В таблице представлены 10 стратегий, которые помогут учителю поддерживать продуктивные формы мотивации у учащихся в период дистанционного обучения. Их использование позволит добиваться большей интеллектуальной активности, позитивного отношения к предмету и более высокого усвоения материала.
Стратегия | Описание | |
Поощряйте вовлеченность и активное участие | · Поддерживайте тех, кто подготовился к занятию. · По ходу занятия задавайте дискуссионные и проблемные вопросы, т.е. вопросы, развивающие критическое мышление, а не просто на вспоминание материала и определения, которые не имеют единственного правильного варианта ответа. · Более эффективно предоставлять слово конкретному ученику («Дмитрий, что вы думаете?»), потом другому. Этот прием расшевелит других, и они будут далее более активно думать и внимательно отслеживать происходящее. · Используйте чат для максимальной вовлеченности учеников в дискуссии. Важно не просто задать хороший вопрос, но и дать возможность ученикам подумать, высказаться. · Рекомендуется предварительно разбить занятие на несколько смысловых частей и в конце каждой части четко обозначать её окончание (мы с вами рассмотрели вопрос о подходах к восприятию в рамках такого-то подхода), после чего задать 2-3 вопроса для проверки того, действительно ли они поняли материал. | |
Не забывайте, что внутренняя мотивация держится на чувстве компетентности | · Давайте возможность ученикам чувствовать себя эффективными, давая задачи, поддерживающие ощущение «Я могу!». · Акцентируйте достижения (по возможности каждого) ученика, в понимании и освоении темы, давая обратную связь на письменные работы. · Давайте ученикам ответ на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы улучшить результат?». · Планируя содержание лекции, семинара, следуйте принципу оптимального уровня сложности. |
Старайтесь поддерживать регулярную и структурированную работу, когда ученикам хорошо понятно, что делать и как. · Будьте осторожны с критикой. Она может оказаться последней каплей, после которой силы ученика иссякнут, и он потеряет веру в себя. | ||
Поддерживайте потребность в автономии и свободе | · Предлагайте возможность выбора, какой рассказ прочесть, какой вариант решить, какую проблему проанализировать. Покажите, что Вы уважаете, понимаете и цените этот выбор. · Предоставляйте опции и возможные варианты выполнения задания, а также форматы работы (в группе или индивидуально). · Имеет смысл заменить жесткие «вы должны, вы обязаны, вам следует» на «попробуйте, вы можете (прочесть такую-то книгу), у вас есть такой-то выбор, варианты…». | |
Поддерживайте сегодняшние потребности учеников, их состояния и настроения | · Используйте теплые обращения в ваших письмах, с пожеланиями здоровья и благополучия. Создайте атмосферу открытого и позитивного общения учеников друг с другом и с вами. Одним из лучших методов поддержки мотивации через принятие является создание виртуальных рабочих (приемных) часов, когда ученики могут связаться с учителем (или классным руководителем). · Предоставьте ученикам доступ в определенное время к чату или видеоконференции, для неформального общения по изучаемым темам вашего предмета. · Вы можете делать периодические видеозаписи своих выступлений и отправлять их ученикам в общий чат. Это демонстрирует то, что учитель действительно вовлечен в курс и заботится о потребностях детей. · Не оставляйте без внимания заданные вопросы, даже короткий ответ может быть важным. | |
Обеспечьте своевременную обратную связь | · Отвечайте на вопросы и высылайте обещанные материалы в течение 24 часов, это дает ученику ощущение безопасности, стимулирует интерес к учебному предмету. | |
Давайте конструктивную и персонализированную обратную связь о выполнении задания. | · Конкретные комментарии по работе ученика, дают ему подтверждение того, что его работа имеет значение. · В случае, когда ученик получает низкую оценку, конструктивная и поддерживающая обратная связь от преподавателя очень важна. · В дискуссионных форумах комментируйте наиболее интересные высказывания, отмечая самые проницательные или заметные комментарии, сделанные учениками. | |
Старайтесь тщательно спланировать и | · Заранее проверьте работу всех электронных устройств, которые вы используете для проведения |
организовать занятие | онлайн урока. · Планирование и техническая подготовка сделают процесс обучения плавным и помогут обеспечить большую вовлеченность учеников. · Выработайте четкие стратегии работы с опоздавшими. Например, можно заранее предупреждать учеников, что опоздавшие более чем на 5 минут будут отмечены как «отсутствующие», так как это мешает проводить урок. · Ссылки, которые вы даете ученикам необходимо проверять на работоспособность заранее. | |
Обеспечьте легкий доступ к учебным ресурсам | · Загрузите литературу по вашей программе, учебники, презентации и видеоматериалы на облачное хранилище (Яндекс.Диск, DropBox, GoogleDrive) и предоставьте ссылку с правами просмотра ученикам. · Ваша задача как преподавателя - дать ориентировку по дальнейшему чтению и изучению темы путем предоставления ссылок на бесплатные, легкодоступные ресурсы. | |
Поддерживайте у детей ощущение «Я смогу» | · Давайте ученикам понять, что вы верите в их способности справиться с заданием. · Предоставляйте им возможности чувствовать себя компетентными, давая время от времени знать, насколько успешен ученик по вашему предмету. · Если тема урока или проверочная работа являются сложными, необходимо это озвучить. В этом случае предоставьте поддержку и предложите дополнительные ресурсы, которые могут оказаться полезными для учеников | |
Сохраняйте энтузиазм. Энтузиазм заразителен | · Позвольте себе остановиться на тех темах, которые Вам кажутся особенно интересными. · Организуйте эмоциональные и увлекательные дискуссии, связывайте материал курса с реальной жизнью. Это, безусловно, будет полезным опытом! |