ТЕМА 2
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К.Г. ЮНГА
ДЕ 2-1: Основные понятия аналитической психологии
v Юнгианская психология фокусируется на установлении и формировании связей между процессами сознания и бессознательного;
v «Либидо» как движущая сила развития в юнгианской психологии подразумевает энергию жизнетворчества;
v Индивидуация – это:
· процесс, посредством которого человек становится психологическим «индивидом», то есть самостоятельной, неделимой единицей, или «целым»;
· иными словами - это процесс психологической дифференциации, ставящий своей целью развитие индивидуальной личности;
· сознательная реализация человеком своей, единственной в своем роде, психической реальности, включающей как сильные стороны, так и личностные ограничения.
v Коллективное бессознательное образует автономный психический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования — архетипы (общечеловеческие первообразы) лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов;
v Архетип – это:
· врожденный, унаследованный паттерн психологических проявлений, связанный с инстинктами и воплощающийся при достаточной активации в форме образов, идей или моделей поведения;
· структурная единица коллективного бессознательного, на глубинном уровне определяющая одно из направлений развития личности
v Понятие архетипа было сформулировано Юнгом на основании:
· анализа собственных сновидений
· изучения культурных традиций древних народов в отношении такого явления как сновидение
|
· опыта практической работы с психически больными людьми
· результатов исследования мифологии и фольклора
v Название ведущих архетипов и их содержание:
· Эго – управляющий центр сознания;
· Самость – архетип целостности, отвечающий за сохранность психики и ее развитие;
· Анимус – маскулинное начало в бессознательном женщины;
· Анима – феминное начало в бессознательном мужчины;
· Тень – бессознательный компонент психики, содержаний вытесненные переживания и неосознаваемые ресурсы;
· Персона – структурный компонент психики, отвечающий за построение отношений с внешним миром и самопрезентацию;
v Комплекс — чувственно (эмоционально) нагруженная группа идей или образов. В «центре» комплекса находится архетип или архетипичсский образ.
ДЕ 2-2. Структура и динамика развития психики по Юнгу
v Ведущие психические процессы, обеспечивающие развитие личности, в концепции Юнга:
· процесс индивидуации;
· процесс интеграции отдельных частей психики;
· установление связи между Самостью, Эго и Персоной;
v Структурные компоненты индивидуальной психики в концепции К.Г.Юнга: Самость, Эго, Персона, Тень, Анима и Анимус, берущие начало в коллективном бессознательном;
v Трансцендентная функция:
· примиряющее «третье», возникающее из бессознательного (в форме какого-либо символа или нового отношения) после того, как конфликтующие противоположности сознательно дифференцировались и между ними установилось соответствующее напряжение;
· психическая функция, обеспечивающая взаимодействие и интеграцию полярных частей и проявлений психики; устанавливает связь между реальным и воображаемым (рациональным и иррациональным), перебрасывая, тем самым, мост от сознания к бессознательному;
|
ДЕ 2-3: Культурологические аспекты аналитической психологии.
v Концепция К.Г. Юнга о структуре и функционировании психики опирается на:
· ведущие понятия символизма в культуре и науке
· базовые понятия истории религий
· обобщенные данные гуманитарных наук
· результаты исследования мифологии и фольклора
· детальный анализ историй болезни психически больных людей
v Культурологическая направленность концепции К.Г. Юнга явилась следствием:
· его окружения в раннем детском возрасте
· увлечения мистическим аспектами культуры в годы студенчества
· путешествий по разным странам в процессе профессиональной деятельности
ДЕ 2-4: Психологические типы личности в концепции К.Г. Юнга
v Экстраверсия и интроверсия определяются как:
· базовые типы личности, имеющие определенную направленность либидо
· определенная направленность личности, имеющая внутренний или внешний локус контроля
v Экстраверсия — отношение или позиция, характеризующаяся концентрацией интереса к внешним объектам. Тип психологической ориентации, в котором движение энергии направлено наружу, во внешний мир.
v Характеристики экстраверсии:
· направленность либидо на внешний мир;
· внешний локус контроля;
· повышенная потребность в общении;
· повышение тревожности при длительном уединении и ограничении количества социальных контактов;
v Интроверсия — отношение или позиция, характеризующиеся направлением деятельности в жизни человека, основанной на субъективных психических содержаниях. Это такой вид психологической ориентации, в котором движение энергии происходит по направлению к внутреннему миру.
|
v Характеристики интраверсии:
· направленность либидо на внутренний мир;
· внутренний локус контроля;
· повышение тревожности при активном воздействии со стороны внешнего мира;
· выраженная потребность в уединении и ограничении количества социальных контактов;
v Психические функции и их характеристики:
· Ощущение - определяет существование объекта: «ЭТО – ЕСТЬ». Является рациональной и безоценочной.
· Мышление - называет объект, определяет его характеристики. Является рациональной и оценочной.
· Интуиция – предопределяет события вне четкой логической связи. Постулирует данность вне времени. Является иррациональной и безоценочной.
· Чувства – определяют отношение к объекту как приятному или неприятному, опасному или безопасному. Является иррациональной и оценочной.
v Распределение психических функций по степени их развитости и частоте применения:
· 1 – ведущая
· 2 – дополняющая
· 3 – компенсирующая
· 4 – вытесненная (подавленная)