1. Учет требований безопасности труда при принятии решений по всем вопросам производства.
2. Общее руководство и координация работы по охране труда работодателем. Обеспечение и организация безопасности труда и улучшение условий работы на рабочих местах.
3. Возложение ответственности за безопасность труда на предприятии на каждого руководителя и специалиста с обязательным закреплением этой ответственности, обязанностей и прав по вопросам ОТ в должностных обязанностях либо иных документах (положениях, приказах, распоряжениях и др.).
4. Создание службы ОТ как основной службы предприятия, подчиняющейся непосредственно работодателю. Обеспечение участия службы во всех областях деятельности по вопросам ОТ. Четкое разграничение задач, стоящих перед службой ОТ и другими службами предприятия.
5. Обеспечение постоянного эффективного контроля условий и ОТ на каждом рабочем месте всеми должностными лицами.
6. Обеспечение сотрудничества с трудовым коллективом в выработке и проведении политики по вопросам обеспечения ОТ.
7. Координация действий, принимаемых в области ОТ, с общей программой рационализации труда на предприятии.
8. Разработка и реализация программы обеспечения безопасности труда.
9. Изучение рабочих мест с целью улучшения условий труда работающих.
10. Обучение безопасности труда всех работников, руководителей и специалистов как неотъемлемой части профессионального обучения и повышения квалификации работающих.
При организации работы по ОТ на предприятии работодатель должен учитывать, что нормативными правовыми актами могут предъявляться дополнительные требования к организации работы по ОТ.
Так, "Правилами эксплуатации электроустановок потребителей" для персонала электрохозяйства предприятий предписывается: "На каждом предприятии работа по созданию безопасных условий труда должна соответствовать положению о системе управления ОТ, устанавливающему единую систему организации и безопасною производства работ, функциональные обязанности лиц из электротехнического, технологического и другого персонала, их взаимоотношения и ответственность по должности"
|
Система управления охраной труда (СУОТ) - регламентированная законодательными, нормативными правовыми актами и организационно-методическими документами целевая подсистема в системе управления предприятием, направленная на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и высокой работоспособности работников в процессе труда.
Система устанавливает общие положения и требования к управлению ОТ и распространяется на все структурные подразделения предприятия, всех руководителей, специалистов, рабочих и служащих.
СУОТ предприятия включает:
- общие положения;
- задачи управления ОТ;
- функции управления ОТ;
- руководящие, нормативные и технические документы, обеспечивающие СУОТ.
Для решения задач управления ОТ на предприятии должны быть сформированы органы управления и назначены ответственные лица, исходя из структуры предприятия и должностных обязанностей руководителей и специалистов.
Задачи управления охраной труда должны решаться путем взаимодействия всех подразделений и служб предприятия.
Руководство по управлению ОТ на предприятии осуществляют:
|
- на предприятии в целом - руководитель предприятия (работодатель) и главный инженер предприятия (технический руководитель);
- в подразделениях предприятия и в их структурных единицах - их руководители.
Организационно-методическую работу по управлению ОТ, подготовку управленческих решений осуществляет служба охраны труда и совместная комиссия (комитет) по ОТ предприятия.
Задачи управления охраной труда па предприятии:
- обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда работающих, пропаганда вопросов охраны труда;
- обеспечение безопасности производственного оборудования;
- обеспечение безопасности производственных процессов;
- нормализация санитарно-гигиенических условий труда;
- обеспечение работающих средствами индивидуальной и коллективной зашиты;
- обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работающих;
- лечебно-профилактическое обслуживание работающих;
- санитарно-бытовое обслуживание работающих;
- профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям.
Функции управления охраной труда на предприятии:
- планирование работ по ОТ;
- организация и координация работ по ОТ;
- контроль за состоянием ОТ и функционированием СУОТ предприятия;
- учет и анализ показателей состояния ОТ и функционирования СУОТ предприятия;
- принятие мер по стимулированию высоких показателей состояния ОТ и определение ответственности лиц, нарушающих требования охраны труда.
Рекомендуемые приложения к СУОТ:
1. Перечень нормативных правовых актов по ОТ, действующих на предприятии.
2. Схема распределения обязанностей руководителей предприятия, структурных подразделений и служб в системе управления ОТ.
3. Положение об обязанностях и ответственности руководителей, специалистов, рабочих и служащих предприятия.
4. Положение о службе ОТ предприятия.
5. Положение о совместной комиссии (комитете) по ОТ.
6. Положение об организации административно-общественного контроля за состоянием ОТ на предприятии и др.