Состав коммуникативных учебных действий,




Коммуникативные универсальные учебные действия

как планируемый результат обучения в основной школе

 

Коммуникативная деятельность и общение в культурно-исторической традиции отечественной психологии определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.

- М., 1986.

 

 

Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учетом позиции другого. Формирование этой способности у детей — длительный процесс, начинающийся еще в младенчестве и раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего школьного периода.

Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности, которая представляет собой способность и готовность субъекта к общению, взаимодействию, совместной деятельности с другими людьми.

Формирование коммуникативной компетентности предполагает освоение школьниками коммуникативных универсальных учебных действий.

 

Состав коммуникативных учебных действий,

осваиваемых детьми и подростками на протяжении школьного обучения

 

1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмен информацией — это умение:

- слушать и слышать друг друга;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

- представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме;

- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского / родного языка.

 

2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:

- понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

- готовность к обсуждению разных точек зрения и вработке общей (групповой) позиции;

- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

 

3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — это:

- определение цели и функций участников, способов взаимодействия;

- планирование общих способов работы;

- обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

- способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию;

- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать.

 

4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) — это умение:

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

- переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий.

 

5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества — это:

- уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;

- адекватное межличностное восприятие;

- готовность адекватно реагировать на нужды дугих; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместно деятельности;

- стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.

 

6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности — это:

- использование адекватных языкоых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;

- речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической и иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации — процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.

По кн.: Формирование универсальных учебных действий

в основной школе: от действия к мысли.

Система заданий: пособие для учителя /

под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - С. 57-59.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: