Закрепление и развитие умения.




Освоение этого умения дает ребенку определенную звуковую базу, которая позволит ему выполнять простые указания, требующие одного действия. Теперь эти указания уже могут относиться ко всему, что есть в доме. Умение внимательно слушать (а в этом ребенок практиковался на всех занятиях) потребуется ему в повседневной жизни для выполнения самых разных указаний. Теперь вы знаете, что он может из нескольких предметов или действий выбрать то, что нужно. Конечно, реальные бытовые ситуации чаще всего будут ставить перед малышом более трудные задачи - ведь в комнате будут находиться уже не четыре предмета, а гораздо больше, и они могут отвлекать его внимание. Но если вы, обращаясь к ребенку, будете упоминать знакомые ему предметы и действия, то вполне можете рассчитывать, что он ответит на вашу просьбу правильно.

Всегда, - не только во время занятий, - очень важно сначала добиться концентрации внимания ребенка. Если вы заметите, что малыш невнимателен или переключился на что-нибудь другое, вновь привлеките его внимание к себе и повторите полностью все указание. Не пытайтесь как-то помочь ему, пока не убедитесь, что он действительно выслушал все, что вы сказали.

Теперь ваши просьбы не должны ограничиваться только четырьмя предметами и четырьмя действиями, как это требовалось при отработке умения. В самом деле, вам следует стремиться расширить словарный запас ребенка, в том числе, и запас слов, обозначающих действия. Нет нужды жестко придерживаться фраз, состоящих только из двух слов - можно использовать и более длинные фразы, если они содержат центральную идею и требуют выполнения лишь одного действия. Попробуйте ввести указания типа: "Дай это папе!", "Расчеши куколке волосы!", "Принеси мне твое полотенце!", "Убери это!", "Вымой коленки!"

На том уровне развития, о котором мы говорим, ваш ребенок (независимо от того, кто он - мальчик или девочка!) должен уже охотно принять предложение поучаствовать в более продолжительной игре, в которой кроме куклы были бы такие предметы домашнего обихода, как игрушечный чайный сервиз, настоящая кухонная утварь, кукольная кроватка и все, что нужно для уборки. Такого рода игры - один из лучших способов научить ребенка применять знакомые слова на практике и узнавать новые слова, обозначающие действия. Одновременно можно упражняться в умении определять предметы по их функциям (см. параграфы ВР.В.46-48), например, так:

Мама: Обезьянка хочет есть.

Малыш: (не реагирует)

Мама: Чем мы едим?

Малыш: (берет ложку)

Мама: Мы едим ложкой. Обезьянка может поесть?

Малыш: (кормит обезьянку)

Мама: Ам-ням-ням. Ей нравится еда. А сейчас вытри ей мордочку!".

Кроме того, можно попробовать включить в игру воображаемые предметы и с помощью мимики и жестов произвести с ними какие-нибудь действия.

Подумайте о глаголах, которые вы могли бы употребить по отношению к другим игрушкам. Можно ведь заниматься с машинками, автобусами, поездом (толкни, покати, останови), с мячом (брось, покати, ударь), с коробочками (открой, закрой, потряси, подвинь) и т.д.

Вводя новое слово, обозначающее действие, не забывайте о необходимости одновременно расширять диапазон вариантов, предлагайте больше предметов, используйте больше действий.

 

ВР.Г.42. ВЫПОЛНЯЕТ УКАЗАНИЯ, В КАЖДОЕ ИЗ КОТОРЫХ ВХОДЯТ ДВЕ ПАРЫСЛОВ; В КАЖДОЙ ПАРЕ ОДНО СЛОВО ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ, А ДРУГОЕ - НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА.

Прорабатывая параграф ВР.В.52, мы учили малыша выполнять указания, состоящие из двух частей. Ему предлагалось четыре предмета, и в ответ на просьбу: "Дай мне... и...!" он должен был дать вам два названных вами предмета. Сейчас мы начнем учить ребенка выполнять просьбы, которые включают в себя два разных действия и два разных предмета. Очевидно, что прежде, чем приступить к этим занятиям, нужно, чтобы малыш научился делать то, что требуется в параграфе ВР.В.52. Переход от простых просьб, включающих в себя одно действие, к просьбам типа: "Сделай это, а затем сделай то!" знаменует собой большой шаг вперед. В повседневной жизни такие просьбы встречаются очень часто, поэтому так важно научить ребенка их выполнять. Мы говорим: "Возьми ранец и подожди у двери!" или "Поцелуй папу и беги в постель!".

Занятия мы будем проводить за столом или в спокойной игровой обстановке, вдали от всего, что может отвлечь внимание. Немного позже (параграф ВР.Г.65) мы займемся развитием этого умения уже в "реальной" домашней обстановке.

 

Как оценить.

Материалы; Четыре знакомых ребенку предмета.

Способ: Предлагаемые действия будут зависеть от того, какие вы выберете предметы. Если вы выбрали "одушевленные" предметы - куклу, собачку, мишку, корову, - можно использовать действия типа "подними", "шлепни", "уложи", "посади". Если ваши предметы - "неодушевленные", например, кубик, машинка, ложка и чашка, то можно предложить такие действия, как "подвинь", "подуй", "дай" и "возьми". Отбирая для оценки предметы и действия, ориентируйтесь на знания малыша.

Пусть каждое ваше указание включает в себя просьбу произвести два разных действия с двумя разными предметами. Обе части фразы соедините союзом "и". Вот несколько примеров.

"Посади куколку и подними мишку!"

"Уложи коровку и шлепни куколку!"

"Подвинь кубик и дай мне машинку!"

"Подуй на чашку и дай ложку!"

Дайте малышу пять указаний такого рода. Каждый раз выделяйте ему побольше времени для ответа. Не вмешивайтесь в его действия, стремясь помочь. Если же вы все-таки сделаете это, то такую попытку нельзя будет оценить положительно.

Результат положительный, если ребенок в четырех случаях из пяти выполнит ваше указание правильно.

 

Как учить.

Прежде, чем дать ребенку указание, необходимо убедиться, что он смотрит на вас и слушает то, что вы говорите.

Сначала сами продемонстрируйте, что нужно сделать, и опишите свои действия: "Смотри, я могу поднять куколку И поцеловать мишку".

Если малыш выполнит первое действие, а дальше дело не пойдет, ничего не говоря, верните первую игрушку на место, вновь привлеките к себе его внимание и повторите указание с начала до конца.

Если малыш застрянет на том же самом месте, напомните ему, что нужно сделать что-то еще, сказав: "и...???" или "Подними куколку и...???"

Если ребенок все-таки не вспомнит вторую часть вашей просьбы, поставьте на место все предметы, еще раз постарайтесь привлечь к себе его внимание, повторите все задание и помогите малышу выполнить каждую его часть.

Не следует пытаться разбить просьбу на две части ("Подними куколку...Хорошо, а теперь поцелуй мишку!". Это не поможет малышу освоить данное умение и явится лишь тренировкой умения отвечать на просьбы, которые требуют выполнения одного действия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: