Практические занятия № 2-3




Практическое занятие № 1

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛА

ЦЕЛИ:

1. Выявить специфику категориального значения и грамматических свойств глагола как самостоятельной части речи.

2. Закрепить понятия "парадигма", "лексико-грамматический разряд", "морфологическая категория".

3. Отрабатывать умение определять класс глагола, спряжение.

4. Повторить понятие "формообразующая основа", закрепить умение выделять формообразующие основы глагола.

5. Повторить сведения по истории формирования инфинитива из курса исторической грамматики.

ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Глагол как самостоятельная часть речи. Особенности общекатегориального значения и грамматических свойств глагольных форм.

2. Вопрос о глагольной парадигме в русской лингвистике.

3. Инфинитив, его грамматическая специфика.

4. Словоизменение глагола. Спряжение и формообразование.

5. Формообразующие основы глагола.

6. Классы глаголов.

ЗАДАНИЯ:

· Проблемный анализ научной лингвистической литературы по изучаемой теме:

• Сопоставьте материал раздела «Глагол» в АГ-80, в кн. В.В. Виноградова «Русский язык», в школьных учебниках. Выявите различия в определении глагола, грамматических форм, морфологических категорий и лексико-грамматических разрядов. Ответ оформите в письменном виде.

• Сопоставьте классификации классов глаголов, представленные в АГ-80, в «Грамматическом словаре русского языка» А.А. Зализняка, в кн. В.В. Виноградова «Русский язык».

· Выполните упражнения:

Упражнение 1

Определите спряжение глаголов. Образуйте формы 3-го лица ед. и мн. числа следующих глаголов, выделите окончания.

Варианты ответов:

1 – I спряжение 2 – II спряжение 3 –разноспрягаемый 4 – изолированный
А 1) расстелю 2) затею 3) выгоню 4) подышу 5) заклею 6) борюсь 7) создам 8) посею 9) наколю 10) услышу Б 1) выдержу 2) открою 3) брею 4) отверчу 5) построю 6) высыплю 7) повисну 8) провожу 9) бегаю 10) захочу  
В 1) колышу 2) выдам 3) растаю 4) умолкну 5) застону 6) дремлю 7) помашу 8) предвижу 9) надеюсь 10) учу Г 1) вытерплю 2) скачу 3) намелю 4) залаю 5) посмотрю 6) увижу 7) прополю 8) посушу 9) молю 10) выбегу  
       

Упражнение 2

Определите формообразующие основы, класс глаголов, спряжение. Варианты ответов:

А. 1 – 1 класс 2 – 2 класс 3 – 3 класс 4 – 4 класс 5 – 5 класс 6 – непродуктивный Б. 1 – I спряжение 2 – II спряжение 3 – разноспрягаемый 4 – изолированный
I. 1) беседовать 2) носить 3) мерзнуть 4) создавать 5) завыть 6) побелеть 7) рубить 8) притронуться 9) молоть 10)жалеть II. 1) сшить 2) завидовать 3) принести 4) стоять 5) косить 6) высохнуть 7) советовать 8) умнеть 9) погибнуть 10) качать III. 1) грабить 2) спрыгнуть 3) негодовать 4) потолстеть 5) завязать 6) гаснуть 7) худеть 8) горевать 9) гулять 10) замолчать
IV. 1) перевернуть 2) создать 3) чахнуть 4) плавать 5) напеть 6) напомнить 7) бегать 8) склоняться 9) глупеть 10) радоваться V. 1) взять 2) играть 3) вылизать 4) надышать 5) потрясти 6) распилить 7) задерживать 8) дунуть 9) намокнуть 10) задуматься VI. 1) трогать 2) отвергнуть 3) напоминать 4) блестеть 5) надоесть 6) увезти 7) сдаться 8) растянуться 9) прокричать 10) выбежать
       

Упражнение 3

Определите форму глагола, укажите, от какой формообразующей основы эта форма образована. Укажите начальную форму для каждого глагола и охарактеризуйте его парадигму с точки зрения полноты / неполноты. От одного из глаголов образуйте все возможные формы, указывая, от какой формообразующей основы образованы те или иные формы.

Рассказывая, спел бы, прочитанный, играл бы, пишу, читай, строящийся, скажи, играй, закрытый, переписав, расскажу, стоявший, открываемый, поиграл бы, строишь, пой, закрытый.

Дополнительные задания

· Составьте синквейн по одной из тем: «Глагол», «Инфинитив глагола», «Спряжение глагола», «Классы глаголов»;

· Составьте алгоритм определения класса глагола;

· Составьте алгоритма определения спряжения глагола;

· Подберите занимательный дидактический материал по теме «Спряжение глагола» для учащихся 5 класса (игры, кроссворды, загадки, ребусы, мнемонические приемы и т.п.);

· Подготовьтесь к компьютерному тестированию по темам «Спряжение глагола», «Классы глаголов».

Литература

1. АГ-80. Т. 1. §§ 1384-1385, §§ 1549-1575, §§ 1594-1595.

2. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – Раздел VII "Глагол" – §§ 1-8. (любое издание).

3. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. / Под ред. Дибровой. – М., 2001. – Ч. II. – С. 80-86.

4. Современный русский язык. В. 3-х ч.- ч. II / Шанский Н. М., Тихонов А. И.. – С. 150-162, §§ 107-111.

5. Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976. – С. 101-110.

6. Русский язык: Уч. для 5 кл. общеобр. учр. / М. Г. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – М., любое издание.

7. Бабайцева В. В.. Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория. – Уч. для 5-9 кл. общеобраз. учр.- М., любое издание.

8. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. – М., 1977. – С. 90-141, 78-79, 84.

9. Сухов С. В. Грамматические категории глагола в "Российской грамматике" М. В. Ломоносова / С. В. Сухов // Русский язык в школе. - 2011. - № 12. - С. 69-74

10. Алексеева, О. В. Функциональный подход к изучению глагола // Русский язык в школе. - 2002. - N 5. - С. 10-15

Практические занятия № 2-3

КАТЕГОРИЯ ВИДА

ЦЕЛИ:

  1. Закрепить понятие о значении и формах выражения вида глагола.
  2. Формировать умение определять вид глагола и частные видовые значения.
  3. Закрепить понятие о видовой паре, формировать умение определять видовую пару и характер видовой соотносительности.
  4. Формировать умение определять способы глагольного действия, формальные средства выражения акциональных значений.
  5. Закрепить понятие маркированности / немаркированности применительно к грамматической структуре категории вида.
  6. Формировать умение сопоставлять различные подходы к анализу языковых фактов, развивать способность вырабатывать собственную позицию по спорному вопросу, аргументировать ее.
  7. Повторить сведения по истории формирования категории вида в русском языке.

ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Специфика грамматических значений, выражаемых категорией вида. Понятие ограниченной целостности.

2. Лексико-грамматические разряды предельных/непредельных глаголов, их связь с образованием видовых пар.

3. Видовые пары. Способы образования видовых пар.

4. Вид: категория классификационная или словоизменительная?

5. Двувидовые глаголы. Несоотносительные по виду глаголы.

6. Образование видовых пар у глаголов движения.

7. Типы видовой корреляции.

8. Употребление видов.

9. Способы глагольного действия.

ЗАДАНИЯ:

· Проблемный анализ научной лингвистической литературы по изучаемой теме:

o Сопоставьте определение категории вида, представленное в книге В.В. Виноградова «Русский язык», в АГ- 80, в работе А.В. Бондарко «Вид и время русского глагола». В чем причины разногласий? Какой подход кажется Вам более аргументированным?

o В чем различие понятий «вид глагола», «предельность/непредельность действия» и «способ глагольного действия»?

o Почему сочетаемость глагола с фазисными глаголами является приемом, помогающим разграничивать видовые значения?

o Почему при многих глаголах сов. вида могут быть использованы наречия вдруг, внезапно, неожиданно, а при глаголах несов. вида – однажды, когда-то, пока, в этот момент? Почему слова однажды и пока сочетаются не со всеми глаголами несовершенного вида?

o Какие критерии различения сов. и несов. вида предлагаются исследователями? В чем достоинство и недостаток каждого из них? Какой прием является наиболее четким?

· Выполните упражнения:

Упражнение 1

Укажите начальную форму глаголов, определите вид, подберите (если можно) видовую пару, укажите (если есть) способ глагольного действия.

I. 1. Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей. 2. В то время как Егорушка смотрел на сонные лица, неожиданно послышалось тихое пение. 3. Дениска решительно взял пирог и, отойдя далеко в сторону, сел на земле, спиной к бричке. Тотчас же послышалось такое громкое жевание, что даже лошади обернулись и подозрительно поглядели на Дениску. 4. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку. 5. Егорушка поплелся к бричке и опять от нечего делать занялся струйкой воды. 6.Я буду спать, а ты поглядывай, чтобы у меня из-под головы этого мешка не вытащили. (Из произведений А. Чехова)

II.1. Двести штыков уперлись прямо в небо, сверкнув серебряными остриями, замерли в совершенной неподвижности, и в тот же момент великолепный училищный оркестр грянул торжественный, восхищающий души радостный марш. 2. Распускалось, расцветало какое-то легкое, чудесное, сверкающее счастье и вдруг померкло, исчезло. Весь мир теперь для юнкера вдруг окрасился желтым тоном, тусклым и скучным, точно он надел желтые очки.3. Тут капитан расчувствовался, всхлипнул от слез и запел самым, вероятно, фальшивым голосом на свете. 4. Ибо многому вы еще не доучились и ко многому не привыкли. 5. Как помолодело и похорошело ее лицо. (Из произведений А. Куприна)

III. 1. Что тогда делать? Скрыть невозможно и нельзя. Отдать в солдаты? Выгнать из училища? Телеграфировать на высочайшее имя для осведомления императора? 2. А Ирина Платоновна заехала только на секундочку, посидела, поглядела и опять заторопилась по делам. 3. Я тебя давно знаю. Ты у него досыта насидишься в карцере. 4. Юнкера зашевелились и сейчас же опять замерли с пальцами, устремленными в небо. 5. Вот было все это. Было долго-долго, а теперь отошло навсегда, отпало. Отпало, но не отболело, не отмерло. 6. Теперь Александров мог свободно наглядеться на свою возлюбленную. (Из произведений А. Куприна)

IV. 1. Он расхаживал по казармам, хвастался немилосердно и бесстыдно… (Дост.). 2. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наугад и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. (Пушк.) 3. Они водятся у нас и зимою, но, начиная с весны, разводятся в таких размерах, о которых я хоть и слыхивал прежде, но, не испытав на деле, не хотел верить (Дост.).

Упражнение 2

Охарактеризуйте глаголы по их способности образовывать видовую пару:

1 – соотносительные (парные) глаголы 3 – несоотносительные глаголы несовершенного вида
2 – несоотносительные глаголы совершенного вида 4 – двувидовые глаголы
А Б В
1. ранить 1. перерезать 1. нагрянуть
2. обследовать 2. атаковать 2. очищать
3. двигать 3. грохнуть 3. адресовать
4. хлынуть 4. очнуться 4. запить
5. сверкать 5. регистрировать 5. ловить
6. недоумевать 6. обуть 6. разъезжать
7. вянуть 7. лететь 7. стукнуть
8. вздрогнуть 8. замирать 8. ожидать
9. лежать 9. стоять 9. мерзнуть
10. приплясывать 10. подпевать 10. взволноваться
Г Д Е
1. разговориться 1. уехать 1. плавать
2. пристукивать 2. организовать 2. зарисовать
3. предвидеть 3. заблудиться 3. очутиться
4. побледнеть 4. женить 4. покашливать
5. миновать 5. ринуться 5. предчувствовать
6. спать 6. брать 6. казнить
7. толкать 7. заводить 7. группировать
8. говорить 8. сожалеть 8. находиться
9. заведовать 9. рассердиться 9. положить
10. садиться 10. стоить 10. обитать
Ж З
1. классифицировать 1. искать
2. отдыхать 2. телеграфировать
3. значить 3. присутствовать
4. переругиваться 4. поздороветь
5. успокоить 5. обещать
6. ослепнуть 6. восстановить
7. учреждать 7. распевать
8. разбрасывать 8. раскрасить
9. констатировать 9.выигрывать
10.дать 10.рухнуть
           

Упражнение 3

Определите способ глагольного действия.

1. Сидеть, отсидеть, посидеть, отсидеться, посиживать. 2. Шагать, шагнуть, зашагать, вышагивать, прошагать. 3. Шептать, зашептать, перешептываться, прошептать, шепнуть. 4. Плясать, отплясывать, приплясывать, наплясаться, поплясать, заплясать. 5. Кричать, крикнуть, закричать, покрикивать, покричать, раскричаться, накричаться. 6. Ходить, хаживать, походить, расхаживать, заходить, похаживать, находиться. 7. Шуметь, зашуметь, нашуметься, расшуметься, пошуметь, прошуметь. 8. Есть, доесть, поесть, наесться, переесть, недоесть.

Упражнение 4

Определите способ глагольного действия:

1 – финитивный, 2 – ограничительный, 3 – начинательный, 4 – одноактный, 5 – сопроводительный, 6 – смягчительный, 7 – многократный, 8 – накопительно-суммарный, 9 – завершительный, 10 – прерывисто-смягчительный.

Актеры с трудом (1) доиграли спектакль. В утренней тишине едва слышно (2) позвякивало оружие. Девочка (3) приоткрыла окно и выглянула во двор. Ты сначала в баньке попарься, (4) погрейся, чайку попей, а потом будешь собираться. В саду только что (5) отцвела черемуха и уже были видны тяжелые кисти сирени. Друзья (6) покатались на лыжах и разъехались по домам. К празднику мать (7) напекла пирогов. Гости чинно (8) отобедали ивышли в сад. От неожиданности она громко (9) вскрикнула. Кто-то тихонько (10) подпевал Ольге. (11) Зашевелились, тревожно зашумели над головой сосны. Тучи колючего снега (12) поволокло по земле. Мужик, стоя возле телеги, от холода (13) притопывал худыми сапогами. За спиной громко (14) захохотали. В темноте тревожно (15) поухивал филин. Мы с дедом не раз здесь (16) хаживали по осени. Высланные вперед саперы (17) поработали полдня, и к вечеру дивизия разместилась на ночлег. Из окна (18) дохнуло холодом. Травы (19) накосили много, если хорошо просохнетна зиму должно хватить. Рядом с заглохшим мотоциклом (20) приплясывал замерзший паренек в легкой куртке. Солнце уже (21) догорело, в дом проникают сумерки. Лишь изредка в реке (22) плеснет рыба да слабо (23) зашумит прибрежный тростник. Снег едва (24) припорошил землю. С крыш еще падали капли и (25) постукивали по дощатому тротуару.

Дополнительные задания

· Подготовьте реферат/сообщение по одной из тем:

Категория глагольного вида и ее взаимоотношения с контекстом

Вариантные формы видов в русском языке

Об изучении видов глагола в школе

О способах глагольного действия в русском языке

О значениях глагольного вида в русском языке

· Составьте синквейн по теме «Вид глагола»;

· Составьте кластер по теме «Способы глагольного действия»;

· Подберите дидактический материал по теме «Вид глагола» для учащихся 5 класса (игры, кроссворды, тесты и т.п.);

· Подготовьтесь к компьютерному тестированию по теме.

Литература

1. АГ-80.

2. Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976.

3. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – Раздел VII "Глагол" – §§ 1-8. (любое издание).

4. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. – М., 1971.

5. Современный русский язык. В. 3-х ч.- ч. II / Шанский Н. М., Тихонов А. И.

6. Распопов И.П., Ломов А.М.. Основы русской грамматики – Воронеж, 1984. – С.94-109.

7. Гуревич В.В. О значениях глагольного вида в русском языке // РЯШ – 1971. – №5.

8. Анисимов Г.А. О способах глагольного действия в русском языке // РЯШ – 1974. – №2.

9. Попов Е.Н. Об изучении видов глагола в школе // РЯШ – 1975. – №2.

10. Емельянова С.А. Вариантные формы видов в русском языке // РЯШ – 1974. – №2.

11. Ломов А.М. Категория глагольного вида и ее взаимоотношения с контекстом // ВЯ – 1975. – №5.

12. Дешериева Т.И. К проблеме определения категории глагольного вида // ВЯ – 1976. – №1.

13. Карпухин С. А. Глагольный вид как отражение противоположных свойств бытия // Русский язык в школе. - 2008. - N 4. - С. 72-76

14. Карпухин С. А. Как в учебниках русского языка представлен вид глагола // Русский язык в школе. - 2009. - N 1. - С. 39-42

15. Карпухин С. А. Русский глагольный вид в языковом сознании // Русский язык в школе. - 2004. - N 3. - С. 101-108

16. Карпухин С. А. Семантика несовершенного вида // Русский язык в школе. - 2006. - N 2. - С. 63-69

17. Карпухин С. А. Семантика совершенного вида // Русский язык в школе. - 2005. - N 3. - С. 81-86

18. Сковородкина М. А. К вопросу о грамматической вариативности видовых форм глагола в современном русском языке // Русский язык в школе. - 2010. - N 9. - С. 71-76

19. Ушакова Л. И. О двувидовых глаголах в современном русском языке // Русский язык в школе. - 2003. - N 2. - С. 71-76

20. Новикова Н.С. Пугачев И.А. Синхронно-диахронический подход при изучении темы "Виды глагола" // Русская словесность. - 2010. - N 3. - С. 48-53

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: