Творческий стиль художественно-эстетической деятельности: сущность и структура




Для определения категории «творческий стиль художественно-эстетической деятельности» важным ориентиром является понятие «стиль». Слово «стиль» берёт своё начало от латинского слова stylus и греческого stylos, что означает «палочка для письма». Возникнув первоначально в античной риторике для характеристики выразительных средств языка, впоследствии термин «стиль» получил чрезвычайно широкое употребление. Начало философско-эстетическому осмыслению категории «стиль» положил Аристотель, который рассматривал его как характерный способ художественного видения и изображения действительности. В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля «стиль» определяется как «образ, вкус, манера».

В терминологический аппарат психологической науки категория «стиль» была введена в 1927 году А. Адлером, определившем его как совокупность особенностей поведения человека, способствующих компенсации его индивидуальных дефектов (физических, психологических, социальных). Существенный вклад в разработку данной проблемы в отечественной психологии внёс Ю. А. Самарин. Согласно его утверждению, стиль играет опосредованную роль в развитии способностей человека и является производным трёх компонентов: направленность личности, степень сознательного владения своими психическими процессами, технические приёмы деятельности.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что понятие «стиль» является междисциплинарным, входящим в аппарат языкознания, искусствознания, психологии, педагогики, лингвистики, социологии, культурологии, эстетики, философии. Так, в философии «стиль» рассматривается как «основанный на определённых закономерностях способ, образ жизни и действий». В психологии это понятие трактуется как «способ существования чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных приёмов». Стиль в искусстве – совокупность особенностей, по которым отличаются друг от друга различные художественные явления; это «наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определённого этапа исторического развития», выражающая суть, уникальность самого феномена художественного творчества. В педагогической науке используется понятие «стиль деятельности», которое означает «совокупность индивидуальных особенностей определённой деятельности личности, влияющую на способ достижения цели этой деятельности, обусловливающую своеобразие её выполнения».

Другое направление в исследовании стилевых явлений связано с разработкой теории индивидуального стиля деятельности, созданной в нашей стране в середине ХХ столетия В. С. Мерлиным, Е. А. Климовым и их последователями в соответствии с принятой в советской философии и психологии концепцией деятельности. В. С. Мерлин определяет индивидуальный стиль деятельности как «целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определённый результат».

Категорию «творческий стиль деятельности» одной из первых ввела в научный обиход Н. Ю. Посталюк. Она рассматривает её как «устойчивое единство способов и средств деятельности, обеспечивающих её творческий характер и целостность» и считает, что для педагогики категория «творческий стиль деятельности» не менее (а может и более) важна, чем «индивидуальный стиль деятельности». Л. Б. Ермолаева-Томина определяет «творческий стиль деятельности» как специфический стиль выполнения любой деятельности, для которого характерны «самостоятельная постановка проблемы, самостоятельный способ решения уже готовых проблем». Согласно позиции В. И. Андреева, творческий стиль деятельности представляет собой «устойчивую, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно творческую активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных лично значимых творческих результатов». В. И. Загвязинский определяет творческий стиль как особый почерк, индивидуальную манеру осуществления деятельности.

Анализ существующих стилевых явлений позволил нам определить сущность понятия «творческий стиль художественно-эстетической деятельности», который мы рассматриваем как особый индивидуальный способ самовыражения личности средствами искусства, для которого характерно устойчивое взаимодействие разнообразных приёмов организации и реализации художественно-эстетической деятельности, обеспечивающих творческую направленность мыслительных и практических действий, позволяющих достигнуть свободы творческих проявлений и значимых результатов в различных видах художественного творчества. Творческий стиль – интегративное качество личности, содержащее в себе соответствующую направленность, целеобразующие особенности, а также умение организовать творческую деятельность. Мы выделяем совокупность взаимосвязанных между собой структурных компонентов творческого стиля художественно-эстетической деятельности, которые включают в себя мотивационно-ценностный, когнитивно-художественный, креативно-личностный, активно-созидательный (рис. 1). Все обозначенные компоненты творческого стиля деятельности не существуют изолированно; они находятся во взаимосвязи и взаимодействии, взаимообуславливая качественные проявления друг друга.

Рассмотрим перечисленные компоненты творческого стиля художественно-эстетической деятельности. Мотивационно-ценностный компонент акцентирован на саморазвитие, самовоспитание, самовыражение; овладение новыми знаниями и умениями в области искусства, их творческое применение; стремление развивать свои творческие способности.

Рис. 1. Структурные компоненты творческого стиля художественно- эстетической деятельности

Данный компонент отражает совокупность различных побуждений, мотивов, потребностей, интересов, целей, ценностей, что определяет направленность и характер деятельности личности. Именно творческая направленность личности, выражая её мотивационную структуру, обуславливает динамику продуктивного практико-познавательного процесса. А. И. Савенков подчёркивает, что в последнее время многие исследователи приняли точку зрения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности (в том числе и творческого потенциала) следует считать мотивацию.

Следующим важным компонентом творческого стиля художественно-эстетической деятельности является когнитивно-художественный, предполагающий необходимость приобретения, усвоения, осмысления новых знаний в области искусства, которые являются своеобразной «строительной базой» творческой деятельности, за пределы которых она выйти не может. Когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») – термин, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение. Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Уровень сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности личности определяется также и наличием у неё способностей к творчеству (креативно-личностный компонент). В Большой современной энциклопедии по педагогике приводится следующее определение творческих способностей: «Творческие способности – синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определённого вида творческой деятельности и обуславливающих уровень её результативности». Отражением уровня творческой одарённости, способности к творчеству, составляющего относительно устойчивую характеристику личности является креативность (creativity). В трудах отечественных исследователей данный термин рассматривается как «творческость», творческие возможности человека.

В Новейшем психологическом словаре даётся следующее определение креативности: «Креативность (от лат. creatura – создание) – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации». Анализ работ Л. Б. Ермолаевой-Томиной, С. Л. Колосовой, А. В. Морозова, А. И. Савенкова, А. В. Хуторского, Д. В. Чернилевского и др. показал, что креативность, как интегративная способность, охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству.

Мы согласны с утверждениями учёных, что для эффективного осуществления творчества и формирования творческого стиля деятельности необходимо реализовать целый комплекс творческих способностей. К их числу мы относим следующие: воображение, дивергентное мышление, стремление к открытию нового, выдвижению оригинальных идей, быстрота и гибкость мышления, познавательная активность, способность к самостоятельным действиям и суждениям, проявлению индивидуальности. Для формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности необходимыми, на наш взгляд, также являются: образное мышление, эмоциональность, эстетическое отношение к действительности и специальные художественные способности, которые требуются для осуществления деятельности в области искусства. В процессе осуществления творческой деятельности в области искусства реализуется комплексное сочетание творческих способностей школьников; их синтез содействует эффективному формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности личности.

У каждого человека существуют собственно индивидуальные особенности восприятия, памяти, мышления, воображения, а также эмоций и воли, темперамента и т.д., которые, безусловно, влияют на его творческие возможности. Л. С. Выготский замечает, что «при родовой общности строения человеческого тела и поведения каждая конституция отличается особыми, неповторимыми, ей одной принадлежащими качествами и свойствами, и, в сущности, представляет собой вариацию того среднего типа «человека вообще». Внимание к этим конкретным особенностям каждого из отдельных людей, само собой разумеется, должно сделаться обязательным для педагога и психолога».

Следующим компонентом творческого стиля является активно-созидательный, который определяет возможности личности к творческому преобразованию окружающей действительности; предполагает овладение способами и приёмами осуществления творческой деятельности; отражает умение воплощать креативные идеи и замыслы в различных видах художественно-эстетической деятельности. Активно-созидательный компонент – это практическое овладение алгоритмами созидательной, преобразующей творческой деятельности. При этом основными критериями успешности творчества становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, активность и продуктивность.

Таким образом, подводя итоги вышеизложенному, подчеркнём, что творческий стиль художественно-эстетической деятельности – сложная многомерная система, формирование которой реализуется в совокупности всех её компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивно-художественного, креативно-личностного и активно-созидательного, которые взаимосвязаны, взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. Сформированный творческий стиль – яркий показатель высокого уровня развития творческой личности. Согласно нашему пониманию, творческая личность – это субъект деятельности, обладающий определённым уровнем сформированности творческого стиля, что проявляется в наличии у него устойчивой мотивации к осуществлению креативной деятельности; необходимых знаний, умений, навыков; творческих способностей, помогающих осуществлять деятельность наиболее эффективно; стремления к раскрытию своего творческого потенциала. Для успешного становления и развития творческой личности, по нашему мнению, необходимо стараться в любую деятельность вносить творческое начало; стремиться к саморазвитию, самореализации и самовыражению, становясь творцом собственной жизни. В этом случае, по утверждению Л. С. Выготского, «жизнь человека сделается непрерывным творчеством, одним эстетическим обрядом, который будет возникать не из стремления к удовлетворению отдельных мелких потребностей, но из сознательного и светлого творческого порыва. Еда и сон, любовь и игра, труд и политика, каждое чувство и каждая мысль сделаются предметом творчества».

Задание: Изучаем; Зарисовать Рис.1. (фото мне в личку).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: