Корейские беженцы в Китае




 

Одним из последствий социально-экономического кризиса, переживаемого в последние годы КНДР, стало появление многочисленной нелегальной корейской эмиграции в Северо-Восточном Китае. Проблема северокорейских беженцев превратилась сейчас в один из факторов, который оказывает заметное влияние на отношения государств региона. В настоящей статье мы хотим рассказать о некоторых особенностях северокорейской эмиграции в Китай и о вызываемых её существованием проблемах. Статья основывается на материалах южнокорейской печати, которая сейчас уделяет беженцам большое внимание.

Военно-демаркационная линия, которая отделяет Северную Корею от Южной, всегда тщательно охранялась и после Корейской войны была практически непроницаема для перебежчиков. Только очень подготовленный и очень везучий человек мог преодолеть несколько километров минных полей, колючей проволоки, контрольно-следовых полос, избежав, вдобавок, столкновений с мно-гочисленными патрулями. Количество удачных переходов военно-демаркационной линии было очень невелико, и большинство северокорейских перебежчиков добирались в Южную Корею по морю или же через третьи страны.

В то же самое время граница КНДР с союзным Китаем, по большей части проходящая по рекам Амноккан (Ялу) и Туманган (Тумэнь), никогда не была оборудована столь же тщательно — это КНДР было просто не по карману. Не было в этом и особой политической необходимости: «братский Китай» сам обладал неплохой полицейской системой и был всегда готов выдать перебежчика. Тем не менее, контрабандная торговля, равно как и ограниченное нелегальное передвижение населения через границу, судя по всему, происходили в этом районе всегда, хотя особо это обстоятельство и не афишировалось. В некоторых случаях границу пересекали политические беженцы — те из них, кто рассчитывал на убежище в Китае. Так, в августе 1956 г. группа северокорейских руководителей — участников неудачного заговора против Ким Ир Сена — без особого труда пересекла границу и скрылась в Китае, где заговорщики получили убежище. Их примеру последовали и некоторые иные корейские оппозиционеры.[16]

В конце 1960-х годов, в разгар «культурной революции», многие этнические корейцы Китая, наоборот, бежали в КНДР, где в те годы политический режим был помягче, а уровень жизни — повыше, чем в стране Великого Кормчего. Побеги граждан КНДР в Китай возобновились в 1980-е гг., хотя поначалу они не носили массового характера.

Помимо неофициального движения людей через границу, происходила там и полуофициальная (а временами — и просто нелегальная) торговля Способствовало ей то обстоятельство, что на территории китайской Маньчжурии (или, как её всё чаще именуют теперь, китайского Северо-Востока) проживает значительное корейское меньшинство. В 1997 году количество этнических корейцев в КНР достигло 1 миллиона 960 тысяч человек, причём подавляющее большинство их проживает в приграничных с Кореей районах. Многие этнические корейцы КНР имеют родственников в Северной Корее, а небольшая их часть даже является северокорейскими гражданами, находящимися в КНР на постоянном проживании. С другой стороны, в КНДР также имеется некоторое количество этнических китайцев — хуацяо. Этнические китайцы КНДР и эт-нические корейцы КНР (в первую очередь, но не исключительно — те из них, кто имел северокорейское гражданство) могли совершать поездки к родственникам по другую сторону границы даже в 1960-е и 1970-е гг., то есть во времена, когда правительства обеих стран стремились не выпускать за кордон никого.

Разумеется, и корейцы КНР, и китайцы КНДР стали понемногу извлекать выгоду из этого своего, во многом уникального, статуса. По воспоминаниям автора, уже в начале и середине 1980-х годов корейские хуацяо и китайские кёпхо потихоньку занимались челночной торговлей, хотя тогда её масштабы и были ещё невелики. Можно предположить, что уже в те времена некоторая часть торговли велась контрабандно и, следовательно, была связана с нелегальными переходами границы. Технически переход границы особого труда не составляет:

Туманган в среднем и верхнем течении — достаточно мелкая река, которую во многих местах можно перейти вброд. Зимой, когда Амноккан и Туманган замерзают, пересечь границу ещё проще. Все возможные трудности связаны не с условиями местности, а с действиями пограничников и, следовательно, зависят от желания и возможности властей охранять границу.

Ситуация в китайско-корейском приграничье стала осложняться с начала 1990-х годов. Экономический кризис в КНДР привёл к тому, что правительство заметно ослабило контроль как над передвижением населения, так и над его экономической активностью. Вдобавок, социально-экономический кризис привёл к ослаблению и без того не слишком строгой охраны границы, к заметному росту коррупции как среди северокорейского чиновничества, так и среди пограничников и военных. Наложились на него и реформы в Китае, а также установление дипломатических отношений между КНР и Южной Кореей, результатом чего стало как появление в приграничье большого количества южнокорейских туристов, бизнесменов и миссионеров, так и быстрый рост уровня жизни тех корейцев КНР, которые так или иначе оказались связаны с южнокорейскими инвестициями. В результате движение через корейско-китайскую границу — как легальное, так и нелегальное — стало быстро возрастать.

В основном связано оно было на первых порах с деятельностью торговцев-челноков, к которым северокорейские власти к тому времени стали относиться довольно терпимо. По воспоминаниям Ким Чон Ён — высокопоставленного офицера северокорейских спецслужб (она была сотрудником Министерства охраны безопасности государства) — уже в конце 1980-х среди этих челноков активно работали северокорейские спецслужбы. Впрочем, логично предположить, что и южнокорейская разведка использует торговцев и беженцев в своих целях (упоминания об этом временами встречаются в сеульских изданиях).

Ситуация в приграничье резко изменилась после 1995 года, когда катастрофические наводнения в Северной Корее вызвали беспрецедентный неурожай, за которым последовал крупномасштабный голод. Пик голода пришёлся на 1997-1998 годы. Масштабы этого бедствия сложно определить и по сей день, оценки количества жертв голода колеблются от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов. Однако бесспорно одно: голод 1996-1999 годов был одной из величайших гуманитарных катастроф в современной истории Кореи. С особой силой бедствие ударило по трем северным провинциям — Рянган, Чаган, Северная Хамген В результате уже в 1996 году в Китае появились первые беженцы, спасающиеся от голодной смерти. Скоро их количество стало измеряться десятками тысяч, а потом — и сотнями тысяч.[17]

Оценки количества северокорейских беженцев, приводимые в южнокорейской и западной прессе, очень разнятся. Связано это как с отсутствием статистики, так и с постоянными колебаниями их числа. Пожалуй, наиболее серьезная попытка оценить численность беженцев была предпринята в ходе широкомасштабного исследования южнокорейских социологов, проводившегося с ноября 1998 г. по апрель 1999 г. По их данным, численность беженцев весной 1999 года составляла от 143 тысяч (минимальная оценка) до 195 тысяч (максимальная оценка) человек. Это же исследование содержит целый ряд важных данных о демографических особенностях северокорей-: ских беженцев. Среди них преобладают женщины, которые составляют три четверти (75,5 %) от общего числа беглецов. 85,5 % беженцев — люди в возрасте от 20 до 50 лет. Основными районами их расселения являются места компактного проживания этнических корейцев, причем чем выше процент корейского населения в том или ином населённом пункте, тем больше там и доля беженцев.

Впрочем, эти данные — не единственные. По опубликованным в августе 2000 года оценкам Верховного Комиссариата ООН по вопросам беженцев, в Китае нелегально находилось примерно 100 тысяч граждан КНДР. Уменьшение численности беженцев по сравнению с началом 1999 года объяснялось некоторым улучшением продовольственной ситуации в КНДР. Летом 2000 года, например, жители приграничных районов Китая говорили корреспонденту влиятельной сеульской газеты «Хангере синмун». что количество пересекающих границу беженцев достигло пика в 1998 году и с тех пор уменьшилось, хотя и остается значительным. Возможно, свой вклад в уменьшение количества беженцев внесло и некоторое ужесточение китайской позиции: как отмечалось в печати, в 2000 году китайская полиция стала активнее заниматься выявлением и депортацией беженцев.

В 2002 году Юн Чэ Иль, который до побега на Юг был сотрудником Министерства охраны государства (северо-корейской тайной полиции) заявил, что по данным его ведомства в Китае находится «около 100 тысяч» беженцев. Закрытые материалы северокорейских спецслужб, по его словам, утверждали, что в середине 1990-х гг. границу ежегодно переходило около 50 тысяч человек. Однако большинство из них составляли «временные перебежчики», которые, заработав в Китае денег, через некоторое время возвращались обратно в КНДР. Со Дон Ман, один из ведущих специалистов по современной Северной Корее, в марте 2002 года оценил количество северокорейских беженцев в Китае в 100 тысяч[18].

При всей ненадёжности имеющихся цифровых оценок очевидно, что нелегальная северокорейская диаспора превратилась в заметное явление в районах северо-восточного Китая Её существование стало заметным фактором в отношениях РК, КНР и КНДР, и, вероятнее всего, эта диаспора сохранит свое значение в течение, по меньшей мере, нескольких ближайших лет Каким образом добывает себе средства к существованию эта немалая масса нелегальных беженцев, где и как они живут? Многочисленные публикации южнокорейской прессы, равно как и исследования корейских социологов, позволяют сейчас дать довольно подробный ответ на эти вопросы.

Поскольку среди беглецов преобладают женщины, то неудивительно, что значительная их часть по прибытии в Китай вступает в брак с местными жителями. На этих браках следует остановиться подробнее, ведь по данным упомянутого выше опроса с местными супругами живёт 51,9 % всех беженцев.

В большинстве случаев такой брак заключается при участии тесно связанных с организованной преступностью местных посредников, которых часто — и не без оснований — называют «торговцы людьми» (кор сарам чанъсак-кун). В некоторых случаях посредники через родственников устанавливают контакт с девушкой и её семьей ещё в то время, когда та находится в Северной Корее. После этого посредники организуют доставку потенциальной невесты до границы, переход ею Амноккана или Туман-гана и путешествие по китайской территории. В таких случаях речь идёт о вполне добровольном решении, хотя и продиктованном бедственным экономическим положением семьи. Чаще, однако, беженки попадают в руки брачных посредников и их партнёров-бандитов уже в Китае, после перехода границы Временами женщины идут на такой контакт вполне добровольно и даже сами активно ищут его, ведь для беженки возможности трудоустройства очень ограничены и брак является едва ли не самым надёжным способом найти средства к существованию. С другой стороны, зачастую ни о какой добровольности речи не идёт: беженки становятся жертвами обмана или просто захватываются силой. Посредники продают свой «товар» в жёны местным жителям. Цены, упоминаемые в опубликованных материалах, колеблются в весьма широком диапазоне — между 1 и 10 тысячами юаней, но кажется, что наиболее типичная цена женщины 20-29 лет — 3-4 тысячи юаней (400-550 долларов). Сумма эта выплачивается по получении «товара» и целиком поступает в распоряжение посредников. Происходит это даже в тех случаях, когда будущая невеста и ее семья сами изъявили согласие на такую сделку — интерес северокорейской семьи заключается в том, что таким образом дочь спасается от угрозы голодной смерти, а дома становится одним ртом меньше. Встречаются упоминания и о продаже беженок в публичные дома, но такие случаи, по-видимому, остаются редкостью — не в последнюю очередь потому, что секс-индустрия в бедных провинциях китайского Северо-Востока особо не развита. Тем не менее, некоторые беженки «трудятся» в борделях и подозрительных заведениях Пекина, а также приморских городов китайского Юга.

В качестве мужей-покупателей выступают местные жители, по преимуществу — те из них, кому по разным причинам сложно найти себе жену крестьяне-бедняки, вдовцы с детьми, пьяницы, наркоманы, инвалиды. В некоторых случаях проблемы возникают и не по вине мужчин в большинстве сел Маньчжурии массовый отъезд в город молодых женщин привел к острейшему «дефициту невест» (проблема, хорошо известная и в предперестроечной советской деревне). Об этнической принадлежности мужей сказать сложно, так как соответствующей статистики просто не существует, но по опубликованным рассказам создаётся впечатление, что ханьцев среди них несколько больше, чем этнических корейцев. Однако не исключено, что националистически настроенная южнокорейская печать специально, для придания ситуации большего драматизма, заостряет внимание именно на фактах продажи корейских беженок этническим ханьцам.

Разумеется, китайскими властями такие браки не признаются, ведь нелегально находящаяся на территории КНР кореянка не может зарегистрировать брак с гражданином КНР официально. Поэтому с юридической точки зрения речь идет о простом «сожительство, в лучшем случае — скрепленном какими-то традиционными свадебными обрядами и, таким образом, вполне легитимном для односельчан, но не для государственных учреждений Вдобавок, над кореянками и их мужьями постоянно висит угроза депортации или, в лучшем случае значительного (от 3 до 5 тысяч юаней) штрафа

Упоминаний о «легализации» оказавшихся в Китае и вышедших там замуж женщин автор этих строк не встречал, и, скорее всего, подобная легализация либо крайне затруднена, либо вовсе невозможна. Сказывается это и на юридическом положении детей, которых, как правило, вообще нельзя формально зарегистрировать — со всеми вытекающими из этого последствиями. Впрочем, до некоторой степени китайские власти учитывают реально сложившуюся ситуацию по сообщениям южнокорейской прессы, подлежащие насильственной депортации беженки, имеющие рожденных в Китае детей, могут по своему выбору либо взять ребенка с собой, либо оставить его в Китае (учитывая ситуацию в КНДР, большинство предпочитает оставить ребенка с отцом)

Отзывы беженок о своих новообретенных китайских семьях бывают очень разными Заметная (хотя, кажется, и меньшая) их часть оказывается вполне довольной своими новыми мужьями, говорит о них с теплотой и благодарностью и порою выражает желание оставаться с ними до конца дней своих. В прессе неоднократно описывались случаи, когда депортированные обратно в КНДР женщины вновь — и часто с немалым риском — пересекали границу и возвращались к своим мужьям. С другой стороны, многие из проданных женщин оказываются в полной зависимости от пьяниц или игроков, которые часто их избивают и попрекают каждым куском хлеба. Нередко все это кончается бегством кореянки, которая либо пытается найти какую-нибудь работу, либо же опять (добровольно или нет) оказывается сначала в руках брачных посредников, а потом — в доме следующего мужа Разумеется, жаловаться властям и невозможно, и просто опасно во-первых, кореянки в своем большинстве не владеют китайским языком, а, во-вторых, боятся депортации, которой, скорее всего подобная жалоба и закончится

Чуть более половины беженцев состоит в браке, а остальные зарабатывают на жизнь разнообразной поденной работой Наиболее типичными занятиями являются работа официанткой в столовой, подсобным рабочим в ресторане или на стройке, домашней прислугой, батраком у богатого крестьянина 18 % обследованных весной 1999 года беженцев получало за свой труд деньги, а 12,4 % — работало просто за кров и питание407 К последней группе надо добавить и те 10,7 % беженцев, которые живут в Китае у своих родственников — можно предположить, что они также активно помогают по хозяйству приютившей их семье, фактически отрабатывая таким образом свое питание и кров.

Как правило, в качестве работодателей выступают этнические корейцы, что и понятно китайским языком беженцы не владеют Поскольку северокорейцы находятся на территории КНР нелегально, зарплата у тех из них, кто работает по найму, существенно меньше, чем у местных жителей — феномен, хорошо знакомый гастарбайтерам всех времен и народов Батрак в хозяйстве богатого крестьянина, например, в лучшем случае в дополнение к крову и питанию получает 5-8 юаней — около доллара — в день (как уже говорилось, во многих же случаях ему не платят вообще ничего). В то же самое время и сами эти скромные деньги, и товары, которые на них можно купить, представляют, по северокорейским меркам, немалую ценность Мечтой большинства беженцев-мужчин является скопить денег, закупить продуктов и товаров и отправиться с ними в обратный путь, чтобы помочь оставшимся в Северной Корее родным и близким

В целом нанимать беженцев на работу небезопасно В пограничных провинциях действует система штрафов — от 1 до 5 тысяч юаней — за укрывательство беглецов или найм их на работу. Однако нельзя не отметить, что в своем большинстве беженцы с симпатией говорят об отношении к ним местного населения — как корейского, так и китайского. В интервью с беженцами часто можно прочесть о том, как, несмотря на все официальные запреты, совершенно незнакомые им местные жители снабжали их едой и одеждой, помогали добраться до нужного места, брали на работу даже тогда, когда особой необходимости в рабочих руках не было, давали на несколько дней приют в своём доме обессилевшим от голода путникам. Вот рассказы, выбранные в самом буквальном смысле слова наугад.- «Мы вчетвером подошли к одному из домов. Ворота были закрыты, но хозяин зажёг свети пригласил нас войти. Мы рассказали о нашем положении, и [хозяин] сказал, что, раз дела обстоят так, мы можем поесть и остаться на ночь». Вот другой пример — потерявшая при переправе через Туманган дочь беженка выбралась на китайский берег: «Когда рассвело, меня увидел старик, который пришёл к реке ловить рыбу. Он подошел ко мне, выслушал мой рассказ и отдал мне ту еду, которая у него была. Он дал мне 10 юаней и объяснил, как добраться до места». И ещё один пример- семья беженцев добралась до дальней деревни, где они были бы в относительной безопасности.- «Там был пустой дом, и жители деревни... снабдили нас одеждой, соевым соусом, солью, овощами». Впрочем, встречаются в рассказах беженцев и жалобы на страх местных жителей, опасающихся наказания за помощь нелегальным иммигрантам.[19]

Сведений о серьезной активности беженцев в рядах китайской организованной преступности пока нет, хотя логично было бы ожидать, что нелегальные иммигранты пополнят ряды местных преступных сообществ или создадут свои. Возможно, отсутствие подобных сведений объясняется самоцензурой южнокорейских и китайских средств массовой информации, а возможно — и заметным преобладанием женщин среди беженцев. В то же самое время северокорейские дети-беспризорники становятся в городах Маньчжурии всё более заметной проблемой.

Многие беженцы хотели бы перебраться в Южную Корею, о процветании которой им неплохо известно. Однако южнокорейские власти не слишком-то приветствуют беглецов, хотя Сеул по-прежнему официально считает, что все граждане «самопровозглашённой» КНДР являются, по определению, гражданами Южной Кореи. Понятно, что подобная позиция во многом вызвана желанием избежать проблем в отношениях с Китаем, который тщательно оберегает свой нейтралитет во внутрикорейском конфликте и не стремится превращаться в перевалочный пункт для пестрой толпы рвущихся на Юг беженцев. Однако у пассивности Сеула есть и иные, более серьёзные, причины: ясно, что беженцы — в своей массе малообразованные крестьяне — имеют очень мало шансов на то, что им удастся успешно ассимилироваться в южнокорейском обществе.

Некоторые шансы на успех имеют и те (немногие) беженцы, у которых в Сеуле или в странах Запада есть родственники, готовые, во-первых, помочь с переходом границы и обеспечить путешествие по китайской территории, а во-вторых, похлопотать об оформлении необходимых для въезда в Южную Корею документов. Например, осенью 1996 года большая группа северокорейцев (17 человек, в своём большинстве — члены одной семьи) тайно перешла границу и совершила полуторамесячное путешествие по территории Китая, в ходе которого они преодолели расстояние от Маньчжурии до Гонконга, тогда ещё остававшегося британским владением. Из Гонконга группа благополучно отбыла в Сеул. Путешествие это стало возможным только потому, что оно финансировалось живущими в США родственниками беглецов. Можно предположить, что те же родственники по своим каналам позаботились и о том, чтобы беглецам позволили въехать в Южную Корею.

Наконец, известно и несколько случаев, когда беженцам удавалось просто поднять шум и привлечь, таким образом, к себе благожелательное внимание южнокорейской или международной прессы. После этого властям не оставалось ничего другого, как впустить их в страну. В последние годы наиболее надёжным способом привлечь к себе внимание стал символический захват иностранных представительств в Пекине. Только в 2002 году «вторжениям» беженцев подверглись миссии и представительства США, Испании, Германии, Канады, Японии и самой Южной Кореи.

Вторжение обычно готовится беженцами при активном содействии международных правозащитных организаций, которые имеют неплохой опыт организации всяческого пиара. Стандартная схема вторжения проста: утром группа беженцев неожиданно бросается к воротам иностранного представительства и врывается не его территорию. Разумеется, никакого вреда ни персоналу посольства, ни китайской охране при этом не причиняют — в худшем случае против охраны могут быть применены «силовые приёмы». Заранее предупреждённые и загодя прибывшие на место событий корреспонденты западных СМИ снимают всё происходящее, так что через несколько часов о «чрезвычайном происшествии» в Пекине знает весь мир.

Заняв посольство или миссию, беженцы делают заявление, в котором сообщают, что их единственная цель — попасть в Южную Корею. В этой обстановке у южнокорейского посольства, которое при других обстоятельствах не стало бы и разговаривать с беглецами, не остаётся другого выхода кроме принятия их требований. Понятно, что Сеул не может не принять людей, которые формально являются его гражданами и которые столь решительным образом проявили своё стремление попасть в Южную Корею. Показательно, однако, что в большинстве случаев «захватчиков» стремятся выслать в Южную Корею как можно быстрее — видимо, чтобы не привлекать к инциденту излишнего внимания.[20]

Однако большинство беженцев вовсе не планирует отправляться в Южную Корею (возможно, потому, что понимает несбыточность подобных планов). Заметная их часть хотела бы осесть в Китае и со временем как-то легализоваться там, в то время как другая часть воспринимает своё пребывание в Китае как временное. Их цель — спастись от голода, продержаться до конца трудных времён, а по возможности — и подзаработать немного денег, чтобы помочь своей семье, бедствующей в Северной Корее. Несколько оправившись от голодовок и обзаведясь небольшими сбережениями, такие беженцы отправляются в обратный путь. Зачастую через некоторое время они возвращаются назад, превращаясь таким образом в своеобразный гибрид торговцев-челноков, контрабандистов и беженцев.

Отношение китайской полиции и местной администрации к беженцам меняется в зависимости от политической конъюнктуры. Несмотря на некоторое давление южнокорейской дипломатии, власти КНР отказываются официально признать за северокорейцами статус беженцев и рассматривают их как обычных нелегальных иммигрантов, которые прибыли в Китай по экономическим причинам, находятся на его территории незаконно и посему подлежат депортации. Несмотря на такую официальную позицию, в большинстве случаев китайская полиция смотрит на их присутствие сквозь пальцы, тем более, что выявление беженцев — занятие довольно хлопотное. В целом терпимо относятся местные власти и к деятельности разнообразных южнокорейских общественных (главным образом — религиозных) организаций, которые занимаются помощью беженцам.

В то же самое время, китайская сторона время от времени проводит операции по «зачистке» корейских посёлков, выявлению и высылке беженцев. В частности, такая кампания проводилась весной 2000 года и привела, по сообщениям южнокорейской печати, к депортации примерно 10 тысяч человек за период с 15 марта по 15 июня. По неподтверждённым слухам, эта кампания была связана с визитом Ким Чен Ира, который посещал КНР в начале мая4Ч Такие операции часто являются ответом на очередной захват иностранной миссии в Пекине. Особенно активно проводятся облавы в административных центрах и их ближайшей округе, так что беженцы предпочитают находить убежище в отдалённых деревнях, где меньше шансов стать жертвами облавы.

Северокорейские власти также время от времени пытаются наладить охрану границы, но эти попытки не приводят к заметному эффекту. Из рассказов беженцев создаётся впечатление, что сам по себе переход границы не представляет особой трудности. В 1992 году Ким Чон Ён, несмотря на её профессиональную подготовку и немалые возможности офицера Министерства охраны государства (главной северокорейской спецслужбы), пришлось готовить свой переход через границу весьма тщательно415, однако в рассказах беженцев конца 1990-х годов то и дело встречаются фразы типа «Я дошла до Ту-мангана и переправилась через него в Китай», сказанные таким тоном, каким говорят о поездке на рынок в соседнем уезде.

Вплоть до начала 1990-х годов переход границы считался в КНДР тяжким государственным преступлением, за которое полагалось суровое наказание — до расстрела включительно. Однако после 1996 года северокорейские власти существенно смягчили свою политику в отношении пойманных беглецов — вероятнее всего, из-за их крайней многочисленности и явного отсутствия политических мотивов в их поведении.

По сути, нелегальный переход границы сам по себе в КНДР сейчас воспринимается как достаточно мелкое правонарушение. Хотя есть отрывочные сведения о показательных расстрелах перебежчиков, эта мера применяется лишь в порядке исключения, к тем из них, кто (с основаниями или без оных) был обвинён в шпионской и подрывной деятельности. Большинство же из тех, кого задерживают при переходе границы, отделывается лишь коротким сроком заключения в специальном проверочном центре. Такая же судьба ожидает и тех, кто попадает в руки китайской полиции и депортируется обратно в Северную Корею. Сроки нахождения в проверочном лагере обычно невелики — несколько недель. Иногда задержанных после окончания проверки отправляют на «трудовое перевоспитание», но и оно длится недолго. От выданных Китаем перебежчиков в проверочном лагере требуют признания в сотрудничестве с южнокорейскими спецслужбами и иных серьезных грехах, но делают это, похоже, без особого рвения, так что большинство задержанных, пройдя проверку и, в худшем случае, отбыв после её окончания «трудовое перевоспитание», выходят на свободу (и, случается, тут же опять переходят границу).

С внешнеполитической точки зрения беженцы представляют из себя немалую проблему для всех заинтересованных сторон (при этом о самих беженцах всерьёз беспокоятся только некоторые общественные организации). Для Пхеньяна, их существование является лишним напоминанием о полном крахе «чучхейской экономики» и бедственном положении подавляющего большинства народа. Кроме того, беженцы, возвращаясь в Северную Корею, приносят с собой нежелательную, потенциально опасную информацию о жизни в других государствах, да и южнокорейские спецслужбы, несомненно, широко используют создавшуюся ситуацию в своих целях. Сейчас, впервые за несколько десятилетий, стала возможной засылка южнокорейской агентуры непосредственно в Северную Корею, а также поддержание связи с агентами, находящимися на территории КНДР.

У властей Китая наличие на территории страны многих десятков, а, возможно, и сотен тысяч нелегальных иммигрантов также не вызывает особого восторга. Помимо экономических и социальных проблем, которые беженцы вызывают или могут вызвать в городах Северо-Восточ-ного Китая, они самим фактом своего существования снижают возможности дипломатического маневрирования между двумя Кореями.

Южнокорейские власти также находятся в непростом положении. С одной стороны, им приходится что-то делать для беженцев, которые являются их соотечественниками и даже, теоретически, гражданами. С другой стороны, принимать беженцев у себя южнокорейские власти не хотят, отлично понимая, что этот акт гуманизма в перспективе обойдётся им весьма дорого. Вдобавок, Сеул стремится избежать ненужных проблем в отношениях с КНР — важным торговым и политическим партнёром Кореи.

Однако наличие беженцев важно и с ещё одной точки зрения. Впервые за всю историю КНДР значительная часть её жителей получила возможность бывать за пределами своей страны. Находясь в Китае, многие из них видят южнокорейских туристов, смотрят южнокорейские фильмы и сериалы (последние очень популярны в КНР), слышат рассказы побывавших в Южной Корее знакомых Все это означает, что беглецы теряют былую веру во многие постулаты пхеньянской пропаганды. Возвращаясь в Корею, они делятся этой информацией (и своим новообретённым скепсисом) со многими из тех, кто остался дома. Всё это неизбежно расшатывает основы северокорейского режима — по крайней мере, в том виде, в котором он существует сейчас

 


Заключение

 

На основе изложенного можно прийти к заключению, что в конце 80-х — 90-х годах произошло серьезное изменение баланса сил и конфигурации отношений между основными участниками, вовлеченными в урегулирование корейской проблемы, и в частности взаимодействия двух противоположных тенденций: с одной стороны, очевидно укрепление влияния США, а также КНР в условиях ослабления позиций России и сохранения на прежнем уровне — Японии; с другой стороны, в середине 90-х годов активизируются усилия Москвы с целью восстановить свои позиции в приграничном дальневосточном регионе и вновь стать влиятельным участником процесса урегулирования корейской проблемы.

При анализе подходов рассматриваемых держав к конечной цели урегулирования данного вопроса — объединению Кореи необходимо учитывать следующее.

Во-первых, события конца XX в. и особенно всплеск взрывоопасной конфронтационности в межкорейских отношениях в 1993—1996 гг., несмотря на создавшуюся в этот период в целом благоприятную внешнюю атмосферу, еще раз продемонстрировали сложность корейской проблемы и невозможность достижения объединения Кореи в ближайшем, а возможно, и обозримом будущем. В этих условиях все заинтересованные государства, видимо, будут рассматривать как программу-минимум собственной внешнеполитической деятельности на корейском направлении — поддержание мира и стабильности на Корейском полуострове в ближайшей перспективе.

Во-вторых, с точки зрения долгосрочной перспективы отношение четырех держав к вопросу воссоединения двух корейских государств неоднозначно, хотя, естественно, публично никто из руководителей государств не выступает против объединения Северной и Южной Кореи. В связи с этим существуют многочисленные мнения среди политиков и ученых различных стран.

Российские востоковеды А.Торкунов и Е.Уфимцев полагают, что среди четырех держав только Россия искренне заинтересована в объединении Кореи, тогда как Китай и Япония опасаются встретить в лице объединенной, динамичной, сильной в экономическом и военном плане Кореи опасного, проводящего националистическую политику конкурента, способного бросить вызов их планам лидерства в АТР, а США — лишиться своего военного присутствия и лояльного союзника на полуострове, получить постоянный источник возможного нарушения регионального баланса сил и стабильности.

Такую точку зрения отчасти разделяет американский политолог Сен Ходжу, который утверждает, что многие русские верят в то, что демократическая, нейтральная объединенная Корея будет соответствовать интересам России, поскольку «дружественная России объединенная Корея будет противодействовать установлению в регионе доминирования Японии или Китая».

На наш взгляд, принципиальными фундаментальными факторами, нередко остающимися, как ни странно, вне рамок анализа исследователей, но более, чем другие, определяющими подходы рассматриваемых государств к воссоединению Сеула и Пхеньяна, являются: 1) состояние глобальных и региональных международных отношений в тот период (мирные или конфронтационные) и 2) условия объединения, характер режима будущей единой Кореи, ее внешней и внутренней политики.

Если объединенная мирным путем Корея станет нейтральным, демократическим, безъядерным, дружественным по отношению к соседям государством, то проявление такого субъекта мирового сообщества приветствовали бы и Россия и, скорее всего, Китай.

Однако в последние годы в Сеуле и среди его союзников все более распространяется уверенность в том, что, в силу большего в два раза населения, все увеличивающегося превосходства Южной Кореи над Северной в экономической, а теперь уже и в военной области нарастающих трудностей в последней, будущее объединение в той или иной форме произойдет по южнокорейскому сценарию, предполагающему в конечном счете поглощение КНДР.

При таком развитии событий объединенная Корея при всех своих внушительных силовых характеристиках останется союзником США, и их военное присутствие на Корейском полуострове не только сохранится, но и, весьма вероятно, приблизится к китайским и российским границам. По нашему мнению, такой вариант объединения не может быть воспринят как приемлемый для национальных интересов безопасности наверняка в Пекине и, видимо, — в Москве.

Таким образом, подходы США, КНР, Японии и России к урегулированию корейской проблемы и перспективы объединения Кореи представляются многовариантными, зависящими от сочетания различных условий и факторов — глобальных, региональных и межкорейских. Возможно, национальные интересы России, по сравнению с другими указанными странами, объективно более адаптируемы и лояльны к появлению в Северо-Восточной Азии объединенного корейского государства.

 


Литература

 

1. Воронцов А.Г. Корейская проблема в системе международных отношений с середины 80-х до середины 90-х годов 20 века.// Тихомиров В.Д. Корейская проблема и международные факторы(1945-начало 80-х).—М.: Международные отношения, 2000.— с. 259-277

2. Гельбрас В. Куда идет Китай. // МЭ и МО. 1998. № 4.

3. Говоров Ю.Л. История стран Азии и Африки в новейшее время. Основь|
лекционного курса. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997

4. Денисов В.И. Корейская проблема: пути урегулирования; 70-80-е годы.-М.: МО., 1988.- 139 с.

5. Корея: расчленение, война, объединение.- М., 1995.

6. Ланьков А.Н. КНДР вчера и сегодня.— М.: Восток-Запад, 2005.— 445 с.

7. Савельев Р. Перспективы объединения Кореи: Взгляд из России//Проблемы Дальнего Востока.-1997.- № 2.

8. Тихомиров В.Д. Корейская проблема и международные факторы(1945-начало 80-х).—М.: Международные отношения, 2000.— 325 с.

9. Торкунов А.В..Уфимцев Е.П. Корейская проблема: новый взгляд.- М.: Изд. центр "Алкил", 1995.

10. Тумаков А.И., Чижов А.П. Новейшая история Восточной Азии (1945-2000).— Харьков: Штрих, 2001.— 180 с.

11. Bezlova А. China Crows Over N. Korea 'Diplomatic Coup' — Inter Press Service, 26 Sep 2005

12. Chen Jiang. Limits of the “lips and teeth” alliance //Asia Programm Special Report. Aug 2003.— p. 6

13. Christopher W. Politics of USA in the Far East and Pacific Ocean Region. // Foreign politics. 1995, № 2

14. Hildebrandt T. Uneasy Allies. // Asia Programm Special Report. Aug 2003.— p. 2

15. Ray J.L. Global politic.— Boston, 1995


[1] Тихомиров В.Д. Корейская проблема и международные факторы(1945-начало 80-х).—М.: Международные отношения, 2000.— с. 15

[



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: