Лекция: Россия в 1990-е годы.




12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Ею устанавливались полнота власти республики во всех вопросах государственной и общественной жизни, кроме тех, который добровольно передаются СССР, верховенство конституции и законов РСФСР на ее территории. Акты союза противоречащие суверенитету приостанавливались. Страна получала право дипломатического представительства в других республиках и за рубежом. В Декларации подтверждалась необходимость существенного расширения прав автономных республик, областей, краев и округов, что отражало движение ряда автономных республик не к самостоятельному распоряжению богатствами своих недр и промышленным потенциалом. Оно было наиболее сильным в Якутии, Татарии, Башкирии, Чечне. Избранный председателем Верховного Совете РСФСР Ельцин поддержал это заявив: «Берите суверенитета столько, сколько сможете». 12 июня 1991 г. всенародным голосованием Б. Ельцин был избран всенародным президентом РСФСР. Вице-президентом стал генерал А. Руцкой, обеспечивший ему поддержку армии и ВПК. Руководство России сыграло решающую роль в подавлении путча в августе 1991 г., когда фактическая власть перешла к президенту.

Экономические реформы начала 1990-х гг.

Переход к рыночной модели был одобрен в октябре 1991 года. В январе 1992 года была проведена либерализация цен при сохранившейся монополизации производства и рынка, что привело к росту цен к концу 1992 года в 150 раз. Правительство проводит жесткую монетаристскую политику: задержка зарплаты, пособий и пр. Только к 1996 году удалось снизить инфляцию до 1% в месяц. Была проведена конфискация денежных сбережений людей, снижение жизненного уровня, социальная незащищенность населения. В итоге удалось насытить рынок потребительскими товарами, благодаря чему началось реформирование рыночного механизма ценообразования. Относительная финансовая стабильность была достигнута за счет внешнего долга. Происходит отказ от системы централизованного планирования, сокращение дотаций промышленности и сельскому хозяйству привели к банкротствам и падению ВВП. Оставалась жесткая налоговая система. Происходит либерализация внешней торговли, что привело к затовариванию российского внутреннего рынка относительно дешевой и качественной продукцией. Это привело к еще большему усугублению кризиса отечественной промышленности. В тяжелом положении оказались наукоемкие отросли промышленности: 1) Машиностроение 2) Электронная промышленность 3) Электротехническая промышленность 4) Военная промышленность. Сократилось производство сельскохозяйственной продукции, т.к. были сокращены государственные субсидии, произошли утечка рабочей силы и разрушение технической базы.

3 июля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», в статье 17 которого было записано: «определение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества» должно производиться «на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности (в случае его сохранения)». Вопреки этому Госкомимущество с января 1992 года стало разрабатывать методику оценки приватизируемых предприятий по остаточной стоимости их имущества без учёта инфляции. В результате многие предприятия были проданы по ценам, в десятки раз меньшим их реальной стоимости.

Летом 1992 года началось осуществление программы приватизации. К тому времени в результате проведённой либерализации цен российские предприятия остались практически без оборотных средств

Не была реализована программа по приватизации и разгосударствлению (процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности в экономике). Формы приватизации: 1) Бесплатная раздача гражданам части государственной собственности 2) Аренда с последующим выкупом 3) Преобразование государственных предприятий в АО 4) Выкуп предприятия на конкурсной основе.

В 1992 – 1993 годах всем гражданам РФ раздали ваучеры. Приватизация была малоуспешной, т.к. их скупали директора предприятий, номенклатурные работники, дельцы теневого бизнеса и т.п. С середины 90-ых годов начинается фактический передел собственности. Так с аукционов по заниженным ценам продавались государственные пакеты акций промышленных предприятий. Цель приватизации – создание широкого слоя частной собственности, достигнута не была, а возникла олигархия.

Кредитно-денежная политика: С 1992 года государство перестало искусственно поддерживать обменный курс рубля к другим валютам, из-за чего произошел его обвал. В 1995 году государство ввело «валютный коридор», поддерживаемый ЦБ РФ.

Положительные итоги реформ: 1) Насыщение потребительского рынка товарами 2) Создание рыночной инфраструктуры 3) Возникновение частного сектора экономики 4) Либерализация ценообразования и внешней торговли 5) Относительная стабилизация финансовой ситуации и курса рубля 6) Процесс разработки правовой базы.

Отрицательные итоги реформ: 1) Не удалось остановить спад промышленности и сельского хозяйства. 2) Не увеличились иностранные инвестиции 3) Несовершенство системы налогообложения 4) Гигантский разрыв между очень богатыми и очень бедными 5) Доходы 1/3 населения ниже прожиточного минимума 6) Рост безработицы. В августе 1998 года – экономический кризис. Правительство было вынуждено пойти на девальвацию национальной валюты, в следствии чего происходит удар по банковской системе, над страной нависла угроза национального дефолта (невыполнение обязательств). РФ оказалась не в состоянии выплачивать долги, а международные организации отказались предоставлять новые кредиты. В 2000 году произошел резкий скачек цен на энергоносители, давший возможность пополнить бюджет дополнительными доходами, были решены насущные социальные проблемы. В 2000 году ВВП вырос на 7%, промышленность – на 10%, а валютные резервы выросли до 30 миллиардов долларов. Такая тенденция сохранялась в 2001 – 2002 годах. Было введено новое налоговое законодательство с единой для всех ставкой подоходного налога в 13% и единым социальным налогом. Критическая ситуация продолжает существовать в естественных монополиях: РАО ЕЭС, ГазПром, АО РЖД, заключающаяся в износе оборудования. Сохраняется неопределенность экономического положения РФ, что связано с конъюнктурой мировых цен и внутренним экономическим положением.

Конституционный кризис 1993 г. Заложенная в конце Перестройки система власти сочетала черты советской и парламентской демократии: всевластие Съезда народных депутатов при декларировании разделения властей. Съезд народных депутатов РСФСР внес в действующую конституцию несколько десятков поправок, главной целью которых было расширение полномочий Съезда Верховного совета у ущерб власти президента. Главная поправка была внесена в декабре 1992 г.: «Высшим органом государственной власти Российской федерации является Съезд народных депутатов, который правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации». Другой поправкой Съезд наделил себя правом приостанавливать действия указов президента и отменять постановления Советов Министров автономных республик.

Подготовка проекта новой конституции. Это противоречие должна была устранить новая конституция РФ. Но в конституционной комиссии, председателем которой был президент, а его заместителем председатель Верховного совета, столкнулись противоположные позиции. Спорным был и вопрос, кто должен принимать конституцию: Съезд народных депутатов или специальное конституционное совещание. В сентябре 1993 г. президент издал указ О поэтапной конституционной реформе, которым прерывалось осуществление всех функций Съезда верховного совета и вводились положения «О федеральных органах власти на переходный период» и «О выборах депутатов Государственной думы». В ответ Верховный совет сместил президента, назначив исполняющим его обязанности вице-президента А. Руцкого. Были приняты меры по срочному созыву Съезда народных депутатов, они стали собираться в Белом доме. Президент ввел в Москве чрезвычайное положение, и Белый дом был окружен войсками. Депутатам обещали сохранить их привелегии, если они покинут Белый дом. Танки обстреляли Белый дом, генерал Руцкой был захвачен спецназом. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием был принят президентский проект Конституции РФ и выбраны депутаты Государственной думы. Первое место в Конституции занимают политические права и свободы граждан. Конституция вводила разделение властей при больших полномочиях президента: он назначает министров и руководит правительством, подписывает законы и издает указы, созывает и распускает Федеральное собрание, предлагает ему кандидатов в Конституционный суд. Федеральное собрание, состоящее из 2-х палат: Государственной думы и Совета Федерации, принимает законы, утверждает бюджет, ратифицирует договоры. Судебную власть представляют Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды. Конституция закрепила федеративное построение государства из республик, краев и областей. Каждый их этих субъектов федерации может иметь: республики – свою конституцию, области, края и города – уставы.

Начало перехода к рыночной экономике. В 1991 г. президент Ельцин сформировал новое правительство молодых реформаторов (Е. Гайдар, А. Чубайс, В. Черномырдин). Правительство Гайдара подготовило программу экономических реформ, состоящую из 3 этапов: 1- либерализации цен, 2 – коммерциализации торговли, 3 - приватизации. Экономической основой СССР были государственная и колхозная собственность на средства производства. Проведенные Горбачевым законы об индивидуальной трудовой деятельности и расширении прав кооперации общей картины не меняли. Но в 1987 г. произошло преобразование промышленных министерств в государственные кампании. Так возникли «Газпром», «РАО ЕЭС» и другие «естественные монополии». Реальная власть распоряжение собственностью «пока государственной», оказались в руках управляющих. После распада СССР первой задачей правительства РФ стала приватизация государственной собственности. Каждый гражданин РФ в 1993 г. получил приватизационный чек (ваучер) на 10000 руб., символизировавший его долю в общественном богатстве. Акционирование государственной собственности проводилось по нескольким моделям, предусматривавшим получение разных долей от балансовой стоимости предприятия государством, трудовым коллективом и администрацией. Значительная часть рабочих и служащих продала свои акции администрации. В результате скупки ваучеров и акций бывшие директора превратились в собственников промышленных и торговых заведений. В 1997 г. 60 % промышленности, вся торговля и бытовое обслуживание находились в частных руках. У государства остался убыточный ВПК.

Вопрос о земле. Основой сельского хозяйства по-прежнему составляли совхозы и колхозы, которые лишь формально были преобразованы в акционерные общества. В 1993 г. президент издал указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в РФ», по которому устанавливалась частная собственность на землю. Однако издание соответствующего закона было заблокировано Государственной думой. Развития частного предпринимательства в деревне не произошло. Фермерские хозяйства, лишенные технической базы и дешевых кредитов, е получили распространения. Коллективные хозяйства не получали достаточной государственной поддержки. В 2002 г. были приняты Земельный кодекс РФ и Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Иностранцы получили право лишь арендовать землю.

С января 1991г. последнее советское правительство провело повышение розничных цен на товары и услуги. С начала 1992 г. по решению Премьера РФ Е. Гайдара началось обвальное повышение цен. Обесценились зарплата, пенсии и сбережения, курс рубля упал в несколько тысяч раз. Разрушение государственной банковской системы привело к кризису неплатежей, из которого промышленники пытались выйти двумя путями 1 – требованием предварительной оплаты еще не поставленного товара; 2 – обменом товара на товар (бартер). Последнее привело к налоговому кризису: раз нет денежного обращения, то нет и налогов. Отсутствие оборотных средств у предприятий обусловило систематическую невыплату зарплаты, а отсутствие налоговых поступлений в бюджет – задержку пенсий, пособий и жалования государственным служащим. Поэтому свободные средства не вкладывались в реальный сектор экономики, а уходили в банки, где происходил быстрый оборот капитала. Правительство выпустило большое количество облигаций и других ценных бумаг на крайне выгодных условиях и обязывало частные банки и кампании держать резервные средства в форме государственных обязательств (облигаций). В 1992 г. Съезд народных депутатов вынудил Гайдара уйти с поста премьера. Новым премьером стал В.С. Черномырдин. Он осуществил социальную корректировку реформ, провел денежную реформу 1993 г., по которой советские денежные знаки заменялись российскими, возобновлялась бюджетная поддержка предприятий, была введена единая тарифная сетка для бюджетников, позволяющая своевременно поднимать им зарплату. Главной задачей правительства Черномырдин считал борьбу с инфляцией путем зарубежных займов. Все это было достигнуто путем роста государственного долга (на обслуживание государственного долга тратилось 30 % дохода государства). Это привело к отставке Черномырдина.

В 1998 г. новым премьером стал С.В. Кириенко. Его кабинет разработал антикризисную программу, в основе которой лежал принцип превышения доходов государства над расходами. В 1998 г. премьер министр Кириенко неожиданно объявил об отказе их оплачивать. Это было сделано с ведома МВФ. Поднялись цены. Западные кредиторы потребовали возврата долгов. МВФ отказался предоставлять РФ уже согласованный кредит. Новое правительство, которое в сентябре 1998 г. возглавил бывший министр иностранных дел Е. Примаков, начало медленно выправлять положение. Оно, прежде всего, обеспечило себе поддержку Государственной думы, добилось реального исполнения государственного бюджета, регулярной выплаты бюджетникам. Новое правительство в 1999г. возобновило переговоры с МВФ. Попытка коммунистического большинства государственной думы объявить президенту импичмент провалилась. Дума утвердила кандидатуру нового премьер-министра генерала внутренних войск Степашина. Ему удалось сформировать новое правительство и преступить к проведению через думу пакета экономических реформ, подготовленных предыдущим кабинетом. Осенью 1999г. Степашина на посту премьера сменил В.В. Путин. Популярность ему принесла антитеррористическая операция в Чечне. Правительству удалось снизить инфляцию до 36 %. В 1999г. Ельцин ушел с поста президента РФ, передав полномочия В.В. Путину. В марте 2000 г. Путин был в первом же туре голосования избран президентом РФ. Первыми мероприятиями нового президента стали:

- Административный кодекс

- Земельный кодекс

- Налоговый кодекс

- Уголовный кодекс

- упрощена налоговая система

- введение единого подоходного налога в 13 %.

За короткое время был ликвидирован дефицит государственного бюджета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: