Соотношение разделов, тем дисциплины и применяемых технологий обучения:
Наименование темы | Применяемые образовательные технологии Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение | ||||
Проблемное обучение | Командная работа | Групповая дискуссия | Учебный диспут | Деловая игра | |
Тема 1. Публичное выступление и его компоненты. | * | ||||
Тема 2. Композиция речи | * | ||||
Тема 3. Требования к стилю выступления | * | ||||
Тема 4.Имидж оратора. | * | ||||
Тема 5. Страх выступления перед аудиторией. | * | ||||
Тема 6. Диалог с аудиторией. | * |
В процессе подготовки обучающихся используются следующие виды интерактивных практических занятий.
Проблемная ситуация - ситуация, для овладения которой студент (или коллектив) должен найти и применить новые для себя знания или образ действий. В проблемном вопросе, в проблемной ситуации ядром является противоречие, например: противоречие между теоретически возможным способом решения задачи и его практической нецелесообразностью, отсутствием методов анализа и обработки реально существующих факт ей, противоречие между научными фактами и житейскими представлениями обучающихся.
Для создания проблемной ситуации возможно использовать следующие приемы:
• прямая постановка проблемы;
• проблемное задание в виде вопроса;
• сообщение информации, содержащей противоречие;
• сообщение противоположных мнений по любому вопросу;
• обращение внимания на то или иное жизненное явление, которое нужно объяснить;
• сообщение фактов, вызывают недоумение;
• сопоставление жизненных представлений с научными;
• постановка вопроса, на который должен ответить студент, прослушав часть лекции, и сделать выводы.
Командная работа – технология, цель которой состоит в формировании умений эффективно работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных результатов. Это такая организация занятий, в ходе которых у студентов формируются информационно-коммуникативные компетентности, развиваются мыслительные способности в результате решения проблемной ситуации, подготовленной преподавателем. Работа студентов строится вокруг ключевых проблем, выделенных преподавателем.
Обучаясь с использованием данной технологии, студенты развивают способности организовывать совместную деятельность, основанную на принципах сотрудничества. При этом у них формируются такие личностные качества, как толерантность к различным точкам зрения и поведению, ответственность за общие результаты работы, формируется умение уважать чужие точки зрения, слушать партнера, вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах, – словом, все те качества, которые необходимы для эффективной командной работы.
Деловая игра – это метод, предполагающий создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решении той или иной задачи. Деловая игра требует не только знаний и навыков, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций и т.д.
Цель деловой игры – проявить имеющиеся знания, показать умение самостоятельно (автономно) или в кооперации (в команде) пользоваться ими, получить навыки уяснения комплексных проблем и выработки подходов к их решению. Деловая игра должна содержать игровую и учебные задачи. Игровая задача – выполнение играющим определенной профессиональной деятельности. Учебная задача – овладение знаниями и умениями.
Деловая игра предполагает наличие определенного сценария, правил работы и вводной информации, определяющей содержание игры. Продолжительность деловой игры зависит от трудоемкости и размера задачи.
Групповая дискуссия («круглый стол») – метод активного обучения, сочетающий тематическую дискуссию с групповой консультацией. Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Важной задачей при организации «круглого стола» является:
• обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;
• иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы);
• тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).