Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену)
По дисциплине «Информатика»
Для специальности 09.02.03, 09.02.02, 10.02.03, 2 семестр
1. Понятие информации. Виды информации. Восприятие и представление информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки.
2. Основные информационные процессы. Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации в социальных, биологических и технических системах.
3. Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Перевод чисел из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.
4. Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Правила перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную.
5. Сравнение чисел в различных системах счисления.
6. Измерение информации. Единицы измерения информации.
7. Компьютерное представление числовой, текстовой, графической и аудио информации.
8. Кодирование и декодирование информации. Процесс передачи информации. Источник и приемник информации, канал передачи информации.
9. Скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала, объем памяти, необходимый для хранения звуковой и графической информации
10. Основные понятия логики, логические операции формальной логики.
11. Построение таблиц истинности логических выражений.
12. Технологии создания и преобразования информационных объектов.
13. Табличный процессор. Изменение формул при копировании. Вычисления в таблицах. Абсолютная и относительная адресация. Диаграммы и прогноз в электронных таблицах.
|
14. СУБД. Формирование запросов в готовой БД.
15. Конструирование. Информационная модель на графах.Поиск путей в графе.
16. Понятие файла и файловой системы организации данных (папка, иерархическая структура, имя файла, тип файла, параметры файла). Типы файлов. Поиск файлов.
17. Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Адресация.
18. Средства и специальное программное обеспечение средств телекоммуникационных технологий.
19. Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений.
20. Основные понятия программирования. Понятие алгоритма. Основные структуры алгоритмов. Понятие структурного подхода при разработке алгоритмов.
21. Определение блок-схем. Назначение и форма записи основных блоков.
22. Понятие линейного алгоритма. Блок-схема линейного алгоритма.
23. Алгоритмическая структура «Ветвление»: понятие, назначение, обозначение на блок-схеме.
24. Алгоритмическая структура «Выбор»: понятие, назначение, обозначение на блок-схеме.
25. Алгоритмическая структура «Цикл»: понятие, назначение, обозначение на блок-схеме.
26. Основные классы языков программирования: интерпретаторы, компиляторы: понятие, функции, назначение.
27. Общая характеристика языка программирования C++. Основные операторы и библиотеки. Основные типы данных, преобразователи, управляющие символы. Реализация логических операций «и», «или», «не» в C++. Примеры. Данные логического типа. Логические операции. Правила записи сложных условий. Правила вычисления значения логического выражения. Алфавит языка. Константы и переменные. Примеры. Порядок написания имен переменных. Стандартные функции. Арифметические выражения и правила их использования. Инструкция присваивания. Операторы ввода и вывода в C++.
|
28. Общая характеристика языка программирования C++. Знаки отношений, операции и функции. Переменные в языке C++. Простой и составной операторы в C++. Операторные скобки в C++: назначение, правила и порядок их использования. Примеры.
29. Общая характеристика языка программирования C++. Назначение каждого раздела. Использование комментариев в программе на языке C++. Символы обозначения комментариев. Вложенные комментарии. Раздел описания переменных в C++: правила задания имени переменной.
30. Разветвляющие программы в C++. Реализация в программах неполной конструкции, блок-схема.
31. Оператор выбора в C++. Реализация в программах, блок-схеме.
32. Разветвляющие программы в C++. Реализация в программах полной конструкции, блок-схема.
33. Цикл с параметром. Построение блок-схем. Реализация в программах.
34. Цикл с предусловием. Построение блок-схем. Реализация в программах.
35. Цикл с постусловием. Построение блок-схем. Реализация в программах.
Преподаватель ______________ Фадеева Е.Н.
Приложение 1
Задачи для подготовки к промежуточной аттестации (экзамену)
По дисциплине «Информатика»
для специальностей 10.02.03, 09.02.03, 09.02.02, 2 семестр
Кодирование и операции над числами в разных системах счисления. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дано А = A716, B = 2518. Найдите сумму A + B. 1) 1010110002 2) 1010101002 3) 1010101102 4) 1010100002 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа 245? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Даны два числа: A=9D16 и B=2378. Какое из приведенных ниже чисел С в двоичной системе соответствует неравенству: A<C<B? 1) 100110102 2) 100111102 3) 100111112 4) 110111102 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как выглядит число В0С16 в двоичной системе счисления? 1) 1100100010102 2) 1011000011002 3) 1011000100012 4) 1010000111002 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для кодирования букв О, В, Д, П, А решили использовать двоичное представление чисел 0, 1, 2, 3 и 4 соответственно (с сохранением одного незначащего нуля в случае одноразрядного представления). Если закодировать последовательность букв ВОДОПАД таким способом и результат записать восьмеричным кодом, то получится 1) 22162 2) 1020342 3) 2131453 4) 34017 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Построение таблиц истинности логических выражений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постройте таблицу истинности для логического выражения Z → (X → Y) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дано логическое выражение, зависящее от 5 логических переменных: z1 ∧ z2 ∧ z3 ∧ z4 ∧ z5 Сколько существует различных наборов значений переменных, при которых выражение ложно? 1) 1 2) 2 3) 31 4) 32 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дан фрагмент таблицы истинности выражения F:
Каким из приведённых ниже выражений может быть F? 1) (x1 ∧ x2) ∨ (x3 ∧ x4) ∨ (x5 ∧ x6) 2) (x1 ∧ x3) ∨ (x3 ∧ x5) ∨ (x5 ∧ x1) 3) (x2 ∧ x4) ∨ (x4 ∧ x6) ∨ (x6 ∧ x2) 4) (x1 ∧ x4) ∨ (x2 ∧ x5) ∨ (x3 ∧ x6)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поиск путей в графе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На рисунке— схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На рисунке— схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город З? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город З? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализ диаграмм и электронных таблиц. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В ячейке D3 электронной таблицы записана формула =B$2+$B3. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку D3 скопируют в ячейку E4? Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации. 1) =C$2+$B4 2) =A$2+$B1 3) =B$3+$C3 4) =B$1+$A3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки D2 в одну из ячеек диапазона E1:E4 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились, и значение формулы стало равным 8. В какую ячейку была скопирована формула? В ответе укажите только одно число – номер строки, в которой расположена ячейка.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое целое число должно быть записано в ячейке A1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:С2 соответствовала рисунку? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дан фрагмент электронной таблицы:
Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:C2 соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализ фрагментов алгоритма. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определите, что будет напечатано в результате выполнения фрагмента программы: {int n, s; n = 3; s = 0; while (n <= 7) {s = s + n; n = n + 1;} printf("%d", s); } | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определите значение переменной b после выполнения следующего фрагмента алгоритма (см. рис.): 1) 6 2) 5 3) 3 4) 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определите значение переменной b после выполнения следующего фрагмента программы, в котором a и b – переменные вещественного (действительного) типа.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма: 10 2) 16 3) 8 4) 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определите число, которое будет напечатано в результате выполнения фрагмента программы. a=2; b=1; b=pow(b,3)-2*a; if (a>=b)) {Y=a*b; printf (''%f'',Y');} if (a<b)) {Y=a/b; printf (''%f'',Y');} | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поиск и исправление ошибок в программе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На обработку поступает последовательность из семи положительных целых чисел (некоторые числа могут быть одинаковыми). Нужно написать программу, которая выводит на экран произведение, количество и сумму чётных чисел, а также максимальное четное и минимальное четное число в исходной последовательности. Если чётных чисел нет, требуется на экран вывести «NO». Известно, что вводимые числа не превышают 1000. Программист написал программу неправильно.
# include '' conio.h'' {int i, x, n=7; double maximum, count, sum, proiz, minimum; count = 0; sum=0; proiz=0; maximum = 1000; minimum = 1000; for (i = 1; i <= n; i++) {scanf("%d",&x); if (x % 2 ==1) {count= count+1; sum= sum +x; proiz= proiz * i; if (x > maximum) maximum = i; if (x < minimum) minimum = x; } } if (count > 0) { printf("%d\n", count); printf("%d\n", sum); printf("%d\n", proiz; printf("%d\n", maximum); printf("%d\n", minimum); } else printf("NO\n");} getch(); return 0;} | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация компьютерных сетей. Адресация. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Идентификатор некоторого ресурса сети Интернет имеет следующий вид: https://www.ftp.ru/index.html Какая часть этого идентификатора указывает на протокол, используемый для передачи ресурса? 1) www 2) ftp 3) http 4) html | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На месте преступления были обнаружены четыре обрывка бумаги. Следствие установило, что на них записаны фрагменты одного IP-адреса. Криминалисты обозначили эти фрагменты буквами А, Б, В и Г. Восстановите IP-адрес. В ответе укажите последовательность букв, обозначающих фрагменты, в порядке, соответствующем IP-адресу. Если будет несколько вариантов решения, запишите их все через запятую. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В терминологии сетей TCP/IP маской сети называется двоичное число, определяющее, какая часть IP-адреса узла сети относится к адресу сети, а какая – к адресу самого узла в этой сети. Обычно маска записывается по тем же правилам, что и IP-адрес. Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному IP-адресу узла и маске. По заданным IP-адресу узла и маске определите адрес сети. IP-адрес узла: 217.19.128.131 Маска: 255.255.192.0 При записи ответа выберите из приведённых в таблице чисел четыре элемента IP-адреса сети и запишите в нужном порядке соответствующие им буквы, без использования точек.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На сервере test.edu находится файл demo.net, доступ к которому осуществляется по протоколу http. Фрагменты адреса данного файла закодированы буквами А, Б... Ж (см. таблицу). Запишите последовательность этих букв, которая кодирует адрес указанного файла в Интернете.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кодирование и декодирование информации. Передача информации. Определение времени записи файла | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 14400 бит/с, чтобы передать цветное растровое изображение размером 640 на 480 пикселей, при условии, что цвет каждого пикселя кодируется 24 битами? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производилась двухканальная (стерео) звукозапись с частотой дискретизации 64 кГц и 16-битным разрешением. В результате был получен файл размером 60 Мбайт, сжатие данных не производилось. Определите приблизительно, сколько времени (в минутах) проводилась запись? В качестве ответа укажите ближайшее к времени записи целое число. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производится двухканальная (стерео) звукозапись с частотой дискретизации 32 кГц и 16-битным разрешением. Запись длится 5 минут, её результаты записываются в файл, сжатие данных не производится. Какая из приведённых ниже величин наиболее близка к размеру полученного файла? 1) 22 Мбайт 2) 37 Мбайт 3) 51 Мбайт 4) 65 Мбайт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Базы данных. Файловая система. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для групповых операций с файлами используются маски имён файлов. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы: Символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ. Символ «*» (звёздочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность. Определите, какое из указанных имён файлов удовлетворяет маске:??pri*.?* 1) napri.q 2) pripri.txt 3) privet.doc 4) 3priveta.c | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для групповых операций с файлами используются маски имен файлов. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы: Символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ. Символ «*» (звездочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность. В каталоге находится 6 файлов: adobe.xls idol.xlsx london.xls adobe.xml odor.xlsx sdoba.xls Определите, по какой из масок из них будет отобрана указанная группа файлов: adobe.xls idol.xlsx odor.xlsx sdoba.xls 1)?do*.xls 2)?do?*.xls* 3) *do*.x* 4)?do?.xls* | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. На основании приведённых данных определите фамилию и инициалы дяди Корзуна П. А.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ниже приведены фрагменты таблиц базы данных учеников школы:
В каком классе учится ученик наибольшего роста?
1) 3-й «А» 2) 4-й «А» 3) 6-й «А» 4) 9-й «А» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сколько записей удовлетворяют условию «Класс = '11а' ИЛИ Физика < Химия»?
1) 1 2) 4 3) 3 4) 2
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И» - символ «&».
В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.
По запросу Динамо & Красс ни одной страницы найдено не было. Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Спартак | Динамо | Красс? Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Некоторый сегмент сети Интернет состоит из 5000 сайтов. Поисковый сервер в автоматическом режиме составил таблицу ключевых слов для сайтов этого сегмента. Вот ее фрагмент:
Сколько сайтов будет найдено по запросу (принтеры | мониторы) & сканеры если по запросу принтеры | сканеры было найдено 600 сайтов, по запросу принтеры | мониторы – 900, а по запросу сканеры | мониторы – 750.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ниже приведены запросы к поисковому серверу. Расположите номера запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ |, а для логической операции «И» – &. 1) принтеры & сканеры & продажа 2) принтеры & продажа 3) принтеры | продажа 4) принтеры | сканеры | продажа |