблице 3, определить коэффициент холостого хода сos φ0, коэффициент мощности сos φ, при нагрузке β = 0,7, сos φ2 = 1 и β = 0,7, сos φ2 = 0,75; сопротивление первичной и вторичной обмотках ч1, х1; ч2 и х2 расчетные сопротивления z0, ч0 и х0 угол магнитных потерь б.Построить внешнюю характеристику U2 = d (B) и зависимость к.п.д. от нагрузки η = d (B) для cos φ2 = 0,75. Начертить Т-образную схему замещения трансформатора.
Таблица 3