Методики подготовки материалов




Общие характеристики профессии журналиста

Для начала нужно помнить несколько несложных аксиом журналистского творчества.
Главная установка журналиста, имеющая фундаментальное влияние на его творчество – отношение журналиста к аудитории, диалог автора с аудиторией через журналистские материалы.
Если говорить о журналистике на российских просторах, то нам ближе восточная модель журналистики, когда новость не только сообщается, но и живо обсуждается, ей высказывается сопереживание. Это нужно иметь ввиду, если вы собираетесь работать в России.
Журналист не должен настаивать на единственной точке зрения – и это тоже очень важно. Сколько людей, столько и мнений – а особенно в реалиях масс-медиа.
Перейдём к советам по конкретным направлениям журналистской деятельности.
Журналист, работающий в печатных СМИ, пожалуй, должен обладать самым универсальным уровнем подготовки по сравнению с коллегами из других видов СМИ.
Для того чтобы работать на ТВ, нужно иметь запоминающуюся внешность и дикторский голос. Второму качеству можно обучиться, посещая специальные курсы. В курсе журналистского образования существуют специальные дисциплины «Современный русский язык. Орфоэпия» и «Современный русский язык. Лексикология», которые, в случае успешного освоения, исключат возможность появления у вас речевых ошибок (качество, необходимое для работы в прямом эфире, например). Однако вы также можете составлять новостные нарезки, монтировать видеоотчёты, работать «репортёром за кадром» – всё это тоже относится к деятельности «телевизионщиков», для этого вам не очень-то понадобятся запоминающаяся внешность и дикторский голос (мелькать на экране всё равно не будете) – станете «теневым» телевизионным журналистом.

Работа с документами

Обычно отправной точкой исследования служит документ.
К любому документу нужно относиться с определённой степенью недоверия – это также одно из правил журналистской работы.
Если обратиться к нашей недавней истории, то советская пресса не только информировала, но и агитировала (пропаганда на самом деле не является обязательной частью журналистики). Журналист советской эпохи был транслятором властных установок. Издания по интересам были в громадном дефиците (например, иллюстрированный журнал «Советский экран»). Издания по интересам, то есть специализированные издания, полосы которых отданы одной-двум темам (в случае с «Советским экраном» это обзор советского кинематографа).
В настоящий момент все мы живём в рамках коммуникативно-познавательной (иначе – информационной) модели журналистского творчества, когда журналист прежде всего считается поставщиком фактов. Первое издание в России в рамках информационной модели – «Аргументы и факты» (1980-й год). Информационная модель предполагает наличие факта и его комментария, без всяких идеологических опусов и пропаганды.
Информационная журналистика как нельзя лучше соответствует тому информационному типу общества, к которому человечество движется последние 50 лет. Узнавать новости становится всё легче (интернет, телевидение, радио) – новостей становится всё больше.
Теперь от журналистов ждут того, чтобы они ориентировали свои произведения на личность, а не на массу. Работали над журналистскими материалами не ради идеи, а ради людей, которым эти материалы что-либо подскажут или в чём-то помогут. Если говорить конкретнее, то в случае с банальным интервью-портретом к человеку надо идти не за фактами биографии, а за его опытом. Интервью-портрет предполагает представление человека аудитории через диалог журналиста с ним.
МирСоветов должен отметить, что в настоящее время журналисты должны доказывать, а не утверждать, то есть каждый факт должен иметь обоснование.
Опыт работы с материалом современные журналисты переняли из криминалистики. Если в ваши руки попал документ, который вы хотите использовать при написании материала, предъявите к нему ряд претензий:

· существует ли учреждение, от имени которого составлялся документ, как оно называлось в момент составления документа?

· компетентно ли учреждение и лицо, от имени которого составлен документ, удостоверять содержащиеся в нём сведения?

· нет ли противоречия между датой выдачи документа и временём изготовления бланка?

Вопросы простые, но если хотя бы на один из них ответ отрицательный – документ можно выкидывать, поскольку вам он точно не пригодится.

Сбор информации

Работая журналистом, вы наверняка столкнётесь с таким частотным явлением как «зажим» информации. Приготовтесь к тому, что не везде вас будут встречать с улыбкой. Приготовтесь к тому, что зачастую вам будут отвечать очень грубо или не отвечать вовсе, перенаправляя от одной двери к другой. Приготовьтесь часто «просить», потому что это одна из функций журналиста: просить дать интервью, просить дать комментарий события, просить ответить на пару вопросов… Вспомните толпы журналистов, окружающих спортсменов после мировых соревнований: редкому журналисту удаётся задать пару вопросов звезде, чаще же всего звёзды, тем более проигравшие свой старт, проходят в молчании мимо. Вот и думай, обижаться после этого или нет. Кроме большой толерантности современный журналист должен обладать громадным самообладанием и вообще забыть о таком чувстве как обида.
Перечислим типичные приёмы зажима информации. Так называемая «большая игра» (оригинальный подход начальника к тому, как избежать какой бы то ни было ответственности: накануне приезда журналиста начальник распределяет роли среди подчинённых, определяя, кому что говорить), «большая игра» предполагает наличие незаурядного потенциала у лица, желающего таким образом провести журналиста. Может случиться и такая ситуация: вы приходите в конкретное учреждение с намерением задать вопросы или что-то уточнить, а вас там ошарашивают словами «А есть ли письменный запрос?». И если ваше издание не сделало этот запрос заранее, вы будете проигнорированы. Вам могут также сказать, что «начальник будет завтра», плюс с вами могут поиграть в футбол, перенаправляя во всё новые и новые ведомства (этот приём зажима информации так и называется – «игра в футбол», не удивляйтесь).
Журналистская практика выработала действенные методы борьбы с зажимом информации.
Итак, приёмы противодействия зажиму информации следующие:

1. Выступление от имени своей аудитории, а не от имени конкретного издания (нажим на то, что информация нужна громадному количеству людей).

2. Следует показать, что вам уже что-то известно, предложить дать официальную версию.

3. Обратиться за помощью к недовольным, но такую информацию нужно перепроверять (например, если вам отказался давать комментарии один партийный лидер, возьмите интервью у его главного оппонента).

4. Возможность бартера, то есть обмена информацией, раскрытие выгодности для информанта в деле предоставления информации.

5. Если журналист не может получить информацию в данном учреждении, то придётся обратиться к конкуренту.

6. Указать на «Закон о СМИ» (Глава 4-я статья 38-я, право на получение информации), также можно напрямую указать информанту на зажим информации.

Интервью – очень распространенный жанр в журналистике сегодня – относится к первичным методам сбора информации (то есть такие методы, когда вы получаете информацию из первых рук или сами являетесь её получателем, как в случае, например, с наблюдением). Журналистская классификация интервью следующая:

· строго стандартизованное интервью – подходит для официальных лиц (заранее составляется перечень вопросов, ответы тоже можно предугадать заранее);

· полустандартизованное интервью – журналист может варьировать вопросы, менять их последовательность (предполагает более высокий профессионализм интервьюера, этот вид интервью наиболее частотен в журналистике);

· свободное интервью – предполагает высокую квалификацию журналиста (такой журналист неофициально называется беседчиком; такие интервью обычно – события в мире журналистики).

В случае интервью МирСоветов рекомендует начинать, конечно же, со строго стандартизованного, поскольку оно позволит избежать некоторых общих ошибок начинающих журналистов, например, если ваш собеседник вдруг не захочет отвечать на какой-либо вопрос, у вас всегда будет масса заранее составленных вопросов (интервью-то строго стандартизованное).
Если лидирование в интервью перешло к респонденту (то есть опрашиваемому), то в этом случае нужно изменить своё местоположение, а далее прервать монолог респондента резким изменением хода беседы, чтобы сбить его с ухода от темы.
Нынешняя журналистская практика породила новое явление, когда выразителем духовного облика личности становится макродиалог. В таком диалоге журналист перекладывает характеристику героя на плечи героя. Собственно, в случае с таким интервью диалог превращается в монолог, когда журналист лишь иногда вставляет уточняющий или направляющий вопрос.
Для ведения двух нестандартизованных видов интервью полезно знать классификацию помогающих в тяжёлых случаях вопросов.
Контрольные вопросы (они готовятся заранее, будь то даже интервью-беседа, полностью построенная как экспромт) – с их помощью информация проверяется на достоверность.
Зондирующие вопросы – то есть уточняющие, с их помощью интервьюер «прощупывает почву», «придирается» к мелочам, выведывает у интервьюируемого то, чего бы он не хотел сказать. Зондирование – тонкая грань, которую очень легко перешагнуть и поломать всю концепцию интервью (опрашиваемый может вдруг отказаться отвечать).
Также выделяются вопросы личные, безличные, наводящие. Личные вопросы характеризуются большой степенью близости к опрашиваемому, то есть, например, касаются фактов его биографии, безличные – вроде бы вопросы ни к месту, но при дальнейшем анализе оказывается, что они были зондирующими. Уточняющие вопросы позволяют узнать, дополнить, расширить представление о том или ином событии при полном согласии интервьюируемого на это.
Во время интервью необходимо наблюдать (используя при этом все «подручные» средства: блокноты, диктофоны, собственную память). Наблюдение является постоянной частью журналистского процесса.
Выделяется давно сложившаяся на российском пространстве классификация интервью по форме: монолог, беседа («собственно беседа», когда журналист и интервьюируемый очень тепло общаются в неформальной обстановке, и диалог – более официальный вид), коллективное интервью (то есть полилог, например, когда вопросы задаются одновременно нескольким членам рок-группы – такие интервью часто публикует журнал «Ровесник», например). Интервью по содержанию: информационное (монолог, «собственно беседа», коллективное интервью), проблемное аналитическое (беседа), интервью-портрет (собственно беседа, диалог, коллективное, зарисовка, очерк). В портретном интервью присутствует установка на детализацию конкретной человеческой судьбы. Портретный очерк – один из ключевых жанров 90-х годов в России. В портретном интервью часто используются фрагменты репортажа. Интервью-очерк предъявляет к журналисту определённые требования: журналист сопереживает герою. Происходит самораскрытие не только героя, но и журналиста.

 

Методики подготовки материалов

Начиная работать журналистом, вы должны выбрать: в частных или государственных СМИ работать. Частные СМИ дают гораздо больше простора для творческой деятельности, чем государственные, где очень часто приходится писать попросту заказные материалы.
Начинать прописывать материал нужно с главного факта. Этот подход называется методом опрокинутой пирамиды. Вопросы из разряда «кто, что, где, когда произошло» должны находиться в начале материала. Дальше следует располагать не столь заметные факты, которые нужно размещать по тексту в порядке убывания их значимости. Тогда редактор, просматривая ваш материал, без труда сократит его до нужного объёма, при этом не упустив ни одного значимого факта.
Творческий процесс каждого журналиста сугубо индивидуален, поэтому МирСоветов рекомендует с самого начала оттачивать свой стиль, формировать неповторимый образ. Редакторская правка, само собой, остаётся редакторской правкой, но пусть ваш текст или приёмы ведения телепередачи остаются авторскими, а не заимствованными у кого-либо.
Заметка – корневой жанр (предполагает только сообщение факта без его комментария). Зачастую журналисты, приступив к работе в печатных СМИ, начинают именно с этого жанра. Специфика заметки вообще не предполагает никакого литературного или публицистического мастерства. Есть факт – изложи этот факт. Построение заметки как раз подчиняется принципу убывающей важности, то есть принципу перевёрнутой пирамиды. Перечислим наиболее востребованные виды заметки в современных недорогих изданиях типа «Теленедели»: блиц-портрет (коротко о биографии знаменитости, например), мини-история (комментарий события от лица известного человека, приводящего пример из личной жизни), мини-совет.
Журналисту в его работе не нужно оценивать факты. Не нужно также утаивать информацию. Работа репортёра – собирать эти факты и информацию.
Перечислим критерии новостной информации, по-настоящему востребованной аудиторией: близость темы новости к читателю, масштабность новости, известность (лица, вещи или события, о которых идёт речь), необычность, наличие конфликтной ситуации, актуальность.
На первых порах вы не обойдётесь без ведения журналистского дневника. Он поможет вам постоянно быть в курсе всех самых важных событий, происходящих в мире.
Предметом отображения в журналистском материале могут быть: событие, личность, процесс, ситуация. В зависимости от того, что изображается, подбирается соответствующий жанр журналистики.
Журналисту необходимо отличать описание события от его оценки. Помимо принципа убывающей пирамиды существует ещё и принцип слоёного пирога. Принцип равномерной нагрузки, иначе – слоёный пирог (в лид выносится яркий критерий новостной ценности, говорящий о новости). Лид, он же лидер-заголовок/лидер-высказывание – 2-3 предложения, вынесенных перед текстом, коротко сообщающие о том, что будет в нижеследующем материале, небольшой «анонс».
Познакомившись с жанром заметки, вы равномерно перейдёте к жанру отчёта, где главным является вербальное содержание. Отчёт – событие, выраженное и поданное в слове (для сравнения: репортаж – все подряд события, сопутствующие какому-то главному событию, не просто то, например, что говорилось на конференции, а что мешало её проведению плюс какие финансовые трудности испытывают организаторы и т.п.). Отчёт – сугубое изложение чьего-либо выступления, описание обращения президента к народу, к примеру (в материале будет излагаться только тот факт, что президент ГОВОРИЛ и ЧТО он говорил). Отчёт разделяется на два вида:

· прямой отчёт. Здесь главное подробно передать ход события (напрочь отсутствует авторский комментарий);

· аналитический отчёт (содержит авторский комментарий).

При написании журналистских материалов следует обращаться к трём группам фактов: прямые факты (то есть факты, непосредственно относящиеся к теме), косвенные (говорят о том, насколько отражение описываемых событий актуально на сегодняшний день), факты-иллюстрации (показывают, как описываемое явление проявляется в реальной жизни).
Репортаж. Такой материал пишется с места события. Репортаж – оперативный жанр, над которым ведётся работа 2-3 дня, плюс это достаточно авторский и трудоёмкий жанр, требующий полного вникания в произошедшую ситуацию. В репортаже для резкой смены плана изложения (то есть для перехода от описания к самому действию) используются определённые речевые конструкции: местоимённое наречие «ТАК», имеющее оценочный характер; частица «ВОТ», которую выносят в начало предложения. Таким образом, репортаж – это не плавный рассказ, а резкая смена речевых планов (описание, повествование, рассуждение), авторской речи, речи героев, диалога, монолога. В репортаже авторское «я», то есть ваше личное присутствие, – это композиционный и стилистический центр текста. Подаётся ваша интерпретация события, подправленная в некоторых случаях мнением редактора.
На самом деле репортёр всегда должен быть готов к наблюдению и самонаблюдению. В этом и состоит сущность работы журналиста: постоянно быть начеку, быть готовым к тому, что большое событие произойдёт прямо на ваших глазах.
Для журналистов, «с головой» вживающихся в профессию, иногда становится обычным использование «метода маски» (иначе: метод смены маски) – журналист каждый раз меняет биографию, личность, чтобы войти в доверие в той или иной социальной среде и в итоге написать репортаж или статью, поражающие глубиной погружения в тему.
Для репортёра становится обыденным использование метода эксперимента – под ним понимается такой способ сбора информации, когда журналист сам создаёт ситуацию для наблюдения (метод провоцированных ситуаций), потому что, возможно, без участия журналиста такая ситуация не возникнет вовсе, но возникновение её необходимо для решения тех или иных проблем.
МирСоветов обращает внимание на то, что лучшее время для сбора новостей в России – это рубежные точки, то есть стыки осени и зимы, зимы и весны. Под конец лета обычно наступает новостная голодовка, когда каждый материал даётся с большим трудом. Это связано и со всеобщими отпусками, и с очень благоприятной погодой, и с пиком рождаемости.
Существует до сих пор и такое плавно подзабытое на российских просторах понятие как «собственный корреспондент». Сейчас собкорство возрождено в «Огоньке», в «Русском репортёре» – в этих изданиях присутствует глубокая специализация на написание репортажей.
Теперь о статье и её отличиях от перечисленного сонма жанров. Под «статьёй» обыватель ошибочно понимает любой опубликованный в печатных СМИ материал. Статья на самом деле предполагает глубокий анализ событий, сложившихся общественных ситуаций плюс рассмотрение их на фоне глобальных процессов. Статья отличается большой дозой «авторства», то есть в какой-то мере является цельным литературным произведением, во всяком случае, то, что статья является жанром номер один в журналистике – нет сомнений.
Статья – главенствующий в печатной журналистике жанр, через который показывается тенденция в развитии явления. Задача статьи – проследить связи, соединяющие анализируемую ситуацию с миром окружающих социальных проблем. Целевая установка статьи при этом: формирование универсальных представлений, которые могли бы быть практически приложимы в условиях разрешения любой проблемной ситуации данного типа – отсюда особая роль факта в статье. Факт в статье служит не иллюстрацией, а аргументом, то есть не указывает на проблему, а доказывает, что проблема есть на самом деле.
Выводы, сделанные в аналитических статьях, часто становятся материалом для принятия управленческих решений.
Представим и схему рассуждения в аналитическом материале: сначала о цели исследования, потом идёт накопление фактов и их анализ, обобщение и вывод.
Виды статьи: передовая – отражает общественно-политическую позицию издания (редакционное или авторское выступление), пропагандистская, проблемная (вопрос выносится на обсуждение, то есть на сегодняшний день решения проблемы не существует).
Статья тем ценна и уникальна, что в ней переплетаются два словарных слоя: специальный научный и авторский, включающий авторские выражения.

 

Напоследок

Работа журналистом зачастую предполагает жертвование какими-то личными установками. Например, если вы неформал и поддерживаете тинейджерский образ жизни, но при этом хотите работать на государственном телеканале, вам придётся проститься и с серьгами в ушах, и с фенечками на руках, и с необычным цветом волос – вообще, вам придётся стать донельзя официальным и «упорядоченным»: носить дорогие часы, костюм за три тысячи долларов, навсегда забыть о «скандальных» причёсках и пергидрольном, например, цвете волос.
Меняйте специализацию, успейте попробовать все виды СМИ, не бойтесь больших расстояний и частых переездов. Работа журналистом предполагает всё это.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: