Цели и задачи практик в ТУСУРе




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»

(ТУСУР)

 
 


УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор –

проректор по УР

____________Л.А.Боков

 

«» 2014г.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации и проведении практик
студентов, обучающихся в ТУСУРе

 

ТОМСК 2014

 

Составитель Аксенова Ж.Н. Положение об организации и проведении практик студентов, обучающихся в ТУСУРе. Томск: Изд-во ТУСУР, 2014.
53 с.

 

 

В положении рассмотрены вопросы, связанные с организацией и проведением практик, запланированных в рамках рабочих учебных планов всех направлений и специальностей подготовки, реализуемых в ТУСУРе. Расписаны обязанности руководства университета, руководителей практики от предприятий и ТУСУРа, указаны обязанности студентов при проведении работ на практиках.

В положении даны указания по форме и содержанию отчета по результатам практик, регламентирована необходимость защиты отчета по практике.

Положение является основой для разработки методических указаний по организации конкретных практик для каждого направления/уровня подготовки студентов на кафедрах.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1 Общие положения. 4

2 Виды практик в ТУСУРе. 6

3 Цели и задачи практик в ТУСУРе. 7

4 Организация практики студентов. 14

5 Отчетность и аттестация по практике. 18

6 Обязанности Администрации университета. 19

7 Обязанности руководителя предприятия (организации, учреждения) и руководителя практики от предприятия. 25

8 Обязанности студента. 26

9 Материальное обеспечение. 27

10 Учебно-методическое обеспечение. 29

11 Структура и содержание отчета по учебной практике. 31

12 Структура и содержание отчета по производственной практике. 32

13 Структура и содержание отчета по педагогической практике. 33

14 Структура и содержание отчета по научно-исследовательской (научно-производственной, производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-конструкторской) практике. 35

Приложение 1 Форма договора между ТУСУРом и предприятием. 37

Приложение 2 Форма заявки от предприятия для направления на практику. 39

Приложение 3 Форма направления студента на практику. 40

Приложение 4 Форма приказа для направления студента на практику. 41

Приложение 5 Форма дневника студента. 42

Приложение 6 Форма титульного листа отчета по практике. 51

Список использованной литературы.. 52

 

 

Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ /1/, Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, веденным приказом Минобразования России от 25.03.2003 г. № 1154 /2/, Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО), Трудовым кодексом РФ /3/, Уставом ТУСУР /4/, нормативными документами ТУСУР по организации учебного процесса.

1.2. Практика - вид основной учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

1.3. Практика студентов ТУСУР является составной частью основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов. Практики, как вид учебных занятий, направлены на развитие практических навыков и умений, а также формирование компетенций студентов в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

1.4. Данное положение определяет цели, правила организации и аттестации результатов всех видов практик студентов очной, очно-заочной и заочной формы обучения, а также права и обязанности студентов и преподавателей в период прохождения практик.

1.5. Практики проводятся в сторонних организациях, отвечающих требованиям основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавров, магистров и специалистов, а также на кафедрах и в лабораториях ТУСУР (учебная и научно-исследовательская практики), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

1.6. Объемы и виды практик определяются на основании требований ФГОС ВО, основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов, рабочих учебных планов подготовки бакалавров, магистров и специалистов.

1.7. Программа практики может предусматривать прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки, по профессиям рабочих, должностям служащих и сдачу квалификационных экзаменов.

1.8. Порядок организации практики для студентов, осваивающих образовательные программы высшего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, устанавливается выпускающей кафедрой.

1.9. Для инвалидов I, II и III групп и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается выпускающей кафедрой с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

1.10. Общее учебно-методическое руководство организацией практик осуществляет УУ во взаимодействии с кафедрами.

1.11. Непосредственно организацию и методическое обеспечение практик студентов всех форм обучения осуществляют выпускающие кафедры в лице заведующего кафедрой и назначенных им лиц, ответственных за проведение практик от кафедры.

1.12. Общую координацию работы и контроль за проведением практик осуществляет УУ.

1.13. Оценивание результатов практик производится на основе утвержденных на выпускающей кафедре критериев сформированности профессиональных компетенций, т.е. готовности выпускника для успешного ведения профессиональной деятельности в определенных условиях и руководящих материалов по текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов ТУСУР.

Виды практик в ТУСУРе

2.1. Основными видами практики студентов ТУСУР, обучающихся по основным образовательным программам подготовки бакалавров и специалистов, являются:

• учебная практика;

• производственная, включая преддипломную, практика.

2.2. Основными видами практики студентов ТУСУР, обучающихся по основным образовательным программам подготовки магистров, являются производственная и педагогическая практики. Производственная практика магистров может реализовываться в виде следующих практик:

• научно-исследовательская,

• научно-производственная,

• производственно-технологическая,

• проектно-конструкторская,

• организационно-управленческая и т. д.

Конкретное название практики устанавливается основной образовательной программой направления или профиля подготовки магистров.

2.3. Учебная практика бакалавров и специалистов может включать в себя несколько этапов:

• практика по получению первичных профессиональных умений и навыков,

• научно-исследовательская работа,

• исполнительская практика,

• творческая практика и другие этапы, определенные кафедрой и указанные в ООП.

2.4. Производственная практика бакалавров, специалистов и магистров может быть реализована как:

· производственная практика по профилю подготовки бакалавра и специалиста (технологическая, исполнительская и т. п.);

· научно-исследовательская, научно-производственная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектно-конструкторская практики при подготовке магистров.

2.5. Производственная и преддипломная практики специалистов и магистров может включать в себя несколько этапов:

• практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности,

• научно-исследовательская работа,

• педагогическая практика,

• технологическая практика,

• исполнительская практика,

• творческая практика и другие этапы, определенные кафедрой и указанные в ООП.

Цели и задачи практик в ТУСУРе

3.1. Цели и задачи, а также сроки проведения конкретного вида практики с учетом места прохождения практики определяются в соответствии с требованиями ФГОС ВО конкретного направления подготовки или специальности, основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов, рабочих учебных планов подготовки бакалавров, магистров и специалистов, разработанных на кафедре и утвержденных в установленном порядке.

3.2. Цели учебной и производственной практики бакалавров и специалистов:

· формирование профессиональной компетенции студентов через применение полученных теоретических знаний в решении конкретных производственных или научно-исследовательских задач;

· обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью, начиная с приобретения знаний о рабочих профессиях, формами и методами работы;

· приобретение профессиональных навыков и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей по месту работы;

· воспитание исполнительской дисциплины;

· приобретение умения общения с коллегами по работе;

· приобретение умения самостоятельно решать задачи, возникающие в деятельности конкретного предприятия или организации;

· приобретение и закрепление психолого-педагогических знаний в области инженерной педагогики.

3.3. Задачи учебной и производственной практики бакалавров и специалистов:

· приобретение и расширение профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО, основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов, рабочих учебных планов подготовки бакалавров, магистров и специалистов;

· практическое освоение основ будущей профессии;

· практическое освоение форм и методов управленческой деятельности, производственной этики и культуры;

· приобретение навыков работы с документацией, анализа производственной информации;

· приобретение навыков работы с пакетами прикладных программ;

· ознакомление с организацией рабочих мест, с их техническим оснащением и с размещением технологического оборудования;

· ознакомление с технологическими процессами, аппаратами и методами управления ими;

· самостоятельное решение проблемы, сформулированной в индивидуальном задании;

· ознакомление с методами решения задач охраны окружающей среды и обеспечения безопасных условий работы;

· ознакомление с планированием и организацией финансовой деятельности предприятия или организации;

· ознакомление с методами решения проблемы ресурсосбережения на предприятии;

· освоение в практических условиях анализа экономических показателей производства;

· сбор и анализ материалов для выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР);

· изучение новейшей научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования или производства;

· формирование практических навыков ведения самостоятельной научно-исследовательской, производственно-технологической, проектно-конструкторской или организационно-управленческой работы;

· проведение экспериментов по заданной тематике, обработка и анализ результатов;

· составление отчета по выполненному заданию;

· участие во внедрении результатов исследований и разработок;

· адаптация будущего специалиста к профессиональной среде.

3.4. Цели и задачи педагогической практики магистров и специалистов:

· знакомство и приобретение начальных навыков в соответствии со спецификой деятельности преподавателя в университете;

· приобретение навыков творческого подхода к решению педагогических задач;

· ознакомление со структурой кафедры, ее составом и квалификацией преподавательского состава;

· ознакомление с особенностями педагогической, методической и научно-исследовательской деятельности кафедры, направлениях подготовки бакалавров, специалистов и магистрантов;

· приобретение навыков и владений по подготовке и проведению основных видов занятий в университете;

· расширение теоретических и практических знаний основных принципов, методов и форм организации педагогического процесса в университете;

· освоение методов контроля и оценки профессиональных знаний и умений студентов;

· понимание требований, предъявляемых к преподавателю в университете;

· получение начальных навыков подготовки и проведения учебных занятий;

· освоение основ психолого-педагогической и воспитательной работы преподавателя университета.

3.5. Учебная практика бакалавров и специалистов может проводиться в несколько этапов:

· ознакомительные экскурсии на предприятии, в организации и учреждении соответствующего профиля;

· получение первичных профессиональных умений через приобретение навыков практического решения проблем будущей профессии: в подразделениях университета, в языковых, компьютерных и учебных центрах профессионального образования и т.д.;

· получение представления о структуре и работе предприятия или учреждения;

· получение представления об организации производственных процессов предприятия, сырье и выпускаемой продукции;

· получение представления о требованиях к профессиональной компетенции специалистов предприятий, организаций и учреждений соответствующего профиля.

3.6. Преддипломная практика специалистов и магистров является завершающим этапом обучения по приобретению профессиональных компетенций студентами на предприятии, в организации по направлениям подготовки бакалавров и специалистов и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения. Преддипломная практика может включать в себя те же виды, что и производственная практика (п. 2.5) с учетом требований ФГОС ВО, и предусматривать, кроме того, сбор материала для последующего выполнения ВКР. Элементы прохождения преддипломной практики с целью сбора материала для выполнения магистерской диссертации, в той или иной форме, предусмотрены в некоторых учебных планах подготовки магистров.

3.7. После завершения обучения студентов на первом курсе по направлениям подготовки магистров организуется научно-исследовательская (научно-производственная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектно-конструкторская) практика, как правило, по индивидуальным программам с учетом профилей подготовки, требований ФГОС ВО, основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов, рабочих учебных планов подготовки бакалавров, магистров и специалистов по профессиональным компетенциям и темы магистерской диссертации. При разработке программы научно-исследовательской (научно-производственной, производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-конструкторской) практики необходимо сформулировать требования к принимающей стороне. Принимающая сторона должна обеспечить студенту возможность:

· изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

· участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических, проектных, конструкторских и управленческих разработок;

· пользоваться современными программными продуктами;

· осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования или выполнения индивидуального задания;

· осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию производственной и экономической информации по теме практики или выполнения индивидуального задания;

· составлять отчет по результатам выполненной в период практики работы;

· выступать с докладами на конференции;

· участвовать в публикации результатов научно-исследовательской и другой работы в качестве соавтора.

3.8. Студент в результате прохождения научно-исследовательской (научно-производственной, производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-конструкторской) практики должен:

· уметь использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах;

· уметь использовать современные достижения науки и технологий при модернизации действующих и проектировании новых производств, в конструировании нового оборудования;

· владеть методами управления технологическими процессами и производствами;

· научиться планировать и ставить задачи исследования, проектирования, конструирования, управления; выбирать эффективные методы выполнения соответствующей работы; интерпретировать и представлять результаты научных исследований, проектных, конструкторских и экономических решений; давать практические рекомендации по их внедрению в производство;

· владеть методиками проведения экспериментальных исследований;

· уметь анализировать результаты деятельности предприятия (фирмы) в области экономки, финансов, маркетинга, развития производства, перспективного планирования и т. д.;

· уметь представлять результаты исследования, проектирования, конструирования, экономического анализа в виде отчетов, рефератов, научных публикаций, презентаций и на публичных обсуждениях.

3.9. Конкретные умения, владения и навыки, которые студент должен приобрести в период научно-исследовательской (научно-производственной, производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-конструкторской) практики, должны быть определены в основной образовательной программе направления подготовки магистра и в его индивидуальном задании на практику.

3.10. Студент в результате прохождения педагогической практики должен обладать следующими качествами:

· уметь подготовить и прочитать лекцию, провести семинарское или практическое занятие, лабораторную работу с использованием современных педагогических, дидактических и компьютерных технологий;

· уметь подготовить демонстрационные материалы, необходимые для сопровождения лекции или практического занятия;

· уметь провести деловую игру по заданной тематике;

· иметь представление о разработке критериев оценки знаний студентов;

· уметь подготовить тесты и вопросы для текущего и промежуточного контроля знаний студентов;

· уметь формулировать темы и содержание курсовых проектов по дисциплинам учебного плана направления подготовки бакалавров и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: